search
main
0

Качество XXI века Квалифицированного специалиста невозможно подготовить в обшарпанных стенах

Для высшей школы проблемы качества подготовки специалистов всегда были актуальны. В сегодняшней демографической ситуации, когда резко обостряется конкуренция вузов на рынке образовательных услуг, оно становится основным фактором успеха. Не случайно в Концепции модернизации российского образования, одобренной Госсоветом, качество образования выделено среди главных приоритетов.

Важнейший фактор, влияющий на уровень профессиональной подготовки специалистов, – это квалификация профессорско-преподавательского состава вуза, наличие научно-педагогических школ. В трудные годы перехода экономики страны на рыночные отношения благодаря разумной, взвешенной политике, принятию ряда экстренных мер нам удалось избежать сокращения штатов, сохранить лучших профессионалов академии и продолжить качественную подготовку специалистов.
Но сегодня возникает проблема старения кадров. Оптимальное решение – подготовка специалистов высокой квалификации в аспирантуре и докторантуре. В академии сегодня действуют 4 докторских и 1 кандидатский диссертационный совет, а обучение в аспирантуре и докторантуре проводится по всем профильным специальностям.
Следует отметить, что интеллектуальный потенциал академии за последние годы значительно вырос, но работа по подготовке кадров высшей квалификации, особенно докторов наук, требует дальнейшего совершенствования.
Трудно создать необходимые условия для научной карьеры молодых ученых, обеспечить повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Мы активно работаем над этим. Приятно отметить, что руководство области, и прежде всего губернатор Евгений Степанович Савченко, с пониманием относится к нашим проблемам. В трехстороннем соглашении заложены решения о выплате именных стипендий за счет областного бюджета молодым аспирантам и докторантам. Строится жилье для начинающих специалистов, причем 50% его финансирования взяла на себя областная администрация. Это по-настоящему государственный подход, если учесть, что в академии обучаются студенты почти из шестидесяти регионов России.
Еще один важный фактор качества образования – методическое обеспечение учебного процесса, его связь с научной деятельностью. Уже сегодня в методических разработках мы учитываем будущий постепенный переход от предметного обучения к междисциплинарному.
Академией накоплен интересный опыт: научно-производственные бригады. Ярким примером может служить многолетняя работа кафедры технологии цемента под руководством профессора Классена. Выезжая на действующие цементные заводы, бригады в составе преподавателей, научных сотрудников и студентов отлаживают технологический процесс, решая сложную инженерную задачу – обеспечить реальную экономию энергетических ресурсов, а самое главное – ребята получают неоценимый опыт научной творческой работы. Прошедшие такую школу не станут торговать на рынке. Они ценят себя как специалистов уже со студенческой скамьи.
Задачу повышения качества образования нельзя решать без соответствующего материально-технического обеспечения – это аксиома. И мы очень серьезно занимаемся переоснащением лабораторий, заменой устаревшего оборудования. Утверждена пятилетняя программа совершенствования учебно-лабораторной базы, получившая поддержку Министерства образования. Началась реализация комплексного плана по развитию информационных систем в академии. Открываются новые компьютерные залы, оснащенные самым современным оборудованием. Мы убеждены, что специалиста, отвечающего требованиям XXI века, невозможно готовить там, где его окружают обшарпанные стены и прочие признаки разрухи. Созданию современной предметно-пространственной среды в академии уделяется огромное внимание. Мы не жалеем затрат на то, чтобы наших студентов и преподавателей окружали красивые интерьеры и ландшафты, чтобы инфраструктура вуза была не только функциональной, но и комфортной.
Эта деятельность органично вписывается в принятую в области программу “Качество жизни”. Созданный на базе академии Духовно-культурно-спортивный центр развивается благодаря постоянной финансовой поддержке областной администрации. Наши первокурсники сразу после зачисления работают на благоустройстве академии. А студенты старших курсов все активнее вливаются в возрожденное движение строительных отрядов, приобретая навыки, необходимые будущим руководителям производства.
На конечный результат образовательного процесса, несомненно, влияет и уровень подготовленности абитуриентов, будущих студентов. При отборе мы взаимодействуем с другими образовательными учреждениями разного уровня, работаем со школьниками, в том числе с одаренными детьми, организуем подготовительные курсы, региональные олимпиады.
Качество образования во многом зависит от способности студента к творческому, логическому мышлению. В связи с этим у нас возникают большие сомнения по поводу введения тестовых методик вступительных экзаменов. Тестированием можно определить только способность к механическому заучиванию, зубрежке. Есть основания полагать, что предлагаемая система не обеспечит доступность образования, но отрицательно повлияет на его качество.
Уровень качества подготовки специалистов зависит от целого комплекса равнозначных факторов. Сегодня нами уже немало сделано. Но неиспользованных резервов еще много. А это значит, что в рамках социального партнерства во всех разделах коллективного договора необходимо предусмотреть совместные меры по решению вопросов социальной защиты работающих и обучающихся.

Анатолий ГРИДЧИН,
ректор Белгородской
государственной
технологической академии
строительных материалов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте