search
main
0

Качество образования необходимо улучшать комплексно. Виталий ГУТМАН, министр образования и науки Астраханской области

– Виталий Александрович, как известно, в Астраханской области в рамках реализации ПНПО успешно внедряется комплексный проект модернизации образования – грант, выигранный регионом в марте текущего года в числе 21 субъекта РФ. Расскажите, с чего все начиналось? И какие нововведения вы считаете наиболее важными для того, чтобы региональная система образования вышла на более высокий качественный уровень?

– Победу региона в этом конкурсе рассматриваю как продолжение большой работы, начатой в 2005 году. Тогда ситуация в региональном образовании менялась быстрыми темпами, и разрабатывать какие-то долгосрочные программы просто не имело смысла. И мы пошли другим, более коротким и, как оказалось, верным путем – разработали стратегический план модернизации системы образования на 2005-2007 годы. Заложили в него основные приоритеты, запустили необходимые механизмы.

Первый из них – организационно-финансовый, а именно нормативно-подушевое финансирование системы общего образования, которое действует в регионе с января 2006 года. Конечно же, было сопротивление. В чем нас только не обвиняли – и в преступной деятельности, и в уничтожении системы. Нас попытались ввести в рассуждения о нормативе, что в нем должно быть, предлагали исходить не от реальности, а от пожеланий. Но ведь известно, что в желаниях трудно остановиться, ведь человеку все время хочется чего-то большего. Мы смотрели на вещи реально, исходили из бюджетных средств и количества учеников. То есть в норматив мы ввели все государственные обязательства перед системой образования. Мы понимаем, что многим школам этих денег не хватит. Предположим, реально норматив 10 тысяч рублей на одного ребенка, но в школе, расположенной в дельте Волги, он будет составлять более 60 тысяч рублей. Вследствие этого мы ввели поправочные коэффициенты и так называемый коридор допустимых отклонений.

Введение нормативов повлекло за собой необходимость реструктуризации сети общеобразовательных школ. Все лозунги о том, что закрывается школа – умирает село, это социальный миф. А мифы, как известно, в общественном сознании очень устойчивы. На самом деле все наоборот. Если в селе нет работы, то из него будет уезжать молодежь, следовательно, детей будет все меньше и меньше, и школа постепенно перестанет существовать. Как и в других регионах, мы стали создавать базовые школы и осуществлять подвоз детей. Эта система хорошо работает в Камызякском районе. Конечно, на юге области этого не сделаешь. Например, в Володарском районе, который расположен в дельте Волги, есть школы, куда детей переправляют на лодках и катерах.

Когда запустили приоритетный национальный проект «Образование», то его идею раздачи всем поровну я посчитал не совсем верной. Как вы знаете, все началось с выплат классным руководителям. Всем по тысяче рублей. Но у одного учителя в классе 25 детей – ему дадут тысячу, а у другого меньше – значит, ему дадут меньше. Люди как работали, так и работают. По большому счету ничего не изменилось. Потом стали помогать лучшим школам, которые внедряют так называемые инновационные технологии. Но это все очень спорно. Ведь классно-урочная система в образовании не меняется со времен Яна Коменского. Какие здесь инновации? Отбирая лучшие школы, мы разработали свою модель в рамках полномочий, которая позволила получить миллионный грант даже школам с численностью детей до 100 человек, определяя лучших учителей – ввели квотирование по предметам.

Губернатор Александр Жилкин, помимо президентской премии лучшим учителям, учредил грант в размере 50 тысяч рублей для 100 педагогических работников. Если по линии национального проекта стимулируются только учителя общеобразовательных школ, то грант губернатора у нас могут получить и специалисты детских садов, педагоги дополнительного и профессионального образования.

– Как вы считаете, переход на отраслевую систему оплаты труда – это реальная необходимость или просто желание модернизации?

– Здесь я вижу две составляющие вопроса. Первая – политическая. Государство демонстрирует, что оно обратило внимание на систему образования и заботится об учителе. Вторая – абсолютно адекватная: ЕТС полностью исчерпала себя, она приводит к уравниловке, к тому, что нет необходимости хорошо работать. В 1992 году я был директором школы и хорошо помню, как представители наших областных профсоюзов кричали на митинге, что ЕТС разрушит систему образования. Как видите, мы прожили 15 лет и ничего не разрушили. Точно так же ничего не разрушит и отраслевая система оплаты труда. В трудные годы ЕТС спасла российское образование. В режиме функционирования это очень удачная система. Повысил разряд – получил на 200 рублей больше. Заработал 10 лет стажа, дошел до 12-го разряда. Сегодня как воздух необходима новая стимулирующая система, работающая на качество и результат, по которой легко было бы понять, за что учитель получает деньги. Я считаю, что введение отраслевой системы оплаты труда – своевременно и необходимо. В двух районах мы перешли на ОСОТ, там существенный рост заработной платы. Если в среднем по области зарплата учителя составляет 6300-6400 рублей, то в районах, где действует отраслевая система оплаты труда, – 9750 рублей. Причем самое большое преимущество новой модели не в том, что растет учительская зарплата, а в том, что она растет у всех учителей по-разному, в зависимости от результата.

– В чем особенности астраханской модели отраслевой системы оплаты труда?

– В первую очередь в том, что мы не делим учителей по предметам. Работа учителя физической культуры так же важна, как и работа учителей русского языка и литературы, математики, физики, химии, иностранного языка и других предметов. У нас нет ученико-часов. Это очень большая проблема. Когда сельскому учителю говорят, что он будет получать в зависимости от количества учеников в классе, то сам собой напрашивается вопрос: в чем педагог виноват, что в селе нет детей. Сегодня в школе у ученика нет права выбора педагога. Давайте отменим обязательность посещения занятий. Двадцать пять учеников идут к одному учителю, а к другому приходят десять. Вот тогда будем платить учителю по факту.

– Как в регионе обстоят дела с внедрением информационно-компьютерных технологий в городских и сельских школах?

– Школы Астраханской области оснащены компьютерами на уровне федеральной нормы. Мы одни из первых в Южном федеральном округе подключили все школы к интернету. Проблема не в количестве компьютерной техники, а в ресурсе и психологии учителя, чтобы он хотел и был мотивирован использовать ИКТ на уроках. Психология не поменяется, пока у человека нет потребности и возможности. Возможность мы создали. Областной институт повышения квалификации работает в этом направлении на высоком уровне, выиграл несколько грантов. Областной ИПК переучивает по 3-4 тысячи педагогов в год, причем учителей самых разных предметов. Кроме того, мы изменили процедуру аттестации руководящих работников и педагогических кадров на высшую категорию. Одно из условий – демонстрация навыков использования ИКТ, а не просто справка о прохождении курсов компьютерной грамотности. Уже несколько лет августовскую областную педагогическую конференцию мы проводим с использованием интернет-трансляции. А в этом году в октябре проведен первый интерактивный интернет-педсовет, который длился около полутора часов, и каждый район мог задать наиболее интересующие вопросы губернатору Астраханской области. Это очень удобно и, что немаловажно, экономично – так работают во всех странах.

– В будущем году ожидается, что национальный проект затронет такую проблему, как организация горячего питания в школах. Как этот вопрос решается в Астраханской области?

– Этот вопрос решается очень болезненно. Во-первых, на государственном уровне допустили ошибку, когда 122-м Федеральным законом перевели организацию школьного питания на уровень муниципалитета. В Астраханской области из 11 муниципалитетов 8 дотационных. Только Астрахань, Знаменск и сельский район, который расположен вокруг газового комплекса, муниципалитеты самодостаточные. Сегодня 258-й закон вернул эти полномочия регионам, со следующего года каждый ребенок в начальной школе будет получать горячее питание. Пять рублей в день выделяется из регионального бюджета, минимум столько же – из бюджета муниципального. Конечно, мы рассчитываем и на средства родителей, особенно в областном центре. К организации горячего питания в школах мы привлекаем предпринимателей, особенно на селе, убеждаем их, чтобы они вкладывали средства. Это первый шаг, сумма пока небольшая, мы будем двигаться дальше, но на 10 рублей в сельской школе можно организовать достаточно хороший обед. Кроме этого, необходимо менять устаревшее и изношенное оборудование школьных столовых. Из средств регионального комплексного проекта часть денег выделена на закупку новых электрических плит, холодильников, морозильных камер. Все ресурсные центры обязательно должны иметь не только хорошее учебное оборудование, но и современную столовую.

– В 2008 году Астрахань отметит 450-летний юбилей. Какие новшества в связи с этой датой ожидают горожан в сфере образования?

– В ближайшее время в Астрахани должны открыться две новые школы. Надеемся, что с помощью федеральных средств будет возведен пристрой к Астраханскому государственному университету. К нам едут учиться студенты из Азербайджана, Казахстана и других среднеазиатских республик. Это не случайно, ведь мы – регион приграничный, и, как недавно совершенно точно сказал президент Владимир Путин, Астрахань – это столица России на Каспии. Будем стараться держать высокую планку региона-новатора в образовательной сфере. Немало уже достигнуто, но еще больше предстоит сделать. Залог успеха региональной системы образования – это энтузиазм и талант наших педагогических работников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте