search
main
0

Качество образования начинается с разработки и принятия стандарта. Александр КОНДАКОВ, генеральный директор издательства «Просвещение»

Говорить о качестве образования невозможно, не имея качественных стандартов. Как уже известно, издательство «Просвещение» вместе с Российской академией образования выиграло тендер на разработку стандартов общего образования. Это очень серьезная работа, и мы договорились с академиками по основным принципам концепции стандартов. В их основу будут положены требования семьи, общества и государства к результату и качеству образования.

Для меня очень важно, что мы договорились и о том, что в документ будет включено такое понятие, как «ресурсное обеспечение стандарта». Конечно, в стандарте будут определены содержание, образовательные технологии и то, как это оценивать, сколько это будет стоить. В рамках разработки стандарта и с точки зрения его ресурсного обеспечения также ставится задача разработки новых санитарно-гигиенических норм. Ведь не СанПиНы должны диктовать системе образования, как и в каких условиях работать, а понимание того, что лучше для образования и как при этом не навредить детям. Сегодня у нас все наоборот, и в этом плане классический пример – запрет курса информатики в начальной школе, потому что по санитарно-гигиеническим нормам детям 1-4-х классов нельзя работать с компьютером. В результате информатика в начальной школе теперь вообще не предполагает работу с компьютером, дети лишились единственного курса в начальной школе, который их учит работе с информацией. Между тем это ключевая компетенция, которая необходима. Сегодня мы обсуждаем также и то, что вся система контроля качества образования будет входить в стандарт образования.

Кроме того, мы ведем вместе с РАО эксперимент по профильной школе, но общего мнения в образовательном сообществе относительно того, что такое предпрофильная и профильная подготовка, нет. Все сходятся на том, что это углубленное изучение предметов. Но ведь элективные курсы в большинстве случаев – чистая профанация. Учебников, адресованных профильной школе, нет, а существующие перегружены фактологией, именно поэтому наше издательство начало проект «Профильная школа». Сетевое взаимодействие образовательных учреждений не имеет нормативной базы, и вообще там, где оно существует, ситуация весьма любопытная. В изначальной концепции было записано, что учебная нагрузка должна быть около 20 часов в неделю, а в экспериментальных регионах она достигает 38 часов. Беда в том, что перегрузка детей на старшей ступени не позволяет реализовывать те образовательные задачи, которые должны реально обеспечивать довузовскую подготовку. Поэтому, думаю, должна отдельно выделяться школа третьей ступени, которая будет иметь два направления: чисто довузовская подготовка и технологическое образование (в нынешнем понимании – НПО и СПО). Мы честно должны говорить детям, что это профильная подготовка, которая позволяет поступить в вузы в соответствии с интересами ребенка. На самом деле из множества предложенных профилей востребованы только четыре: естественно-научный, гуманитарный, физико-математический и технологический, поэтому нужно решить, что нам делать со всеми остальными – разрабатывать или не разрабатывать, какие внедрять, а какие нет. Мы не говорим о наборе профессий, а о профессиональных, интеллектуальных и иных компетенциях. Ключевая проблема образования сегодня находится в школе и даже в детском саду. Школьное образование – тот базис, который определяет образование в течение всей жизни. Наша задача не спрогнозировать развитие профессий, а создать внутренний ресурс человека, который позволит ему быть успешным в жизни.

Кроме того, надо четко понимать, что нам необходимо менять информационно-образовательную среду прошлого века на современную информационно-образовательную среду.

Мы со всем этим столкнулись, когда занялись проблематикой разработки нового образовательного стандарта. Контент-анализ публикаций в СМИ показал, что нет ясности в том, каковы требования семьи, общества и государства к образованию, что на самом деле требования к образованию идут на бытовом уровне: дети должны быть умными, знать иностранный язык, владеть компьютером. А вот должны ли они быть патриотами, гражданами, должны ли они быть свободными? Все это не дифференцировано. На самом деле стандарт – элемент стабильности в системе образования. Мы все чрезвычайно заинтересованы в качестве стандарта и напрямую участвуем в его разработке вместе с РАО. Для того чтобы стандарт получился нужным, исключительно важно повысить уровень обсуждения проблем в обществе, чтобы общество формулировало свои требования к результатам образования, показало, какими должны, по его мнению, выходить из стен современной школы наши дети. Два года назад я радовался, читая послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. В нем были поставлены задачи – удвоить ВВП, повысить конкурентоспособность, благосостояние народа, покончить с бедностью. Это же задачи образования, хотя я считаю, что государство должно требовать от образования национального единства и консолидации общества, национальной безопасности и конкурентоспособности страны. Мы планируем опросить референтно-экспертные группы, на основе опроса составить проект требований к результатам образования семьи, общества, государства, затем этот документ обсуждать. Думаю, в течение года мы сможем сформулировать эти требования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте