Наиболее активно с московской системой образования сотрудничает Институт коррекционной педагогики РАО во главе с доктором психологических наук Николаем МАЛОФЕЕВЫМ. Надо сказать, что этот институт очень много внимания уделяет оптимальному сотрудничеству ученых и практиков, принимает активное участие в разработке и реализации различных программ обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями развития. Сегодня Николай Николаевич рассказывает о той деятельности, которую ведет его институт в содружестве с московскими педагогами.
В начале 90-х годов минувшего века о необходимости перестройки специальной школы говорили многие, однако никто не имел ясных представлений о том, что это, собственно, такое. С одной стороны, звучал мощный хор голосов, требующих немедленно разрушить ранее построенную систему, шел разговор о сегрегации, о порочности учреждений интернатного типа, о немедленном переходе от институализации к тотальной интеграции. С другой стороны, многочисленная армия дефектологов не менее яростно требовала сохранить советскую специальную школу как лучшую в мире в неприкосновенности.
Российская Федерация включилась в общецивилизационный процесс пересмотра прав инвалидов в 1991 году, тогда же была предпринята попытка если не разрушить советскую систему специального образования, то решительно ее реконструировать по западным образцам. К сожалению, приступая к решению сколь глобальной, столь и актуальной задачи, многие влиятельные лица проигнорировали рекомендации отечественной дефектологической науки, полностью положившись на советы зарубежных экспертов и собственную интуицию. Реформаторы упустили из виду, что задуманной ими модернизации ССО предстояло протекать в принципиально иных экономических, политических, социально культурных условиях. В силу того что российская ССО находится на переходном этапе, любые волюнтаристские попытки реформировать ее неминуемо приведут к необратимым потерям, к ухудшению качества специального образования, в котором СССР традиционно занимал лидирующее положение. Продуктивная модернизация ССО подразумевает наличие выверенной и научно обоснованной программы действий, выстроенной с учетом духа и буквы современного понимания прав детей-инвалидов.
Забота о людях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится нынче в списке приоритетов государственной политики нашей страны. Напомню, что едва ли не первое свое рабочее совещание Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев посвятил обсуждению проблем развития системы поддержки инвалидов, в том числе детей-инвалидов и их семей. Модернизацию системы образования лиц с ОВЗ поддерживают федеральные и региональные программы, из них наиболее масштабные – «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», программа «Дети России» на 2007-2010 годы», Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. В 2008 году Правительство Москвы приняло соответствующую программу, объявив 2009 год Годом равных возможностей и планируя в ближайшие три года потратить 15 миллиардов рублей на социальную адаптацию детей-инвалидов.
Информация к сведению
В мае 2008 года вступила в силу Конвенция ООН «О правах инвалидов», которую Российская Федерация подписала в сентябре. Цель международного документа – закрепление основополагающих принципов, а также установление стандартов политических, экономических, социальных, юридических и иных жизненно важных прав для инвалидов, на основании которых должна строиться современная политика цивилизованного государства. Конвенция определяет, что существующие в обществе объективные и субъективные барьеры в отношении инвалидов ограничивают реализацию их прав и свобод, включая право на образование, возможность всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. Ратификация конвенции Россией позволяет надеяться на коренное изменение отношения нашего общества и государства к проблеме возможности инвалидов вести нормальную, полноценную, свободную жизнь.
Известно, что за столетие своего существования Институт коррекционной педагогики РАО накопил уникальный научный капитал. Опираясь на классические работы наших гениальных предшественников, трезво оценивая плюсы и минусы организации специального образования в Советском Союзе и за рубежом, прогнозируя грядущие изменения отношения государства и общества к детям с ОВЗ, мы разработали оригинальный пакет предложений, и в 1996 году Министерству образования Российской Федерации, всем заинтересованным ведомствам и специалистам был представлен «Проект программы мер, направленных на создание условий для планомерного перехода российской ССО на качественно новый этап своего развития, ее структурного совершенствования». Трезво оценивая тогдашнее состояние экономики, мы не надеялись на скорую реализацию проекта в полном объеме. Программа была документом долговременным, рассчитанным на весьма продолжительный срок и поэтапное исполнение. По замыслу ученого совета института, принятие программы требовалось для того, чтобы зафиксировать стратегический путь модернизации ССО, наметить ближайшие и перспективные задачи, определить тактику реализации заявленной стратегии развития, выделить этапы на этом пути, определить их последовательность, объединить усилия разных категорий специалистов смежных областей, всех заинтересованных лиц на одном пути. Упомянутый проект не утратил своей актуальности и сегодня, более того, время доказало точность прогноза, верность избранных приоритетов модернизации отечественной ССО. Проводимый в ИКП РАО цикл опережающих фундаментальных и прикладных исследований позволил определить и обосновать основные параметры модернизации системы специального образования нового типа (в области личностного развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, организации учебно-воспитательного процесса, подготовки высококвалифицированных кадров), сделать ясными пути ее структурно-функциональной модернизации на ближайшее время.
Модернизация специального образования подразумевает создание механизма устойчивого развития ССО как максимально гибкой системы, реально взаимодействующей со структурами общего образования. В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.
Комплексные программы НИР и ОЭР, реализуемые ИКП РАО на протяжении последних лет, были нацелены на научно-методическое обеспечение процесса перехода отечественной ССО на качественно новый уровень. Содержанием современного – переходного – периода стала структурно-функциональная, содержательная, технологическая и кадровая модернизация ССО. Ее успех возможен только при обеспечении условий для ее эволюционного развития, последовательной и планомерной трансформации на разных уровнях. Преобразуемая ССО должна функционировать в едином образовательном пространстве, обеспечивая реализацию особых образовательных потребностей, обусловленных как биологической дефицитарностью ребенка, так и социально-культурной депривацией – нарушением нормальных условий воспитания и обучения.
В XXI веке специальное образование наряду с детьми с ОВЗ может распространяться на детей «групп риска», детей, своевременно не охваченных системой образования или «выпавших» из нее. Рост численности тех, кто нуждается в специальном образовании, уже стал общемировой тенденцией, наша страна здесь не исключение, в специальном образовании в России нуждаются сотни тысяч детей и подростков с особыми образовательными потребностями.
Без ложной скромности заявляю: все, что институт прогнозировал в начале 90-х, сбылось. Все, что обещал сделать, сделал или делает.
Когда-то мы утверждали, что (ССО) нового типа должна обеспечить:
максимальный охват образованием детей с особыми образовательными потребностям, и на сегодняшний момент специальным образованием было охвачено около 1,5% детей, этот показатель вырос нынче почти в три с половиной раза.
Мы рекомендовали организовать:
максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление подозрений на отклонения в развитии ребенка и определение его особых образовательных потребностей, и сегодня государственная система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка стала реальностью. На базе института с 1999 года действует Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии, совместно с центром институт проводит системную работу по созданию, нормативно-методическому обеспечению и мониторингу деятельности региональных служб и центров ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Различные модели служб ныне действуют более чем в 60 регионах страны, только на базе ПМС-центров открыто более 450 служб ранней помощи, примером этой успешной работы может служить Москва, где служба ранней помощи появляется в дошкольных образовательных учреждениях. Служба ранней помощи становится базисом для последующего процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ, кардинально меняя перспективу их будущей социальной и образовательной интеграции. Помощь с первых месяцев жизни обеспечивает возможность максимально широкого охвата детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, что способствует предупреждению возникновения вторичных нарушений в развитии, а также наиболее эффективному использованию сенситивных периодов становления высших психических функций для их восстановления и развития. Никого более не надо убеждать, что максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями здоровья, – фактор оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шаг к совершенствованию практики защиты прав ребенка и прав инвалидов и качественному улучшению их положения в обществе.
Сегодня уже получены верифицированные данные о том, что:
можно добиваться качественно иного уровня психического развития малышей, значительно более эффективной коррекции уже имеющихся и предупреждения дальнейших нарушений психического развития вторичной природы, интегрировать таких детей в общеобразовательную среду на более ранних этапах возрастного развития и сокращать количество школьников, нуждающихся в специальном образовании;
25% детей с тяжелыми нарушениями слуха, получающие коррекционную помощь с первого года жизни, к 6-7 годам достигают уровня психоречевого развития, близкого или равного возрастной норме (исследования, проводимые под руководством к.п.н. Н.Д. Шматко);
у 25-27% детей, страдающих перинатальным поражением ЦНС, в результате адекватной коррекционной помощи на первом году жизни удается полностью нормализовать темп и ход психического развития, а у оставшихся 75% – предупредить развитие выраженных нарушений. При отсутствии подобного рода ранней помощи такие малыши, как правило, попадают в категорию детей с задержкой психического развития;
у малышей, страдающих детским аутизмом и тяжелыми эмоциональными нарушениями, при условии оказания психолого-педагогической помощи в первые три-четыре года жизни удается существенно сгладить тенденции искажения психического развития и подготовить их к включению в социум сверстников, в то время как большинство детей, не получивших ранней помощи, остаются изолированными в условиях дома или становятся пациентами психиатрических клиник;
при условии оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с органическим поражением ЦНС на первых годах жизни удается приблизить их соматическое и психическое развитие к возрастной норме (30%). Малыши с тем же диагнозом, не получившие помощи на ранних этапах онтогенеза, становятся инвалидами детства;
организация специализированной логопедической помощи в раннем возрасте позволяет минимизировать, а в некоторых случаях – полностью устранить нарушения речевого развития до момента поступления ребенка в школу, выделены показатели для выявления ранней речевой недостаточности, разработаны методики превентивного коррекционного воздействия в условиях специализированных групп ДОУ.
Уже разработаны методики нейропсихофизиологической диагностики нарушений слуха у детей в возрасте от 0 до 6 лет, комплексные программы ранней психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения, электрофизиологические методы выявления нарушений зрения у детей раннего возраста, а также психофизиологические методы оценки эффективности лечения детей раннего возраста с заболеваниями зрительного нерва.
В 1996 году мы утверждали, что система специального образования нового типа должна обеспечить:
амплификацию специального образования в аспекте социально-эмоционального развития, развития самосознания, сознательной регуляции поведения ребенка в социуме;
обязательное включение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка, их целенаправленную подготовку силами специалистов;
психологическое сопровождение ребенка с отклонением в развитии в условиях образовательного учреждения, а также психологическое сопровождение его семьи.
По прошествии 12 лет все эти установки более не нуждаются в доказательстве, более того, они успешно реализуются научными коллективами Института психологии и Института возрастной физиологии РАО.
Комментарии