Быстро меняющиеся условия жизни, стремительные информационные потоки, наукоемкие технологии требуют воспитания новой личности, адаптированной к этим условиям. Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий доступности качественного образования, создав для этого правовые и экономические условия. Это нашло отражение в приоритетном национальном проекте «Образование», президентских образовательных инициативах «Наша новая школа».
Доступность качественного образования означает государственные гарантии обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы, в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка.Один из резервов наиболее полного удовлетворения запросов жителей в сфере образования, учитывающих индивидуальные склонности и способности каждого ребенка, улучшения качества личностно ориентированной образовательной среды – расширение спектра образовательных услуг путем предоставления дополнительных платных образовательных услуг по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, не предусмотренных соответствующими образовательными программами, федеральными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями.Возможность предоставления платных образовательных услуг предусматривает устав образовательного учреждения, в котором должен быть перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг. Образовательное учреждение должно иметь лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в нем в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся.Организация этих услуг для всестороннего удовлетворения потребности населения, несомненно, вызывает определенные сложности для руководителя учреждения. Это и недостаточное наличие правовой и методической базы, и наличие строжайших проверок и контроля со стороны вышестоящих организаций, и слабая культура по данному вопросу населения, и нередко некомпетентные, необоснованные жалобы в высшие инстанции, и даже недостаточная финансовая поддержка руководителя учреждения в работе по этому направлению. Именно поэтому большинство образовательных учреждений для избежания лишних проблем дополнительные платные образовательные услуги не оказывают вовсе.Но вместе с тем именно организация платных дополнительных образовательных услуг позволит сегодня директору школы извлечь массу положительных моментов из этой сферы деятельности. Например, у него появляется возможность привлечения дополнительного финансирования (конечно, при определенных трудозатратах, и немалых, со стороны школы) педагогов и других сотрудников учреждения; стимул работать лучше, потому что, как правило, к оказанию платных услуг привлекаются более профессиональные кадры. Именно под них и решаются родители на участие в платных услугах, что в свою очередь дает возможность роста рейтинга педагогов.Руководитель при оказании платных услуг имеет большую возможность подбора новых более профессиональных кадров, увлеченных людей, так как у него появляются дополнительные рычаги стимулирования, условия для работы, возможность предоставления педагогам дополнительного заработка. Он получает финансовые средства, позволяющие ему улучшать материальную базу учреждения, приобретать основные средства, осуществлять ремонтные работы.При оказании платных услуг удовлетворяется потребность родителей, а это значит, что учебное заведение, изучив спрос населения, стремится быть востребованным и работает в интересах социума, повышая при этом свой рейтинг (в свете подушевого финансирования сегодня для школы очень важно). Важно, что при этом многое школа делает для детей: дошкольники и обучающиеся имеют возможность дополнительного разностороннего развития по нужным им направленностям; дети больше времени проводят под присмотром взрослых, тем самым избегая множества «уличных проблем», влияния телевизора, интернет-воздействия. У педагогического коллектива остается возможность через все платные занятия продолжать воздействие на духовно-нравственное воспитание обучающихся, что, скажем, мы в своем коллективе считаем сегодня очень значимым в сфере воспитания личности.Если речь идет о подготовке для поступления в вуз, то родителям предоставляется возможность снять проблемы переезда детей на длинные расстояния для посещения каких-либо курсов при институтах, отпадает позднее возвращение с курсов, а это сохранение здоровья и безопасность детей. Немаловажно то, что там, где осуществляется денежная оплата за тот или иной вид деятельности, большую ответственность чувствуют и дети, и их родители. Результат, как правило, успешность детей в системе платных услуг, высокий уровень посещаемости. За свои деньги «болеют» не только родители, но и дети – прогулов, как правило, не бывает.Работу по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг наш Центр образования ведет фактически с момента его открытия в 2003 году. За это время накоплен некоторый опыт работы, сформирована нормативно-правовая база на основе нормативных документов, рекомендаций федерального и городского уровней.Формирование системы дополнительных платных образовательных услуг на очередной учебный год начинается в апреле-мае текущего года. Администрация и педагогический коллектив проводят предварительное изучение спроса в дополнительных платных образовательных услугах и предполагаемого контингента учащихся. Эта работа проводится среди родителей микрорайона и учащихся путем информирования их о возможностях организации основной и дополнительной образовательной деятельности через сайт и школьную газету Центра образования, при проведении дней открытых дверей, их последующего анкетирования, обсуждения на родительских собраниях, классных часах, изучения мнения родителей детей дошкольного возраста и в других формах.Полученные данные изучают, обобщают заместители директора Центра образования, курирующие соответствующие направления работы, и представляют директору конкретные предложения об открытии групп платных дополнительных образовательных услуг.При этом мы учитываем реальные материальные и кадровые возможности, наличие свободных помещений, готовим такие локальные акты, как «Положение об оказании дополнительных платных образовательных услуг», «Положение о порядке оплаты труда работников, привлеченных на договорной основе к выполнению работ по предоставлению платных образовательных услуг», «Дополнительное штатное расписание системы платных дополнительных образовательных услуг», которые утверждаются приказом директора.На собрании работников Центра образования мы обсуждаем предложения и принимаем решение о формировании системы платных дополнительных образовательных услуг на очередной учебный год. По предложению заместителей директора и с личного согласия работников формируется персональный состав административных, педагогических работников, обслуживающего персонала, привлеченных к выполнению работ по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг в соответствии с утвержденным штатным расписанием. На основании личного заявления работника и договора, заключенного с администрацией Центра образования, издается приказ руководителя о назначении на соответствующую должность временно – на период работы системы платных услуг, с 1 октября по 31 мая.Формирование групп платных дополнительных образовательных услуг оформляется приказом директора Центра образования на основании заявления родителей, анкеты и договора между родителями или лицами, их заменяющими (заказчиками), учащимися, достигшими 14-летнего возраста (потребителями), и Центром образования в лице директора (исполнителем). Договор заключается только на добровольной основе, причем до его заключения родители и учащиеся в обязательном порядке знакомятся с основными документами, регламентирующими порядок предоставления платных образовательных услуг, правами и обязанностями сторон. Сумму и порядок оплаты мы определяем на основании сметы расходов и фиксируем в договоре.В соответствии с положениями действующего коллективного договора Центра образования №2006 детей работников Центра образования мы зачисляем в группы платных образовательных услуг на льготной основе – родители полностью освобождаются от оплаты. Образцы заявлений, анкет и договоров разработаны конкретно для каждого вида платных образовательных услуг и соответствующих категорий заказчиков и потребителей, включая льготников, и содержат всю необходимую существенную информацию, что не только значительно облегчает процедуру оформления документов, но и делает ее понятной и прозрачной для всех участников договора.Учебный процесс в группах платных дополнительных образовательных услуг мы организуем в соответствии с требованиями охраны труда, санитарных норм и правил, на основании учебных планов, программ, графиков и расписаний, разработанных администраторами и педагогами, рассмотренных на заседаниях соответствующих методических объединений, согласованных с заместителями директора, курирующими это направление, и окружными методистами, утвержденных директором Центра образования.Основной документ, регламентирующий финансовую деятельность Центра образования по предоставлению платных услуг, – смета доходов и расходов, разработанная экономистом, утвержденная директором, реализацию которой осуществляет главный бухгалтер. До заключения договора о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг заказчик и потребитель знакомится со всеми этими документами.Вера ИЛЮХИНА, директор ЦО №2006, заслуженный учитель РФИнформация к сведениюЛюбому начинающему руководителю необходимо знать, что к платным дополнительным образовательным услугам ни в коем случае не относятся:- углубленное изучение отдельных предметов в лицеях, гимназиях, в гимназических классах или школах с углубленным изучением отдельных предметов, которые в соответствии со своим статусом должны реализовывать их в рамках основных образовательных программ;- проведение занятий за счет часов, отведенных в основных образовательных программах на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, для организации курсов по выбору обучающегося;- снижение установленной наполняемости классов, деление на подгруппы при реализации основных образовательных программ;- применение коррекционных методик при освоении обучающимися общеобразовательных программ;- дополнительные занятия с неуспевающими;- психологическое сопровождение образовательного процесса;- проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи;- сдача экзаменов в порядке экстерната.Стоимость получения платных дополнительных образовательных услуг должна обосновываться сметой затрат на их осуществление. Расходование средств должно происходить в соответствии с утвержденной сметой.Порядок осуществления платных дополнительных образовательных услуг должен регламентироваться локальными актами.Для организации платных дополнительных образовательных услуг в образовательном учреждении прежде всего необходимо изучить спрос на дополнительные образовательные услуги и определить предполагаемый контингент обучающихся, затем просмотреть условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране труда и безопасности и здоровья обучающихся, соответствие учебно-материальной базы, наличие специалистов.Образовательное учреждение обязано заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые услуги должна производиться только через Сбербанк.На основании заключенных договоров издается приказ об организации работы учреждения по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, предусматривающий ставки работников подразделений, график работы, учебные планы, штаты, смету затрат.Со специалистами должны быть заключены трудовые договоры на выполнение платных дополнительных образовательных услуг. Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон. При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную стоимость и спецналога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.
Комментарии