Сегодня важно рассматривать задачи развития образовательных комплексов в двух плоскостях: как с помощью утилитарно-экономических механизмов решать задачи достижения педагогических результатов и может ли нам в этом помочь предлагаемая модель стратегического планирования.Надеюсь, что все согласны с тем, что эффективность образовательной организации измеряется образовательными результатами каждого ребенка. Качество образования надо рассматривать с точки зрения требований к качеству условий, процессов и результатов, определяя, каким образом, используя предлагаемую модель, мы сможем управлять качеством образования.
Качество условийПрисвоение культурных образцовЕсли школа имеет рабочее место учителя и ученика, то оно должно мотивировать на высокое качество труда и обучения, это касается, казалось бы, простых бытовых вопросов: системы отопления, качества текущего ремонта. Когда из окон не дует, в здании тепло и комфортно, тогда и дети начинают меньше болеть, меньше пропускать занятия. Если удобен стул, на котором ребенок сидит по 6-7 уроков, то к концу занятий он не устанет настолько, чтобы думать только о том, чтобы поскорее встать с неудобного и жесткого стула. Вообще жесткие и неудобные стулья – это признак фастфуда: быстро перекусил и уходи, не занимай место. Что уж говорить про туалеты! Если ребенка хорошо кормят, если он получает все необходимые растущему организму витамины, всю энергию, то может спокойно учиться дальше.Концентрация ресурсов в моделях «Школа факультетов» / «Школа ступеней»Создайте ребенку среду, в которой он сумеет решать индивидуальные задачи развития, может сопоставить изучаемый учебный материал с окружающей действительностью, в которой на учебу мотивирует все – и столовая, и пароль от wi-fi.Качество процессовУчиться у хорошего учителя хочется больше, в том числе за собственные средстваМы, руководители, призваны решать самые разные управленческие задачи, в том числе мотивировать педагогов на достижение высоких образовательных результатов, а их достигают, как мы понимаем, не только на уроках. Организовать систему дополнительных платных услуг под сильных и авторитетных педагогов – значит привлечь в школу дополнительные инвестиции, мы ведь справедливо предполагаем, что дети «проголосуют ногами» за интересного и профессионального педагога.Если родители доверяют школе, они готовы в нее инвестироватьНеобходимо доверие к профессионализму педагогов и качеству реализуемых образовательных программ, предлагаемая модель позволит нам удаленно выявить таких педагогов и такие программы.Качество результатовОтсутствие образовательных результатов приводит к увеличению затрат государстваНизкая эффективность затрат на формально неуспешного ребенка – я не зря сделал акцент на «формальную» неуспешность – фиксируется учителем, она связана не только и не столько с неудачей ребенка, сколько с неудачей учителя, потому что очевидно: ребенок не может научиться таким образом, каким его обучают. Наши учителя, когда выступают репетиторами, как правило, проявляют большую гибкость по отношению к ребенку в смысле применения различных образовательных технологий, и мы это видим: за несколько месяцев хороший репетитор может научить ребенка тому, чему на уроках тот не может научиться за несколько лет. Или более яркий пример – иностранный язык мы изучаем не менее семи лет, а говорить на нем ребенка научить мы не можем, но это с легкостью делают на разных платных курсах всего за пару месяцев. Плюс разнообразные передержки ребенка в детском саду и при оставлении ребенка на повторное обучение (теперь мы сможем увидеть этого ребенка и увидеть реальные затраты на его малоэффективное обучение, а значит, и принять решения о том, как же нам правильно организовать обучение такого ребенка).Все эти сюжеты связаны с большими затратами государства на обучение ребенка, что означает для нас неэффективное расходование бюджетных средств.Заработная плата учителей отличается меньше, чем вложенные учителем ресурсыОдин учитель начальных классов ведет около четырех предметов, имея нагрузку 14-16 часов. Можем ли мы гарантировать высокое качество его работы? К тому же мы стараемся максимально догрузить его, например, продленкой. То есть реальные трудовые затраты выпускающего учителя математики и учителя начальных классов становятся несопоставимыми, а заработная плата остается на одном уровне. Это неоднозначно, но согласитесь, тут есть над чем подумать. Добавим еще «вольности» учителя по расписанию (немножко не успела на математике – 10-15 минут «забрала» на окружающем мире).Система дополнительного образования, поддерживающая работу с одаренностьюКакие занятия в системе дополнительного образования целесообразно осуществлять за счет средств родителей? Есть кружки и секции, где могут проявиться учебные и предпрофессиональные наклонности ребенка, например, кружок «Юный химик» или «Юный эколог», эти кружки непосредственно влияют на образовательный результат, их целесообразно осуществлять за счет бюджета, а те, что направлены на общее эстетическое или культурное развитие детей, вполне можно открывать за счет родительских средств.Время полезного использования оборудования и спецкабинетовПочему кабинет истории не стал музеем и не используется в образовательном процессе как музей? Мы здесь так или иначе возвращаемся к проблеме условий, к тому, как правильно организовать образовательную среду.Информацию для принятия конкретных управленческих решений, используя разработанную модель, мы можем получить из генерируемых системой аналитических отчетов. Кроме того, модель предоставляет нам, директорам крупных образовательных комплексов, возможность увидеть экономическую картинку целиком. Ведь не секрет, что такая картинка в маленькой школе может быть видна и из сопоставления небольших по объему данных, в ситуации же крупного комплекса мы имеем дело с управлением огромными хозяйствами, в которых простым сопоставлением не получим возможности увидеть, как же строится экономика нашего учреждения сразу, целиком, ведь ресурсы, которыми нам доверили управлять, действительно очень большие.Таким образом, при более тесном знакомстве с предложенной моделью становится очевидно, что с ее помощью можно решать не только узкоэкономические, но и педагогические задачи.Илья НОВОКРЕЩЕНОВ, директор многофункционального многопрофильного образовательного комплекса №2095 «Покровский квартал»
Комментарии