Издательство «Дрофа» подготовило материалы для полной комплектации кабинета русского языка и литературы средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. При этом были учтены пожелания самых взыскательных учителей и методистов. Для чего были сформированы предварительные списки изданий, которые направлялись в различные регионы России для рецензирования. После обсуждения в Федеральном агентстве по образованию РФ конечный список предлагаемой литературы и наглядных пособий принял следующий вид:
1. Таблицы по русскому языку и литературе.
Тематические таблицы по русскому языку (36 шт.) могут быть использованы с 5 по 11 классы. Таблицы имеют удобный формат, современное дизайнерское решение, сбалансированный зрительный ряд. В таблицах реализуется принцип обобщения и систематизации (правила и темы подаются не по отдельности, а целыми блоками), поэтому они могут использоваться не только при изучении нового материала, но и при повторении и обобщении.
Комплект схем-таблиц по русскому языку знакомит учащихся с теоретическими сведениями по русскому языку, предусмотренными федеральным государственным стандартом общего среднего образования. Каждая схема-таблица по орфографии и пунктуации содержит многослойную, многоуровневую информацию.
Комплект таблиц (27 шт.) по литературе имеет тематическую структуру, поэтому не носит привязки к конкретному классу и может быть использован при изучении теоретического материала в параллелях с 5 по 11 классы. В таблицах широко представлена теория литературы: роды и жанры, изобразительно-выразительные языковые средства, литературные художественные системы и т. д., каждое определение снабжено ярким текстовым иллюстративным материалом классической и современной литературы. Таблицы имеют современные цветовое исполнение, дизайн и сбалансированный зрительный ряд.
2. Нормативные документы.
Сборник нормативных документов для образовательных учреждений с русским языком обучения включает в себя: 1) федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе, разработанный научным коллективом под руководством Э.Д.Днепрова, одобренный решением коллегии Минобразования России и президиумом Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 г. №1089; 2) федеральный базисный учебный план, одобренный решением коллегии Минобразования России и президиумом Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 9 марта 2004 г. №1312; 3) примерные программы по русскому языку и литературе, разработанные авторами ведущих российских учебных линий по русскому языку и литературе, переработанные в соответствии с новыми образовательными стандартами; сборники программ элективных курсов для 10-11 классов (профильное обучение и организация внеклассной работы по русскому языку и литературе) включают в себя разнообразные авторские программы по русскому языку и литературе.
3. Методика преподавания русского языка и литературы.
В сборниках диктантов для 5-11 классов тексты и задания сгруппированы таким образом, что использовать их можно по различным авторским программам. Данные методические пособия используются на уроках при изучении морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации, при работе над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. Собранные в книгах тексты представляют собой целостные фрагменты художественных произведений, обладающие формальной и смысловой завершенностью; они неадаптированные и непереводные; эти образцовые с художественной точки зрения произведения принадлежат писателям, известным своей приверженностью гуманистическим идеалам.
«Методический блокнот учителя русского языка» предназначен для эффективной организации учебного процесса. Цель пособия – дать возможность учителю работать с учетом перспективы в обучении русскому языку в соответствии с обязательным минимумом содержания образования в 5-11 классах. В пособии описаны типология упражнений, виды диктантов и упражнений по развитию речи, способы проверки знаний учащихся, представлены схемы анализа творческих работ учащихся, различные виды анализа уроков русского языка. Терминологический словарик сориентирует учителя в понятиях методической системы русского языка. Результаты проверочных текущих и итоговых срезов фиксируются в специальных сводных таблицах.
Каждая из книг серии «Писатель в школе» носит тематический характер и посвящена одному из авторов, чьи произведения включены в школьную программу. Книги содержат поурочное планирование, разработки уроков, анализ литературных текстов, рекомендации по проведению внеклассного чтения, библиографию по творчеству писателя, вопросы для проверки знания текста и беседы с учащимися, задания для самостоятельной подготовки и темы сочинений.
Кроме названной серии в разделе представлены методические пособия из «Библиотеки учителя», адресованной преподавателям литературы. Особое внимание уделено процессу обучения в 9-11 классах, продолжению формирования навыков письменной и устной речи на материале отечественной и зарубежной литературы, а также пособия «Гимназия на дому», адресованные тем, кто в силу разного рода причин получает домашнюю или экстернатную форму среднего образования.
4. Раздаточные и дидактические материалы, выполненные в форме карточек и таблиц, снабжены методическими рекомендациями, содержат разнообразные и увлекательные задания, которые предполагают разные методы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные – в зависимости от цели урока. Материал структурирован и тематически, и по классам, что дает возможность использовать его на всех этапах работы по русскому языку, литературе.
5. Книги для дополнительного образования и внеклассной работы по предмету.
Книги, представленные в данном разделе, выходят за рамки школьной программы и предполагают использование во внеклассной работе и в системе дополнительного образования, в том числе по русскому речевому этикету, литературному краеведению, выразительному чтению, развитию речи учащихся на материале устного народного творчества. Книги написаны в доступной увлекательной форме, хорошо иллюстрированы. Особое место занимают сборники московского областного и заключительного этапа всероссийских олимпиад. Они адресованы в первую очередь учащимся старших классов, содержат нормативные документы, материалы заданий, лучшие работы в различных номинациях и призваны развивать олимпиадное движение по русскому языку и литературе на территории Российской Федерации, а также могут быть использованы при подготовке школьных, районных, городских и областных олимпиад по русскому языку и литературе.
6. Пособия для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе учащихся основной и старшей школы.
Пособия для контроля и итоговой аттестации по русскому языку и литературе носят как обучающий, так и проверяющий характер, полностью соответствуют программе по русскому языку и литературе основного общего образования, среднего (полного) общего образования (базовый уровень), среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Предлагаются универсальные контрольные, проверочные задания и тесты. Для удобства пользования пособия сделаны для 5-9 классов и отдельно для 10 и 11 классов.
7. Элективные курсы.
Представленные в этом разделе учебные пособия адресованы учащимся профильных классов. Они также необходимы для организации внеклассной работы по русскому языку и литературе. Предлагаются различные авторские курсы, включающие достаточно широкий спектр учебно-методической работы по предметам: односоставные предложения в тексте, трудные вопросы изучения синтаксиса, деловая речь, практическая стилистика, развитие речи, русская словесность; основы поэтики, теория и практика филологического анализа художественного текста, современный отечественный литературный процесс (представлены произведения восьмидесятых – двухтысячных годов), сравнительное изучение отечественной и зарубежной литературы, а также актуальное сегодня изучение литературы русского зарубежья. В методических рекомендациях курсов содержатся поурочное планирование, методические и справочные материалы.
8. Школьные словари и справочники.
Словари и справочно-информационная литература по русскому языку дают возможность учащимся получить необходимую исчерпывающую филологическую информацию, будь то грамматика, стилистика, орфоэпия.
В кабинете представлены словари: орфографический, орфоэпический, этимологический, фразеологический, толковый, иностранных слов, строения и изменения слов, устаревших слов русского языка и др. Словари по литературе имеют разную структуру и разных адресатов. Так, комплексные словари для школьников и поступающих в вузы включают в себя биографии и анализ важнейших произведений крупнейших русских писателей XIX-XX веков, написанные известными учеными и литературными критиками. Специальные словари, включающие анализ текстов, систему вопросов и заданий, библиографии, развернутые планы сочинений, истории создания произведений, носят практический характер. Библиографический словарь, посвященный зарубежным писателям, адресован школьникам, студентам и учителям. В нем содержится 380 статей о жизни и творчестве писателей разных стран и эпох. Энциклопедический словарь-справочник адресован в первую очередь школьникам и структурно разделен на следующие части: теория литературы, история литературы, словарь писателей, произведения.
9. Портреты для кабинета русского языка и литературы: комплект портретов выдающихся отечественных лингвистов и два комплекта портретов писателей XVIII-XX веков.
10. Произведения художественной литературы.
Каждая книга, представленная в этом разделе, снабжена предисловием, написанным в течение последних 5 лет ведущими отечественными литературоведами и отражающим современный взгляд на литературный процесс. Книги полностью отражают школьную программу по литературе основного общего образования, среднего (полного) общего образования (базовый уровень), среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Каждый из авторов представлен художественными произведениями, которые дают возможность познакомиться не только со школьной программой, но и выйти за ее пределы, что позволяет более полно ознакомиться с творчеством писателя и рассмотреть изучаемое произведение в контексте его творчества. Каждый том снабжен комментариями и приложением, включающим дополнительный материал по творчеству данного автора.
Надеемся, что предлагаемый «Кабинет русского языка и литературы» облегчит работу учителя и сделает уроки увлекательными и продуктивными.
Комментарии