Системные изменения в столичном образовании были определены правительством Москвы в постановлении «О реализации национального проекта «Образование» в городе Москве», принятом в марте нынешнего года. Уже 4-й год Департамент образования продолжает эксперимент по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием в рамках целевой контрактной подготовки. В настоящее время на условиях контракта обучаются более 1200 человек. В этом году наши педагогические вузы приняли на I курс около 800 студентов.
Проблемы поиска современной модели учителя, хорошо подготовленного теоретически и методически, остаются. Московские вузы вместе со школами, родительской и педагогической общественностью, коллегами из классических университетов и научных центров системно работают в этом направлении. Речь идет о поддержке ориентации на педагогическую профессию выпускников школ, о закреплении профессиональной мотивации во время учебы в вузе, о стимулировании на успешную работу в школе.
Мы считаем основополагающими принципами образования доступность, качество, непрерывность и постоянное обновление. В конце 2005 года Московская городская Дума приняла закон о всеобщем (полном) общем образовании.
Вопросы управления качеством образования должны решаться комплексно на всех уровнях системы воспитания и обучения. Составляющими нашей московской системы оценки качества образования стали:
– мониторинг и диагностика как внутри учреждений образования, так и внешняя, окружная и общая городская;
– итоговая аттестация 9-х и 11-х классов;
– единый государственный экзамен;
– аттестация образовательных учреждений и кадров;
– совокупные образовательные достижения учащихся (олимпиады, конкурсы, марафоны, проекты, конференции и т.п.);
– определение зависимости результатов от качества образовательной среды и учебно-диагностических комплексов.
Совместно с Советом ректоров вузов в Москве продолжался эксперимент по ЕГЭ. Всего в эксперименте принимали участие 7887 выпускников. Единый государственный экзамен проведен по десяти предметам. Как и в прошлые годы, экзамен был добровольным, по выбору учащегося. В то же время для абитуриентов, которые должны были сдавать историю России как вступительный экзамен, этот экзамен был обязательным.
Определенные сомнения у организаторов вызывал экзамен по английскому языку, технология которого включает прослушивание текста и запись на магнитофон ответов сдающего, так как такая технология еще только апробируется, однако экзамен прошел нормально. А вот на экзамене по обществознанию было много апелляций, и дело здесь не в технологии, отрабатываемой в эксперименте по ЕГЭ. Дело в том, что форма ЕГЭ при недостаточной стабильности и проработанности содержания предмета приводит к большому числу спорных вопросов, возможности различных противоречащих друг другу трактовок.
Выпускница зеленоградского лицея №1557 Ирина Соколова получила 100 баллов по математике. Наибольшее количество выпускников, имеющих в свидетельстве 95 баллов и выше, было из общеобразовательных учреждений с углубленным и расширенным содержанием образования: лицеев, гимназий. В этом году медалями были отмечены успехи в учебе 5207 школьников (2006 – золотыми). Все медалисты, сдававшие ЕГЭ, подтвердили свои знания. Результативны выступления московских школьников на всероссийских олимпиадах: если в 2000 году московские школьники заняли 54 призовых места, то уже в 2006 году – 133!
Требования профессионального сообщества, результаты международных исследований по качеству образования показывают, что важно оценивать не только уровень предметных достижений и информированности ребенка, но и уровень развития определенных способностей – компетентностей. Возникает необходимость использования современных способов и процедур оценивания, с помощью которых можно определить уровень владения обучающимися ключевыми компетенциями, а не только сумму знаний, умений и навыков.
Таким образом, о качестве образования можно говорить так: оно есть при наличии в учреждении системы управления качеством, включающей в себя: определение целей образовательного учреждения с учетом интересов всех участников образовательного процесса, определение перспектив развития образовательного учреждения, сформулированных в программе развития, наличие высокого уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива, эффективное использование мотивационных, здоровьесберегающих, научно-методических ресурсов, а также материально-технических и информационных средств и возможностей психолого-педагогического сопровождения и эффективно функционирующей системы оценки качества образования.
Другими словами, в области управления качеством образования остается еще значительный ресурс. Пути его реализации можно определить, организовав широкую общественную дискуссию, в ходе которой обсудить приоритетные направления в социальнозначимом содержании образования, организацию общественно-государственных форм управления образовательным учреждением и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий. Сегодня очевидно, что инновационные процессы, которые развиваются в школах столицы, востребованы обществом. Многие школы Москвы стали динамичными центрами, представляющими лучшие мировые образцы образовательной практики. Нам предстоит сложный этап управления инновационными процессами, инновационной практикой столичного образования в целом.
Сами подходы к образовательному процессу, обеспечивающие его инновационный характер, различны, можно выделить ряд направлений, характерных в целом для системы образования, но реализуемых в разных вариантах в конкретных образовательных учреждениях.
К общим проявлениям можно отнести:
– процесс обновления содержания образования, варьирующийся от простого расширения учебных тем и курсов до введения специальных интегративных модулей, надпредметных знаний, включая метапредметы как средство интеграции всего содержания общего образования;
– процесс внедрения новых форм организации образовательного процесса, обеспечивающего в дополнение и обогащение традиционной классно-урочной системы более осмысленное и заинтересованное участие детей в учебной деятельности. Наметилась тенденция к использованию так называемых активных технологий педагогической деятельности (интенсив, погружение, развивающие специальные модули и т.д.).
Усиление внимания к изучению иностранных языков продиктовано требованиями образования мирового уровня, необходимыми для конвертируемости аттестатов и дипломов на уровне США, Японии, развитых стран Западной Европы.
Сегодня уже подготовлен проект постановления правительства Москвы о создании института иностранных языков в структуре МГПУ, готовящего учителей английского, немецкого, французского, испанского, со следующего года японского, а в дальнейшем и китайского языков.
В сети образовательных учреждений неизбежно появляются школы для одаренных детей. Необходимо дать возможность реализоваться и развиться всем творческим, одаренным детям, от которых в будущем зависит состояние науки, образования и экономики. В целях поддержки талантливой молодежи для Москвы утверждено 140 федеральных и 75 региональных грантов победителям международных, федеральных и региональных олимпиад.
Правительство Москвы приняло решение о создании на ВВЦ «Города образования, науки, инноваций, технологий и промышленности», а в Царицыне будет построен центр научного познания «Интеллектуал, или Хочу все знать».
Ориентация на обучение, воспитание и развитие различных контингентов детей, проживающих в Москве, – приоритетна для нашего региона. В целевой программе развития столичного образования учтены интересы, возможности и особенности различных категорий детей. Это в принципе определяет особенность и своеобразие столичной системы образования. Москвичи хорошо знают, как надо выбрать школу для своего ребенка, которая поможет сохранить его способности и личность. И это, бесспорно, результат инновационных стратегий развития образования. Вместе с тем необходимы новые формы обучения детей с отклонениями в здоровье, детей-инвалидов, детей-сирот. В работе с детьми с проблемами развития акценты уже сегодня смещаются из области коррекции в область раннего выявления и профилактики нарушений психофизического развития. В связи с этим большое внимание уже сейчас отводится и будет отводиться ранней комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям в возрасте от рождения до 3 лет.
На заседании правительства Москвы, посвященном реализации национального проекта «Образование», Юрий Михайлович Лужков говорил о важности электронизации московского образования, о том, что школа должна найти новые формы наглядности, использования всего разнообразия способов восприятия информации ребенком. Современная педагогика ориентирована на повышение активных форм учебного процесса, где учащийся самостоятельно ищет и обрабатывает информацию, принимает решения, ведет исследование, проектирует свою учебную деятельность, строит модели окружающего мира. Это дает нам ключ к повышению мотивации учащегося и одновременно формирует его ориентацию в мире будущих профессий.
Столичное образование сегодня – уникальная инновационная площадка, обладающая ресурсами творческого развития, сложившейся идеологией, реальным опытом деятельности сотен образовательных учреждений, соответствующим лучшим образцам мировой образовательной практики. Наша главная задача – не только продолжить развитие инновационного потенциала образовательной сферы Москвы, но и способствовать качественному изменению всего российского образования в соответствии с требованиями времени. Сегодня и впредь определяющими для нас остаются слова Президента России В.В.Путина: «Мы должны подтолкнуть образовательную сферу к переходу на принципы работы, адекватные времени. От того, чему и как мы учим сегодня, в значительной степени зависит то, как будем жить завтра».
Комментарии