search
main
0

Кабинет № 1. Каким должен быть государственный подход к нему?

Недавно у школьных библиотек России появилась своя профессиональная ассоциация. Она так и называется – Российская ассоциация школьных библиотек. Первым шагом ее деятельности стала разработка Федеральной программы модернизации школьных библиотек, которая будет содержать основные принципы библиотечного обслуживания детей, определять стратегию и тактику развития школьных библиотек и коррелироваться с аналогичными документами – созданными для библиотек Министерства культуры России и международными.

Конкретные предложения ассоциации по основным направлениям библиотечной политики, направленные на ликвидацию информационного и социального неравенства школьных библиотекарей, заключаются в следующем:

Развитие информатизации библиотек образовательных учреждений как основы модернизации их деятельности;

Обучение специалистов библиотек образовательных учреждений инновационному мышлению. С этой целью приоритетное развитие звеньев системы непрерывного образования школьных библиотекарей надо рассматривать как одну из актуальных задач региональных органов управления образованием;

Привлечение внебюджетных средств по финансированию библиотек (развитие проектной деятельности, грантовая поддержка, инвестирование и спонсирование);

Развитие общественных форм профессионального роста специалистов школьных библиотек (учреждение ассоциаций, обществ и т.п. как в масштабах отдельных территорий, так и на федеральном уровне);

Реорганизация методического обеспечения деятельности школьных библиотек и медиатек;

Подготовка образовательных учреждений (и школьных библиотек в их составе) к работе по новым нормативно-регламентирующим документам, в том числе в соответствии с миссией школьной библиотеки, предусматривающей задачи по созданию комфортной информационно-библиотечной среды, социализации учащихся, работе по развивающему чтению;

Усиление материально-технической базы библиотек образовательных учреждений, в том числе расширение основных фондов и повышение уровня их информативности, освоение и внедрение новых информационных технологий в практику работы школьных библиотек, объединение школьных библиотек в корпоративные сети.

Понимая масштаб проблем, которые необходимо решить, ассоциация предлагает Минобразованию России свою помощь в выполнении целого ряда работ. Среди них – разработка стратегии библиотечной политики Министерства образования, проектов документов для представления в Государственную Думу (дополнения к Закону «Об образовании»), Правительство РФ, Министерство труда, Министерство по делам печати, Министерство культуры и другие заинтересованные ведомства; разработка проекта Федеральной программы развития школьных библиотек России и Концепции библиотечного обслуживания школьников для последующего объединения ее с Концепцией библиотечного обслуживания детей в России, разработанной Министерством культуры Российской Федерации в 2002 году. Это послужит основой для дальнейшей плодотворной совместной деятельности двух ведомств, имеющих сети библиотек.

Ассоциация внесла ряд предложений в «Примерное положение о деятельности библиотек в общеобразовательных учреждениях». Общие замечания заключаются в следующем:

1. Предлагаемый проект документа менее конкретен, чем уже утвержденный документ, и более наукообразен. Представляется, что текст основополагающего документа, на основе которого будут разрабатываться Положения о конкретных библиотеках, должен быть более четким и предусматривать возможности его применения в библиотеках различных типов общеобразовательных учреждений.

2. Так же как и предыдущий документ, данный проект сильно расширяет рамки деятельности школьной библиотеки, превращая ее в публичную библиотеку. Вряд ли это целесообразно в условиях дефицита средств, выделяемых в целом на образование и на содержание библиотек в частности. При условии тенденций к вхождению библиотек всех видов и типов в единое информационное пространство с применением новых информационных технологий все более будет усиливаться дифференциация фондов в целях установления системы распределенного фонда и единой каталогизационной и справочно-информационной службы. Библиотеки объединяются в корпоративные сети, обмениваются не только информацией, но и документами, развивается электронная доставка документов и т.п. В этих условиях каждая библиотека, в том числе и школьная, должна четко формулировать свою миссию, функции и задачи, поскольку именно эта четкость определяет и профиль комплектования документами, и пути получения и обмена информацией с другими библиотеками и учреждениями. В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» каждая библиотека выполняет информационные, образовательные и культурно-досуговые функции, однако каждый тип библиотеки (научная, публичная, учебная) отличается от другого специфическим соотношением этих функций, доминантой какой-либо функции или их сочетанием. Для учебной библиотеки доминанта – образовательная функция в сочетании с информационной. Главнейшая задача школьной библиотеки – обеспечение учебно-воспитательного процесса в стенах школы. Исходя из этой задачи должна строиться вся деятельность школьной библиотеки. Курс на абсолютный универсализм и автономное плавание каждой отдельно взятой библиотеки никогда не был и не будет обеспечен необходимыми ресурсами, а значит, предложенному проекту уготована судьба мертворожденного документа. К сожалению, понимание этих тенденций в развитии школьных библиотек не просматривается в предложенном документе. Симптоматично, что в документе нет ни слова о координации и кооперации школьных библиотек с другими библиотечно-информационными учреждениями и даже с педагогическими учреждениями, за исключением права библиотекарей быть членами ассоциаций и профессиональных союзов.

3. Представляется более правильным название старого документа – Положение о библиотеке ОУ, а не «о деятельности», как в проекте. Деятельность – это процесс, а библиотека – структурное подразделение школы. Деятельность определяется технологическими инструкциями и алгоритмами, а предложенный проект должен определять статус и положение библиотеки в учебном учреждении.

4. Представляется глубоко неверным объединение в одном документе таких разных актов, как Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой и Положение о платных услугах. Несмотря на то что все эти документы, безусловно, связаны, они имеют разную правовую степень действия. Положение о библиотеке определяет статус, миссию, основные функции и задачи библиотеки как части учреждения, оно – основа организации библиотеки. Правила пользования определяют права и обязанности двух сторон, вступающих во взаимодействие, – пользователя и библиотеки. Положение о платных услугах – документ очень конкретный и целиком зависит от конъюнктуры рынка, спроса и ресурсных возможностей каждой конкретной библиотеки. Примерные Правила пользования и Положение о платных услугах – сугубо рекомендательные документы, которые могут и должны предусматривать различные варианты. Кроме того, по Закону «О библиотечном деле» эти документы разрабатываются каждой библиотекой самостоятельно и согласовываются с учредителем или руководителем учреждения, поэтому вряд ли нужно вносить эти проекты в документ, который хоть и носит также рекомендательный характер, но будет вводиться в практику письмом Министерства образования.

5. В предложенном проекте по-прежнему никак не позиционирован статус библиотеки как педагогической структуры школы, кабинета № 1, как декларативно называли его в 60-е годы.

6. В проекте не вычленены и не подчеркнуты права и обязанности руководства школы по ресурсному обеспечению деятельности библиотеки. Отдельные положения рассыпаны по тексту проекта, но носят настолько декларативный характер, так что не могут восприниматься серьезно.

7. Крайне декларативно перечислены права и обязанности библиотек. Не очень понятно, насколько библиотеки имеют право самостоятельного определения источников комплектования, их взаимоотношения с методистами по фондам школьных библиотек и т.п.

Можно сделать замечания по тексту каждого пункта предложенного проекта. Он нуждается в серьезной доработке с учетом (и прежде всего) замечаний и предложений библиотекарей-практиков. Без широкого обсуждения его утверждать нельзя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте