search
main
0

Качество и безопасность товаров и услуг. Основы потребительского законодательства. Уроки в 7, 8, 9-м классах

В Законе «О защите прав потребителей» используется понятие «безопасность товаров». Это их безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки и утилизации.

Суть права на безопасность состоит в том, что государство устанавливает обязательные для всех предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей, выпускающих товары, требования по обеспечению их безопасности. Эти требования утверждаются в стандартах. Разрабатывают обязательные требования безопасности и утверждают их Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Министерство здравоохранения (Минздрав России), Государственный комитет РФ по строительству и жилищной политике (Госстрой России). Например, требования по безопасности для продуктов питания включают предельно допустимые нормы содержания вредных для здоровья веществ (нитраты, соли тяжелых металлов).

Средством обеспечения государством безопасности товаров является требование законодательства об обязательном установлении на продукты питания, лекарства, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары сроков годности, на товары длительного пользования – сроков службы. Понятия этих сроков даны в статье 5 Закона «О защите прав потребителей».

Статьей 7 закона установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень товаров, требующих обязательного подтверждения соответствия требованиям безопасности, то есть подлежащих обязательной сертификации. Сегодня сертификации подлежит свыше 80 процентов всех производимых в России товаров. Сертификацию проводят специально созданные организации – органы по сертификации. В результате выдается документ на товар (сертификат), подтверждающий его безопасность. Одновременно в соответствии с законодательством РФ на сам товар или, если это сделать невозможно, на его упаковку наносится знак соответствия. Это означает, что товар сертифицирован.

Кому и какие требования может предъявить потребитель, если в процессе эксплуатации товара в нем проявились скрытые недостатки или были обнаружены явные? Требования по поводу товара потребитель имеет право предъявить по своему усмотрению к продавцу или к изготовителю. Практика показывает, что потребителю удобнее обращаться к продавцу, поскольку последний, как правило, ближе расположен, и т.д.

Статья 18 Закона дает потребителю, которому продан товар с недостатком, право на выбор требования. Потребитель, а не продавец решает, какое из шести установленных Законом требований, он будет предъявлять продавцу. Вот перечень этих требований.

1. Ремонт товара за счет продавца.

2. Осуществление ремонта потребителем, но с возмещением продавцом понесенных потребителем затрат.

3. Замена на аналогичный товар.

4. Замена на такой же товар, но другой марки, модели, артикула с перерасчетом цены.

5. Соразмерное уменьшение покупной цены.

6. Расторжение договора купли-продажи (возврат денег, уплаченных за товар, и возмещение всех понесенных потребителем расходов).

В какой срок требования потребителя должны быть удовлетворены?

В статьях 20-22 устанавливаются сроки удовлетворения продавцом (изготовителем) требований потребителей, обратившихся по поводу недостатков товара. (См. таблицу).

Закон не только устанавливает сроки удовлетворения требований потребителя в отношении товаров с недостатками, но и предусматривает в статье 23 ответственность продавца (изготовителя) за нарушение этих сроков в виде неустойки (пени) в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки. При этом цена товара определяется, исходя из его цены не на день покупки, а на день добровольного удовлетворения требований потребителя или в день вынесения судебного решения, если продавец не согласился удовлетворить требования добровольно.

Нарушение продавцом (изготовителем) предусмотренного законом срока выполнения требований потребителя дает также право потребителю по своему выбору предъявить иное требование. Например, если продавец не выполнил в семидневный срок требование о замене некачественного товара, то потребитель может потребовать расторжения договора купли-продажи.

Правила, которые должен знать потребитель, покупая товар.

Эти правила установлены постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года – «Правила продажи отдельных видов товаров».

Не покупайте расфасованный товар (крупа, мука, сахар, печенье и т.д.), если на нем нет этикетки с указанием его наименования, веса, цены за килограмм, стоимости отвеса, даты фасовки, срока годности, номера или фамилии весовщика.

Не покупайте колбасу, если она не освобождена от увязочных материалов, металлических клипс.

Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

По просьбе покупателя продавец обязан передать гастрономические товары в нарезанном виде: хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) разрезаются на 2 или 4 равные части.

Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена.

Ткани, одежда, меховые изделия и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

Вместе с передаваемыми потребителю текстильными, трикотажными, швейными, меховыми товарами, обувью, технически сложными товарами бытового назначения продавец обязан (помимо кассового чека) передать товарный чек, в котором указываются наименование организации или сведения об индивидуальном предпринимателе, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, осуществляющего продажу (это особенно важно, если мы покупаем товар на рынке, где товарный чек – единственный документ, подтверждающий факт покупки товара).

Покупатель имеет право (в соответствии со статьей 25 закона и пунктом 26 указанных правил) в течение 14 дней с момента покупки непродовольственного товара надлежащего качества обменять его, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке. При этом товар не должен быть в употреблении, должны быть сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также чек, подтверждающий факт покупки. Однако некоторые товары надлежащего качества нельзя обменять. Это белье, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические товары, товары, отпускаемые на метраж, мебельные гарнитуры, технически сложные товары бытового назначения и другие.

Тема «Качество товара»

Для проведения занятий учителю понадобятся:

комплекты разноцветных карточек (для каждого ученика).

Ход урока

Обсудите со школьниками следующие вопросы:

1. Что такое товар?

2. Как по информации о товаре определить его качество?

3. Что такое гарантийный срок?

4. Для каких товаров устанавливаются сроки годности и в каких случаях?

5. Что такое срок службы товара?

Объясните ученикам содержание понятий «качество товара», «недостаток товара», «явный недостаток», «скрытый недостаток», «существенный недостаток».

Упражнение с разноцветными карточками

Раздайте всем учащимся по комплекту карточек четырех цветов: красная карточка будет соответствовать товару с существенными недостатками, зеленая – качественному товару, синяя – товару с явными недостатками, желтая – товару со скрытыми недостатками.

Учитель читает фразы, в которых говорится о том или ином товаре, ученики поднимают карточки соответствующего цвета.

Примеры ситуаций для данного упражнения.

1. Аня купила красивые туфли, но они оказались ей малы (качественный товар).

2. Семья Калугиных купила телевизор и вскоре обнаружила, что регулярно через 20-30 минут работы на 2-3 минуты пропадает изображение (скрытый недостаток).

3. Юле в магазине понравился большой книжный шкаф, однако, подойдя поближе, она обнаружила, что он сильно поцарапан (явный недостаток).

4. Через месяц работы стиральная машина начала протекать. Вызванный мастер не смог устранить данный дефект, сказав, что он связан с конструкцией машины (существенный недостаток).

5. Через неделю использования у одного сапога отклеилась подошва, а на другом потрескалась кожа (существенный недостаток).

6. При включении магнитофона в магазине были обнаружены посторонние шумы (явный недостаток).

7. Конфеты, купленные к празднику, оказались очень вкусными (качественный товар).

Тема «Стандарты и сертификация»

1. Комплекты фломастеров (для каждой группы);

2. Листы формата А4 (для каждой группы).

Расскажите учащимся, что такое стандарт в понимании Закона «О защите прав потребителей», дайте определение ГОСТов, охарактеризуйте обязательные и рекомендательные требования ГОСТов. Объясните, что такое сертификация и с какой целью она проводится. Продемонстрируйте учащимся плакат с изображением знака соответствия.

Разделите учащихся на группы и предложите каждой придумать историю о том, как живут люди в стране, где нет стандартов. Попросите подготовить по 2-3 иллюстрации к своему рассказу. Выслушайте и оцените выступления всех групп.

Домашнее задание

Принесите из дома по 1-2 упаковки товаров, на которых указан знак соответствия.

Тема «Требования потребителя и их исполнение»

1. Реквизит для инсценировки.

Расскажите школьникам, какие требования может предъявить потребитель продавцу в случае приобретения товара ненадлежащего качества, каковы сроки выполнения требований потребителя и какую ответственность несет продавец за нарушение этих сроков.

Проиграйте с учащимися несколько ситуаций и обсудите их.

Сюжеты

1. 7 декабря 1999 года в фирме «Салют» П.Петров купил импортную посудомоечную машину «Аристон-457». В феврале 2000 года машина вышла из строя, и Петров сдал ее в магазине на гарантийный ремонт за счет продавца под расписку. Прошло уже полгода, а машину не отремонтировали. Какие права имеет Петров в данном случае?

2. В течение гарантийного срока у С.Сергеева сломался видеомагнитофон. Он обратился в магазин с просьбой о его замене. Продавец согласился заменить магнитофон в течение месяца со дня обращения Сергеева в магазин.

Проанализируйте соблюдение прав потребителя со сроком замены.

3. Новый телевизор через неделю работы взорвался. В комнате в тот момент находился шестилетний ребенок, который, к счастью, не пострадал. Но было испорчено много вещей, находившихся в квартире. Как должна поступить хозяйка квартиры в данном случае.

4. Вы привезли на такси в гарантийный ремонт телевизор. Обязана ли мастерская оплатить стоимость услуг такси?

5. Вы сдали в ремонт холодильник. Оформили в письменной форме договор о сроке ремонта – 30 дней. Обязан ли продавец предоставить вам на время ремонта аналогичный товар?

6. Вы купили ботинки. Продавец предупредил вас, что изготовителем установлен на товар гарантийный срок – 30 дней. Через два месяца не по вашей вине у ботинка полностью отвалилась подошва. Каковы ваши действия?

Ответы и комментарии

1. Согласно статье 20 закона, обращаясь к продавцу с требованиями по поводу недостатка товара, вы должны знать, что ремонт продавец обязан произвести незамедлительно или в срок, согласованный в письменной форме с потребителем. Ни того, ни другого продавец не сделал. Значит, сроком исполнения требования потребителя можно считать день сдачи машины в ремонт. С этого дня продавец обязан вплоть до выполнения требования потребителя о ремонте уплатить ему за каждый день неустойку в размере одного процента от стоимости машины.

2. В соответствии со статьей 21 закона срок выполнения замены товара – 7 дней (в случае проведения продавцом экспертизы – 20 дней). Если у продавца нет необходимого для замены товара, то по согласованию с потребителем он должен заменить товар с недостатком в течение месяца. На этот период потребитель может потребовать предоставления во временное пользование аналогичного товара (видеомагнитофона). Доставка товара осуществляется за счет продавца.

3. В соответствии со статьей 14 закона вред, причиненный имуществу потребителя вследствие недостатка товара, подлежит возмещению в полном объеме. При этом неважно, какой гарантийный срок установлен на телевизор. Вред подлежит возмещению в течение срока службы товара (он должен быть указан в паспорте, прилагаемом к подобному прибору). А если такого указания не было, то вред подлежит возмещению, независимо от времени его причинения. Вред возмещается продавцом или изготовителем товара по выбору потребителя.

4. Да, обязана. Продавец должен оплатить не только доставку товара в ремонт, но и из ремонта, а также доставку нового телевизора, если вы решили заменить товар, или доставку телевизора в магазин, если вы решили вернуть деньги (расторгнуть договор купли-продажи). В соответствии с п.7 статьи 18 закона продавец должен обеспечить доставку товара весом более 5 кг для вышеназванных целей за свой счет или возместить затраты, понесенные потребителем.

5. В соответствии с п.2 статьи 20 закона продавец обязан при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить ему на период ремонта (или замены – статья 21, п.1) аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет.

6. В соответствии с п.5 статьи 18 закона в случае, если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель должен сам заказать проведение экспертизы и предъявить продавцу документ (акт экспертизы, экспертное заключение), доказывающий, что причина возникновения недостатка – производственный брак, нарушение изготовителем требований стандарта и т.д. В этом случае потребитель имеет право на выбор требований, установленных п.1 статьи 18 закона.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте