search
main
0

Качество образования – это количество счастья, которое получает ребенок в детском саду

Татьяна ГУСЕВА, заместитель руководителя Департамента образования: – Стартовавший 1 сентября новый учебный год – это год накануне Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которая будет проходить в Москве в сентябре 2010-го.

В Москву приедут делегаты из 194 стран – ассоциированных членов ЮНЕСКО. Конференция позволит скоординировать политику государств нашей планеты в области дошкольного образования.

22 июля 2009 года состоялась встреча мэра Москвы Ю.М.Лужкова с Генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой.

Коитиро Мацуура сказал, что модель дошкольного образования, разработанная в Москве, может стать образцом для других городов и стран. В этом контексте имеется хорошая возможность, как отметил Генеральный директор ЮНЕСКО, популяризировать опыт российской столицы на конференции 2010 года. Безусловно, для нас это большая честь, но и огромная ответственность.

С января 2008 года Департамент образования совместно с ЮНЕСКО реализует пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы». Создано 15 ресурсных центров, в прошедшем учебном году в сетевое взаимодействие с ресурсными центрами включились 202 детских сада из всех административных округов, что составляет 10% от общего количества дошкольных образовательных учреждений, а также свыше 4,5 тыс. педагогов дошкольных образовательных учреждений, что составляет 11,5% от количества педагогов столичного дошкольного образования.

Окружным управлениям образования необходимо разработать конкретные планы мероприятий по дополнительному включению дошкольных образовательных учреждений в реализацию данного проекта.

Год назад в Большом зале МДО прошла научно-практическая конференция, которая была посвящена реализации совместного пилотного проекта города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», участники конференции подвели некоторые итоги работы над проектом.

Как известно, в рамках проекта было запланировано:

– увеличить количество семейных детских садов к 01.09.2009 до 95;

– разработать дистантные формы повышения квалификации и методические рекомендации в помощь воспитателям семейных детских садов.

Сегодня у нас открыто 240 семейных детских садов для 775 воспитанников, то есть в 2,5 раза больше, чем было запланировано. Для того чтобы обеспечить местами детей, воспитывающихся в семейных детских садах, понадобилось бы построить 6 детских новых садов по 125 мест.

Департамент образования и Московский институт открытого образования разработали и совершенствуют систему переподготовки и повышения квалификации воспитателей семейных детских садов. За прошедший период обучение прошли 68 воспитателей семейных детских садов, проведены методические мероприятия с педагогами и специалистами, участвующими в работе семейных детских садов.

Московский институт открытого образования на базе дошкольного образовательного учреждения №2468 Юго-Восточного округа разработал модель дистантной формы обучения воспитателей семейных детских садов. Эти разработки активно используются на курсах повышения квалификации и переподготовки мам-воспитателей.

Методические рекомендации в помощь воспитателям семейных детских садов разработаны Департаментом образования совместно с Московским институтом открытого образования. Часть воспитателей уже в электронном виде их получила. Сейчас методические рекомендации готовятся к изданию.

Вместе с тем в организации семейных детских садов имеются проблемы, требующие решения в кратчайшие сроки. Это:

– неполное финансирование семейных детских садов в некоторых округах;

– неоправданно жесткие требования к отчетности по организации питания со стороны централизованных бухгалтерий и контрольно-ревизионных органов отдельных окружных управлений образования;

– непрекращающаяся в некоторых детских садах практика самостоятельного «изобретения» заведующими форм отчетной документации для воспитателей семейных детских садов.

Следующая задача, поставленная на прошлогодней конференции: разработка методических рекомендаций по использованию современного спортивного оборудования (Словения).

В настоящее время такие рекомендации разработаны коллективом дошкольного образовательного учреждения №577 Южного окружного управления образования. Этот детский сад входит в состав экспериментальной площадки в рамках пилотного проекта города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».

Еще одна задача – открытие в дошкольных образовательных учреждениях консультативных пунктов для родителей, дети которых воспитываются в домашних условиях.

В новом учебному году в системе Департамента образования будет работать 368 консультативных пунктов. Это на 43% больше, чем в прошлом году.

Как и планировалось, в апреле-мае 2009 года был проведен первый Московский городской конкурс «Лучшая окружная методическая служба в системе дошкольного образования». В конкурсе приняли участие методические службы всех 10 округов города Москвы.

В ходе конкурса оценивалось влияние методических служб на повышение качества дошкольного образования округа, работа в режиме развития и инновационной деятельности, оказание методической помощи детским садам для разных категорий детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, выявление и распространение современного эффективного опыта методического сопровождения образовательного процесса в детских садах, работа с детскими садами, имеющими низкий рейтинг у населения.

В ходе конкурса ни один окружной методический центр не проявил себя как абсолютный лидер в методическом сопровождении дошкольных образовательных учреждений. Второе место было присуждено Южному, Северо-Западному и Центральному окружным методическим центрам. Третье место заняли Западный, Зеленоградский и Северо-Восточный окружные методические центры.

Современное содержание дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и творческого развития личности. Конкурс еще раз показал, что содержание деятельности руководителей детских садов, методистов и управленцев должно меняться. Качество управленческой и методической деятельности должно оцениваться прежде всего коллегами и общественностью.

Департамент образования планирует в наступившем учебном году провести городскую методическую неделю «Роль методической службы в повышении качества работы детских садов».

Пока еще не выполненным остается одно мероприятие – проведение фестиваля музеев дошкольных образовательных учреждений. Департамент образования совместно с Московским институтом открытого образования планирует провести этот фестиваль в ноябре 2009 года.

В системе дошкольного образования реализуется масштабный проект «Детский сад будущего». Впервые в практике дошкольного образования в этом проекте осуществлена попытка объединения педагогов, работающих по-разному. Раньше на экспериментальных площадках объединялись педагоги, работающие над развитием определенного направления. В проекте «Детский сад будущего» удалось объединить педагогов в реализации 10 актуальных направлений развития дошкольного образования, работающих по-разному, на разных концептуальных основаниях.

Проект «Детский сад будущего» реализуется с сентября 2008 года в соответствии с программой Года семьи в Москве. На какие же вопросы мы ищем ответ в проекте «Детский сад будущего»?

Один из главных вопросов – обеспечение доступности дошкольного образования.

Информация к сведению

Количество детских садов растет и составляет уже 2015.

Для реализации образовательных запросов московских семей и обеспечения доступности дошкольного образования созданы и активно развиваются новые формы дошкольного образования. Их количество в этом учебном году увеличилось в среднем на 50% по сравнению с прошлым учебным годом. Будут работать:

– 226 центров игровой поддержки ребенка;

– 73 службы ранней помощи;

– 109 лекотек;

– 1023 группы кратковременного пребывания детей.

За счет нового строительства, перепрофилирования групповых помещений, открытия новых форм дошкольного образования, передачи ведомственных учреждений по сравнению с прошлым годом в системе дошкольного образования воспитывается на 29 тысяч детей больше, чем в прошлом году.

Кроме того, 12,2 тысячи детей посещают негосударственные и ведомственные дошкольные образовательные учреждения, а также 16,7 тысячи детей пользуются услугами дополнительного образования, реализующего программы дошкольного образования.

Таким образом, охват детей дошкольным образованием в городе составляет на 1 сентября 2009 года 348,8 тысячи детей, что составляет 64,2% от количества детей в возрасте от 1 года до 6 лет, проживающих в Москве.

Хочу особо отметить, что в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования России на 2006-2010 годы поставлена задача увеличить охват дошкольным образованием детей в возрасте 5-6 лет к 2010 году до 85%. В Москве уже сейчас охват детей в возрасте от 5 до 6 лет разными формами дошкольного образования составляет 92%.

Однако, несмотря на принятые меры, очередность в детские сады в Москве сохраняется и составляет по состоянию на сегодняшний день 25 тысяч человек.

Причины очередности в дошкольные образовательные учреждения:

Увеличение рождаемости.

Увеличение числа родителей, вследствие финансово-экономической ситуации желающих устроить детей в детские сады раньше, чем планировалось первоначально.

Самая большая очередность в округах: Юго-Восточном – 5 тысяч человек, Западном и Северном – 3,9 тысячи. Самая напряженная ситуация сложилась в районах: Марьино (1094), Люблино (714), Куркино (691), Рязанский (619), Выхино-Жулебино (610), Головинский (574), Коптево (556).

По районам с очередностью свыше 200 человек окружным управлениям образования необходимо составить перспективные планы мероприятий, направленных на обеспечение детей дошкольного возраста местами в детских садах.

Дефицит мест в детских садах приводит и к сложностям в работе комиссий по комплектованию дошкольных образовательных учреждений. Для жителей районов с большой очередностью специалисты комиссий отработали систему предоставления путевок в детские сады в смежных районах и других округах.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить сотрудников 129 комиссий по комплектованию за грамотную работу, умение оперативно решать порой очень сложные вопросы.

Прошло 3 года с момента внедрения новой системы комплектования детских садов, которая позволила:

Урегулировать систему комплектования детских садов. До 2006 года в Департамент образования поступали обращения родителей, которые были вынуждены обходить по 5-6 детских садов в поисках свободных мест для детей.

Создать единый банк данных будущих воспитанников государственных дошкольных образовательных учреждений города Москвы.

Исключить случаи так называемых вступительных взносов родителей за предоставление места в детском саду.

Вместе с тем есть и проблемы. В период массового комплектования в комиссиях образуются большие очереди, что вызывает справедливое недовольство жителей города. Этот вопрос должен находиться на постоянном контроле окружных управлений образования. Необходимо изучить организацию работы комиссий, в которых этот вопрос решен, и разработать на их основе рекомендации.

Одно из важнейших направлений проекта «Детский сад будущего» – «Равные шансы для всех».

За последние годы Департамент образования сделал немало для создания адекватной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня более 41,3 тысячи таких детей посещают детские сады компенсирующего и комбинированного видов.

Существенно расширить круг дошкольных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, позволили приказы Департамента образования об утверждении положений о лекотеке и службе ранней помощи. Эти новые формы дошкольного образования дают возможность не только посещать детские сады детям с тяжелыми нарушениями развития, например с синдромом Дауна и ранним детским аутизмом, но и семьям получать квалифицированную психолого-педагогическую и социальную поддержку.

В последнее время все больше родителей хотят обучать своих детей в детских садах вместе со здоровыми сверстниками. В городе накоплен интересный опыт работы инклюзивных детских садов, на основе которого рабочей группой по развитию инклюзивного дошкольного образования подготовлен проект постановления Правительства Москвы об организации работы группы инклюзивного вида в детском саду. Необходимо в кратчайшие сроки этот проект направить в Правительство Москвы для утверждения, так как без нормативной базы мы не сможем обеспечить развитие инклюзивного образования.

Новые тенденции и процессы, которые появились в последние годы в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, требуют внесения изменений также в положение о психолого-медико-педагогической комиссии и в инструкции по комплектованию детских садов и новых форм дошкольного образования. Наработки по данным вопросам есть. Эту работу необходимо также завершить в 2009 году.

Департамент образования ставит следующую задачу: каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен найти возможность получения дошкольного образования. Каждая семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна получить помощь по вопросам воспитания и образования ребенка.

В проекте «Детский сад будущего» мы ищем ответ на важнейший вопрос: как оценить качество работы детского сада? Философский ответ: качество образования – это количество счастья, которое получает ребенок в детском саду.

Качество – всесторонняя оценка работы дошкольного образовательного учреждения. Сущность качества образования составляют уровень достижения образованием поставленных целей, соответствие его определенным нормам, степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей.

В Москве система оценки качества образования складывается на трех уровнях: городском, окружном и уровне детского сада. Однако, как показал анализ, имеющиеся подходы к оценке качества образования носят разрозненный и несистемный характер.

В соответствии с программой «Столичное образование-5» вновь созданному Управлению по контролю и надзору в сфере образования в содружестве со всеми заинтересованными сторонами в ближайшее время необходимо сформировать систему оценки качества дошкольного образования и публичной доступности его результатов. Это сделать реально вполне возможно, так как достаточно много материала уже наработано.

Так, второй год в дошкольном образовании столицы ведется системная работа с дошкольными образовательными учреждениями, имеющими низкий рейтинг у родителей. К этим детским садам относятся дошкольные образовательные учреждения, в которые родители неохотно берут путевки. Кроме того, в этот перечень включаются детские сады, на которые поступили обоснованные жалобы по фактам низкого качества образовательных услуг и незаконного сбора денежных средств с родителей.

Работа по повышению качества образования в детских садах с низким рейтингом у населения ведется по следующим направлениям: методическая помощь педагогическим коллективам для повышения их профессиональной компетентности, обеспечение первоочередного прохождения курсов повышения квалификации педагогами данных детских садов, привлечение педагогов к участию в окружных и городских мероприятиях и др.

Каждое обращение родителей в Департамент образования и окружные управления образования по вопросам качества должно рассматриваться как чрезвычайное происшествие. Каждый сотрудник детского сада должен понимать, что в дошкольном образовании Москвы плохо работать непрестижно.

Методические службы окружных управлений образования должны в обязательном порядке работать с детскими садами, о деятельности которых поступил тревожный сигнал.

Наша задача – систематически добиваться при меньших целенаправленных вложениях ресурсов больших результатов, в первую очередь за счет повышения уровня профессиональной культуры педагогов и руководителей детских садов.

Вместе с тем в одних случаях индивидуальный подход, вариативность остаются обманчивыми лозунгами, в других – позволяют определять и реально осваивать сферу деятельности. При этом если видовые задачи детский сад решать обязан, то выбор и постановка им собственных сверхзадач целиком вопрос профессионализма, ответственности, порядочности. Постоянное развитие педагогического коллектива детского сада – важнейшая сфера ответственности окружных методических служб. Это должна быть живая работа, а не составление отчетов. Формальными навыками планирования и составления отчетов владеют все. А грань между бумажным отчетом и реальными планами часто определяется только профессиональной культурой.

Ключевыми вопросами развития всех дошкольных образовательных учреждений в городе Москве должны стать доступность, системность, вариативность и качество.

Как результат работы можно отметить, что до 2006 года 50% обращений, поступавших в Департамент образования, касались вопроса незаконного сбора денежных средств. Сейчас такие обращения крайне редки.

Системная реализация комплекса мероприятий позволила значительно повысить качество дошкольного образования. Об этом свидетельствуют результаты работы «горячих линий», анкетирования родителей и анализа обращений, поступающих в Департамент образования. Так, по сравнению с 2007 годом количество жалоб на организацию воспитательного процесса в детских садах уменьшилось в два раза, что отражено в решении коллегии Департамента образования от 14 мая 2009 года.

Результат работы – также и уменьшение количества детских садов, в которые родители не хотят брать путевки. Сейчас их не более 1,5% от количества детских садов.

В этом году Департамент образования проведет очередной методический совет по работе с детскими садами, имеющими низкий рейтинг у населения. Департамент образования ставит задачу: в системе дошкольного образования не должно остаться детских садов с низким качеством дошкольного образования.

Необходимо отметить, что на организацию работы с детскими садами, имеющими низкий рейтинг у населения, целевым образом не выделялись средства из бюджета. Эта работа, которая проводится в системе, позволила окружным управлениям образования правильно расставить акценты, спланировать имеющиеся средства, что дало эффективные результаты.

То есть это то, о чем говорит Президент РФ Дмитрий Медведев, – «рациональное, эффективное расходование имеющихся средств».

Тенденция современного дошкольного образования – открытость детских садов для взаимодействия с родителями воспитанников.

Этому способствовала реализация программы психолого-педагогического просвещения родителей «Московская семья – компетентные родители».

Широко используются такие формы работы с родителями, как:

– проведение в октябре и апреле дней открытых дверей во всех дошкольных образовательных учреждениях;

– участие родителей в проектной деятельности;

– семейные клубы, в том числе и для родителей будущих воспитанников;

– мастер-классы с участием родителей.

Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного образования – один из самых сложных в педагогической практике. Именно в практике! О преемственности написаны тома монографий, теория этого вопроса прописана, а на практике, к сожалению, до сих пор больше вопросов, чем ответов.

Вместе с тем нам удалось решить на практике вопрос преемственности семейного воспитания и дошкольного образования. Если следовать педагогической науке, то ребенок при поступлении в детский сад проходит период адаптации, который длится от одного до шести месяцев и, как правило, сопровождается стрессовым состоянием ребенка.

Департамент образования разработал нормативную базу, в соответствии с которой дети посещают центры игровой поддержки и группы кратковременного пребывания, а затем только поступают в детский сад. Эта образовательная технология позволила на практике совсем по-другому решить вопрос преемственности семейного воспитания и дошкольного образования. Период адаптации в детском саду детей, ранее посещавших центры игровой поддержки и группы кратковременного пребывания, сократился до минимума. В некоторых детских садах он составляет теперь от 2 дней до 2 недель и проходит в благоприятной для детей форме.

Серьезной проблемой, прежде всего для детей, посещающих детские сады, стала в последние годы их подготовка к обучению в школе. Часть детей, посещая детский сад, одновременно вынуждена заниматься на подготовительных курсах в школе. Часто родители вынуждены забирать детей из детского сада во время дневного сна или во второй половине дня во время, отведенное для игр, на подготовительные курсы в школе. При этом совершенно не учитывается, что у детей и так уже достаточно серьезная образовательная нагрузка в детском саду. Естественно, что здоровье таких детей в последний год перед переходом их в школу ухудшается. Эта проблема назрела, и ее надо решать.

Одна из главных задач этого учебного года – организация работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования.

В проекте «Детский сад будущего» мы ищем ответы также на следующие вопросы:

– Поддержка и развитие детской инициативы. Как решить эту принципиальную проблему дошкольного образования?

– Как работать с нестандартными детьми в проблемном поле, какая психологическая компетентность необходима педагогу?

– Как воспитывать в детских садах детей нетитульной национальности, не владеющих русским языком, вместе с другими сверстниками? Как интегрировать таких детей в жизнь детского сада?

– Самостоятельным элементом современной модели дошкольного образования становится система раннего развития детей от рождения до 3 лет. В этой связи необходима активизация работы по педагогической поддержке раннего семейного воспитания и развития детей из семей группы риска, выявлению одаренных детей и детей с возможными трудностями в развитии. За счет повышенного внимания к раннему развитию детей можно добиться снижения числа обучающихся по коррекционным программам и повысить результаты начального общего образования. Какая среда в практике детского сада максимально плодотворна для детей раннего возраста?

– Актуальная задача – обеспечение принципа «прозрачности» детского сада, открытости информации об образовательном процессе для всех его участников. Как для этого использовать сайты?

– Как с помощью информационно-коммуникационных технологий раздвигать рамки образовательного процесса, активизируя и стимулируя творческое участие в образовательном процессе родителей?

Взаимодействие участников двух важнейших проектов – «Московское образование: от младенчества до школы» и «Детский сад будущего» – осуществляется в процессе создания электронной библиотеки «Московское образование: от младенчества до школы», работу над которой ведет Департамент образования. В электронной библиотеке будут представлены лучшие разработки, созданные в системе дошкольного образования.

Электронная библиотека создается впервые в истории развития дошкольного образования. Ее уже очень ждут педагоги. Надеемся, что до конца этого года мы проведем презентацию электронной библиотеки.

Лицо дошкольного образовательного учреждения, его востребованность москвичами определяют прежде всего педагоги, их профессионализм и творческое отношение к делу.

В системе дошкольного образования трудятся 75,6 тысячи человек. За прошедший год доля руководителей и воспитателей с высшим образованием увеличилась на 2%. Средняя заработная плата воспитателей детского сада в этом году составила 24 тысячи рублей. С 1 сентября произошло увеличение заработной платы на 8%.

2010 год объявлен в России Годом учителя.

А ведь первым учителем для маленького ребенка становится воспитатель детского сада!

Мы сегодня говорим о том, каким должен быть Год учителя. В программу проведения Года учителя органично включены мероприятия для педагогов системы дошкольного образования.

В последние годы в дошкольном образовании города Москвы активное развитие приобрело конкурсное движение.

Символично, что 2009-2010 учебный год является юбилейным для нескольких конкурсов:

– Московский городской конкурс «Детский сад года» будет проходить в пятый раз.

– Московский городской педагогический конкурс «Воспитатель года Москвы» будет десятым, юбилейным.

Все эти конкурсы направлены на повышение престижа профессии воспитателя.

У нас в городе Москве замечательное дошкольное образование, о чем свидетельствуют соглашение с ЮНЕСКО и выбор Москвы как города для проведения Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста.

Но пока еще не все детские сады соответствуют высокому статусу столичного дошкольного образовательного учреждения. Нам предстоит еще очень многое сделать, чтобы создать современное дошкольное образование, достойное XXI века.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте