search
main
0

Качество и безопасность товаров и услуг. Основы потребительского законодательства. Уроки в 7, 8, 9-м классах

В соответствии со статьей 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» граждане России могут на добровольной основе объединяться в общественные объединения потребителей.

В 9-м классе обобщаются и систематизируются знания и умения школьников в области защиты прав потребителей. Это обобщение можно организовать в форме школьной олимпиады по основам потребительских знаний или КВНа (см.ниже «»). Учащимся также можно предложить провести исследования по следующим проблемам: «Общественное движение потребителей в Тверской области», «Закон «О рекламе» и соответствие российской телерекламы его требованиям», «Российская реклама и право потребителя на информацию», «Реализация права потребителя на качество и безопасность товаров и услуг в сфере бытового обслуживания в г.Твери» и др. Результаты подобной работы могут быть представлены на школьной, а впоследствии и городской научно-практической конференции.

Окончание. Начало в № 47-48

Эти объединения вправе:

– проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, работ, услуг,

– проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и направлять указанные акты в уполномоченные органы государственной власти;

– обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) и т.д.

Главное отличие общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей – его независимость от государства, от политики, от бизнеса. В Тверской области общественное движение потребителей развито слабо, оно немногочисленно, деятельность общественных организаций малоэффективна, бессистемна и пока не востребована потребителями. В нашей стране большим авторитетом у граждан пользуется Международная конфедерация общества потребителей (КОНФОП). В ее ведомстве созданы юридическая и информационная службы, конфедерация издает популярный журнал для потребителей «Спрос».

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность защиты прав потребителей в суде. Как правило, это право используется потребителем, когда продавец отказывается в добровольном порядке выполнить его требования, и речь идет о возмещении убытков и понесенного морального вреда. При обращении в суд потребитель выступает в роли истца, а виновная сторона – в роли ответчика.

Потребитель обращается в суд с исковым заявлением, в котором подробно, с приложением необходимых доказательств (копий чеков, претензий, экспертных заключений и т.д.), излагает суть конфликтной ситуации и просит суд вынести решение по выполнению ответчиком конкретных требований истца. Пишется исковое заявление в трех экземплярах: для суда, для ответчика и для потребителя-истца. Ответчиком в суде является не директор фирмы, не продавец, а предприятие (юридическое лицо) или зарегистрированный в установленном порядке индивидуальный предприниматель.

В исковом заявлении обязательно должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество истца;

полное наименование, юридический и фактический адрес ответчика;

изложение обстоятельств, подтверждающих нарушение прав потребителя;

указание на нормы закона, являющиеся основанием для предъявления потребителем тех или иных требований к продавцу;

четкое изложение предъявляемых требований;

перечень документов, которые прилагаются к иску;

дата и личная подпись.

Заявление подается по выбору потребителя в один из судов или по месту своего жительства, или по месту нахождения ответчика.

Очень важно знать, что Закон РФ «О защите прав потребителей» освобождает истца от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Потребитель, законные требования которого не удовлетворяются продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке, имеет право на компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом. В понятие морального вреда включаются устойчивые физические страдания или нравственные переживания, вызванные имущественными потерями, потерями времени на бесплодное ожидание выполнения услуги, возврата, замены, ремонта товара и т.д. Испытанные отрицательные эмоции от общения с незаконопослушным продавцом (исполнителем услуг) компенсировать можно восстановлениям справедливости и денежной компенсацией. Размер компенсации морального вреда не зависит от стоимости товара или услуги.

Тема «Клиент и его защитники»

Урок первый

Для проведения занятия учителю понадобится несколько номеров журнала «Спрос».

Ход урока

Повторите с учащимися вопросы, изученные в 5-7-х классах.

1. Кого называют потребителем? Продавцом? Изготовителем товаров? Исполнителем услуг?

2. Какие права есть у потребителя?

3. Какие законы и иные документы регулируют взаимоотношения потребителя с продавцом (изготовителем, исполнителем)?

Расскажите школьникам о том, какие государственные органы и общественные организации защищают потребителя, в чем заключается их функции, чем эти структуры отличаются друг от друга.

После объяснения предложите ученикам выполнить следующее задание.

Ознакомиться с несколькими статьями из журнала «Спрос», а затем объяснить, какие права потребителя помогают реализовать материалы этого журнала и каким образом.

Домашнее задание

Спросите ваших родителей и друзей, что они знают о своих правах и о Законе РФ «О защите прав потребителей», обращались ли они в какие-нибудь организации с просьбами о защите своих прав как потребителей.

Урок второй

В начале урока предложите учащимся выполнить небольшое упражнение.

Представьте, что вы являетесь сотрудником отдела местной администрации по защите прав потребителей. В какую организацию вы обратитесь в каждом из описанных случаев (в Госстандарт, в территориальное управление Министерства по антимонопольной политике, будете действовать самостоятельно)?

1. Вам нужно защитить потребителя, которому продали товар ненадлежащего качества и отказываются выполнить его законные требования о замене товара (будете действовать самостоятельно).

2. Вам непонятна та или иная статья Закона РФ «О защите прав потребителей» (в территориальное управление Министерства по антимонопольной политике).

3. Вам поступила непроверенная информация о том, что продаваемые в городе елочные гирлянды небезопасны для потребителя (в Госстандарт).

4. На вывеске магазина отсутствует информация о его юридическом адресе (будете действовать самостоятельно).

5. Возникли подозрения, что товар изготовлен с нарушением санитарных норм (в Санэпиднадзор).

Затем проведите с учащимися игру «Найди пару» (эта игра построена по тому же принципу, что и игра «Договор», предлагаемая в теме «Потребительская культура в сфере услуг»).

Учитель раздает учащимся карточки двух видов: на карточках первого типа написаны названия различных организаций, занимающихся защитой прав потребителей: «Тверское территориальное управление МАП России», «жилищная инспекция» и т.д., на карточках второго типа перечислены определенные их функции (например, «защита прав потребителей услуг почтовой и телеграфной связи», «рассмотрение жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей» и т.д.). Затем ученики должны объединиться в группы по 2 человека, то есть соединить название организации с ее функциями: например, школьник с карточкой «органы местного самоуправления» должен найти того, кто получил карточку «анализ договоров, заключенных продавцами с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей».

(См. таблицу).

В рамках изучения данной темы целесообразно организовать встречу учащихся со специалистами территориального управления МАП, городских, районных, сельских администраций или других организаций, занимающихся вопросами защиты прав потребителей. Объявите ученикам заранее об этой встрече и попросите каждого приготовить по 2-3 вопроса для предстоящей беседы.

Тема «Суд защищает потребителя»

Повторите с учащимися роль суда в защите права потребителей. Затем предложите ученикам по описанной ниже ситуации оформить иск.

Ситуация

Анна Павловна сдала в бюро международных услуг по туризму «Инсет» документы на оформление турпоездки в Грецию на себя и мужа, оплатила поездку в валюте и в рублях. У мужа не было загранпаспорта, и она попросила сделать ему паспорт, а свой – продлить. В день отъезда, в аэропорту Анна Павловна получила на руки паспорта, но была задержана при паспортном контроле, так как виза в Грецию была проставлена, а паспорт не продлен. Муж Анны Павловны улетел один. А она так сильно переживала, что вынуждена была обратиться за медицинской помощью. Туристическая фирма отказалась добровольно компенсировать клиентке убытки и моральный ущерб. Как следует поступить Анне Павловне в данной ситуации?

В конце урока проверьте иски, составленные учащимися, прокомментируйте допущенные ошибки.

Последний урок по этой теме посвятите повторению и проверке знаний и умений учащихся.

Контрольные и проверочные задания

1. Что является основной задачей Государственного антимонопольного комитета?

2. Что такое предписание и каковы условия его исполнения?

3. Что входит в полномочия Государственной санитарно-эпидемиологической службы?

4. Какие способы наказания нарушителей правил торговли есть у Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации?

5. Какие вопросы, связанные с нарушением прав потребителей, решают органы местного самоуправления?

6. В чем главное отличие общественных организаций по защите прав потребителей от государственных органов по защите прав потребителей?

7. С какой целью была создана Международная конфедерация обществ потребителей (КОНФОП)?

8. Какой информацией должен владеть потребитель при подаче искового заявления в суд?

9. В каких случаях потребитель может подать кассационную жалобу и каким требованиям она должна удовлетворять?

10. Что такое моральный вред и как он возмещается?

9-й класс

В 9-м классе обобщаются и систематизируются знания и умения школьников в области защиты прав потребителей. Это обобщение можно организовать в форме школьной олимпиады по основам потребительских знаний или КВНа (см.ниже «Контрольные и проверочные задания»). Учащимся также можно предложить провести исследования по следующим проблемам: «Общественное движение потребителей в Тверской области», «Закон «О рекламе» и соответствие российской телерекламы его требованиям», «Российская реклама и право потребителя на информацию», «Реализация права потребителя на качество и безопасность товаров и услуг в сфере бытового обслуживания в г.Твери» и др. Результаты подобной работы могут быть представлены на школьной, а впоследствии и городской научно-практической конференции.

1. Тест

1. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков сезонных товаров:

1. В течение 20 дней после покупки сезонных товаров.

2. За 10 дней до наступления сезона.

3. С момента покупки сезонных товаров.

4. С момента наступления сезона.

2. Если отсутствие инструкции на русском языке повлечет порчу товара, то покупатель вправе потребовать:

1. Замены на товар аналогичной марки.

2. Соразмерного уменьшения покупной цены.

3. Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление.

4. Замены на такой же товар другой марки с соответствующим подсчетом покупной цены.

3. Исковое заявление (претензия) покупателя пишется:

1. В одном экземпляре.

2. В двух экземплярах.

3. В трех экземплярах.

4. В четырех экземплярах.

4. Какие права потребителей защищают антимонопольные органы

1. Контролируют безопасность товаров (работ, услуг).

2. Контролируют соблюдение законодательства о защите прав потребителей.

3. Имеют права по пресечению нарушений прав потребителей.

4. Имеют право привлекать к ответственности правонарушителей.

5. Права общественных объединений потребителей:

1. Проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг).

2. Обращаться в суды в защиту прав потребителей.

3. Направлять предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей.

4. Участвовать совместно с федеральными исполнительными властями в осуществлении контроля за применением регулируемых цен.

6. Санкции, налагаемые федеральным антимонопольным органом и его территориальными управлениями:

1. Налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца).

2. Арестовывать имущество изготовителя (исполнителя, продавца).

3. Давать предписания и постановления о прекращении деятельности изготовителя.

4. Приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг).

2. Ситуации для инсценировки и анализа

1. Жительнице г.Тюмени зять привез из командировки цигейковую шубу фабричного производства высшего качества. Шуба оказалась длинновата. Владелица, чтобы исправить этот недостаток, отдала шубу укоротить в ОАО «Сибирьбытсервис». Когда хозяйка пришла за укороченной шубой, ей вернули сильно поношенное изделие, кустарного производства, сшитое из лоскутков. Что можно посоветовать владелице шубы в сложившейся ситуации?

2. Покупатель приобрел в мебельном магазине разборный стеллаж, который не забирал со склада в течение двух месяцев. Правомерен ли отказ продавца выдать товар покупателю при наличии чека?

Наталья ГУСЕВА, Ольга НОВИКОВА, учителя права

Тверь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте