– Открытость системы, абсолютнейшая доступность информации обо всех важнейших событиях, происходивших в системе образования города в прошедшем учебном году, через сайты, через еженедельные встречи с журналистами в департаменте, через открытый доступ, более того, хранящиеся в архиве записи еженедельного видеоселектора департамента, может быть, и есть один из результатов прошедшего учебного года. Сама открытость и доступность информации уже предполагают желание системы образования быть такой, какой она нужна москвичам, Москве. За прошедшие два года стабилизировался и вырос на сто миллиардов рублей бюджет столичной системы образования (в 2013 году – 257 миллиардов), несмотря на то что часть очень недешевых учреждений, которые ранее были в системе образования, но занимались с детьми-сиротами и другими подобными категориями детей, сегодня переведены в систему социальной защиты, есть учреждения, которые занимались в основном спецификой, связанной с Департаментом культуры, и теперь ушли в систему культуры.
За исключением нескольких, к сожалению, сотен детей на новых присоединенных территориях, в Москве предоставлены места в детских садах всем нуждающимся детям в возрасте от трех до семи лет. Здесь идет такое хорошее соревнование между молодыми семьями и системой дошкольного образования, поэтому мы каждый год получаем в детские дошкольные отделения школ детей примерно на 20 тысяч больше, чем уходят из детских садов в школу. Понятно, что весь город обязан этому радоваться, рождаемость растет, и растет очень хорошими темпами. Мы тоже радуемся, но для нас это серьезная задача, которая в своем объеме каждый год увеличивается. Можно сказать, если в 2010 году дошкольное образование получали менее 300 тысяч детей, то сейчас 424 тысячи детей получат дошкольное образование. Сегодня у нас практически уже 99% детей по электронной очереди в первый класс зачислили в школу. Но тем не менее есть еще время, и я думаю, что никаких проблем у жителей Москвы с записью в первый класс уже в основном нет.Наши выпускники получили аттестаты, которые раньше красиво называли аттестатами зрелости. Очевидно, что у нас результаты в этом году точно не хуже прошлых лет. Когда у выпускника прекрасная учебная история, победы на разных олимпиадах (на школьных, на окружных, на городских, на всероссийских), когда по всем нашим диагностикам, контрольным работам, которые Московский центр качества образования проводит в школах, в течение всего учебного года тоже высокие результаты и соответственно высокие результаты по данному предмету на едином госэкзамене, то это, естественно, не вызывает никакого удивления, сомнения. С огромным удовлетворением могу сказать, что у нас произошел качественный скачок в количестве победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В этом году у нас лучший результат за все годы участия сборной Москвы во Всероссийской олимпиаде – 84 победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады, их можно называть абсолютными победителями, потому что это ребята, занявшие первые места. 21,4% победителей и призеров олимпиады в России – московские школьники, в 2010-м их было 18,8%. Особо радует та хорошая тенденция, что у нас каждый год растет число школ, в которых готовят этих победителей: если в 2010 году у нас была 421 школа, которая подготовила победителей и призеров городского этапа, то в этом году таких школ 579. Это очень заметный скачок, а еще более заметный скачок – увеличение количества школ, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Если в 2010 году 74 школы давали таких победителей и призеров заключительного этапа, то в этом году 128 школ имеют среди своих учеников победителей и призеров заключительного всероссийского тура. Вряд ли бы это было возможно, если бы не возросла резко массовость участия школьников в предметных олимпиадах. Я могу сказать, что только в Московской предметной олимпиаде количество участников с 28 тысяч в 2010 году выросло до 101 тысячи в 2013 году. Немного нужно сказать о том, что именно системная работа по контролю, постоянному мониторингу знаний, прохождения программ, уровня результатов, которую ведут московские школы вместе с Московским центром качества образования, ведет к тому, что количество таких участников из года в год растет. Причем мы стараемся, чтобы это было в первую очередь по заявкам самих школ, ибо им особенно важно знать результаты независимой диагностики и своей работы. В прошедшем году было 684 с лишним тысячи участников таких диагностик против 355 в предыдущем учебном году.Практически подведены итоги отбора школ, которые станут получателями гранта мэра, количество которых в этом году увеличено: если в прошлом году у нас было 135 грантов мэра, то в этом году их будет 220. Средняя зарплата учителей всех школ Москвы была открыто опубликована в одном из номеров «Учительской газеты-Москва», каждый учитель и каждый житель Москвы теперь могут увидеть, насколько сегодня адекватно оплачивается труд наших педагогов (средняя зарплата в I квартале у учителей была 64 тысячи рублей). Я никогда не считал и не буду считать, что зарплата может быть избыточной, думаю, зарплата должна быть адекватной тем усилиям, тому труду, который затрачивают наши педагоги. Особо приятно, что растет средняя заработная плата воспитателей дошкольных отделений. В I квартале 2013 года она составляла 41,5 тысячи рублей против 25 тысяч рублей в 2010 году. Там, где детские сады влились в состав общеобразовательных школ, происходит, может, для кого-то удивительное, а для меня абсолютно логичное явление: коллективы школ понимают, что дошкольное отделение школы сегодня, наверное, самый важный элемент привлекательности школы для родительского сообщества, то есть школа сейчас начинается с дошкольного отделения. Поэтому они львиную долю своих резервных ресурсов, а они у них были, направили на подъем заработной платы в дошкольных отделениях, что сказалось на результате. Все данные о системе столичного образования сегодня есть в свободном доступе, думаю, это и есть один из результатов прошедшего учебного года в системе образования Москвы. Это позволяет нам сегодня говорить о том, что самая главная задача для всей нашей системы – это, конечно, качество. У многих людей потребности разные, у детей тоже, поэтому одним из важнейших элементов будущей работы становится расширение возможностей для выбора как очень важной категории – выбора семьи, выбора школьников, выбора учителей, выбора руководителей образовательных учреждений. Если нет выбора, то нет возможности реализации разных потребностей, ну а если нет возможности реализации разных потребностей, то трудно говорить о качестве, потому что качество – это все-таки степень соответствия потребностям тех людей, тех семей, которые пользуются услугами системы образования, которые сегодня находятся в системе образования Москвы в качестве учеников, родителей, учителей, руководителей. Исаак КАЛИНА, и.о. министра образования Москвы
Комментарии