Российское образование давно испытывает на себе вызовы времени: нарастающие темпы информатизации, смещение ценностных ориентиров, новые подходы к образовательным технологиям. Ушедший год не остался в стороне: коронавирус мощным натиском проверял на прочность все социальные сферы. Безусловно, главным событием в жизни российской школы стало введение дистанционного обучения, что не могло не отразиться на качестве усвоения школьниками учебного материала. При этом мониторинг системы образования никто не отменял. Более того, в этом непростом учебном году обучающимся предстоит дважды писать всероссийские проверочные работы: осенью работы выполнялись по материалам 2019‑2020 учебного года, весной грядет проверка знаний за текущий период. И это тоже вызов современной школе.
Известно, что ВПР оценивают соответствие знаний школьников ФГОС, то есть, по сути, педагог готовит своих учеников к подобной проверке из урока в урок на протяжении всего учебного года. Однако это вовсе не означает, что написание данных работ не требует специфической подготовки. Любая проверочная работа для школьника является испытанием. Всероссийская – испытанием вдвойне. Вместо привычной контрольной тетради перед ребенком вдруг возникают листы формата А4 с загадочными кодами и таинственными полями для отметок.
Стоит сказать, что и формулировки заданий ВПР могут отличаться от привычных, размещенных в школьных учебниках. Именно поэтому необходимо предварительно знакомить обучающихся со структурой ВПР, разбирать типовые задания. С образцами работ можно ознакомиться на сайте организации, разрабатывающей ВПР. Это Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), ссылка на сайт: https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/. Однако для получения наиболее высоких результатов нужны специальные учебные пособия, предоставляющие качественный и разнообразный материал для подготовки к ВПР. Такими учебными пособиями являются книги издательства «Экзамен» серии «ВПР. Типовые задания».
Для подготовки к ВПР по русскому языку в 5-х и 6-х классах издательство предлагает по три вида сборников заданий – 10, 15 и 25 вариантов. Это предоставляет возможность дифференцировать группы обучающихся с различным уровнем подготовки: более сильным обучающимся для получения результата будет достаточно выполнить 10 вариантов типовых заданий, ребятам послабее – 15 или 25 вариантов. Бесспорным преимуществом данных пособий является тот факт, что их составители – разработчики ВПР. Все книги издательства прошли специальную экспертизу ФИОКО. Каждое пособие содержит ответы к заданиям и критерии оценивания, что дает возможность школьникам самостоятельно готовиться к ВПР. Удобный формат позволяет использовать пособие в качестве рабочей тетради, так как в каждом варианте заданий имеются графы для ответов.
Пособие по русскому языку для 5-го класса включает 12 заданий, полностью отражающих структуру ВПР. Задание 1 предполагает решение орфографических и пунктуационных задач. Его успешное выполнение выявляет у школьников адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в деформированном тексте.
Задание 2 выявляет умение обучающихся производить 4 вида языковых разборов. Для фонетического разбора разработчики пособия предлагают слова, в которых пятиклассники должны отметить одно или несколько фонетических явлений. Чаще всего это слова с йотированными буквами, обозначающими два звука (еще, края, моюсь), слова, в которых происходит оглушение согласных (всё, дождь, домов) или фонетическая редукция (отец, цветы, яблок).
В качестве материала для морфемного анализа предлагаются слова разных частей речи, поэтому важно при подготовке к данному заданию отрабатывать выделение характерных морфем, чтобы они стали узнаваемыми для пятиклассников. Например, личные окончания глаголов или суффиксы со значением признака прилагательных.
Наибольшее затруднение, как правило, вызывает у пятиклассников выполнение морфологического разбора, который направлен на выявление уровня умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи. Важно отметить, что в этом задании для 5-го класса разработчики ВПР предлагают для морфологического разбора имена прилагательные (колодезной, тяжелого, полярную) или имена существительные (хозяин, тайне, листва), поэтому в данном пособии внимание сконцентрировано на разборе именно этих частей речи.
Для синтаксического разбора предлагается простое предложение. Важно обратить внимание школьников на характеристику предложения, в которой согласно критериям оценивания работы обязательно должны быть указаны 4 признака: вид предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ и наличию/отсутствию второстепенных членов. Таким образом, указание вида предложения по составу грамматической основы и наличию осложнителей не является обязательным в данном задании.
Задание 3 проверяет владение пятиклассниками орфоэпическими нормами русского языка. Это задание уместно отрабатывать горизонтально, то есть решить сразу несколько вариантов, формируя из предложенных слов словарик орфоэпических трудностей.
Задание 4 направлено на выявление навыков определения частеречной принадлежности слов. При подготовке данного упражнения важно обратить внимание школьников на вторую часть задания, в которой требуется указать отсутствующие части речи.
Задания 5, 6, 7 проверяют учебно-языковые опознавательные умения. Обучающиеся, работая с типовыми заданиями, учатся опознавать предложения с прямой речью разной структуры, обращениями в начале, конце и середине предложения, а также находить сложные предложения. В заданиях 6-7 также необходимо прокомментировать сделанный выбор с помощью схем или развернутого ответа.
Задания 8-12 выполняются по прочитанному тексту и направлены на выявление уровня читательской грамотности школьников. Тексты в учебном пособии подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся и достаточно понятны пятиклассникам.
В задании 8 требуется сформулировать основную мысль текста. Школьники часто смешивают понятия темы и основной мысли, поэтому важно при подготовке данного задания разграничить эти понятия. Формулируя тему, мы задаем вопрос: «О чем этот текст?». Выявляя основную мысль (идею), мы спрашиваем: «Для чего этот текст написан? Что хотел сказать автор?» Следует помнить, что основная мысль – это всегда оценочное суждение, это позиция автора, с которой можно поспорить или согласиться. Тема – это объективная констатация явления действительности. Например, в пособии для 5‑го класса (15 вариантов) в варианте 4 мы встречаем в задании 8 текст произведения И.С.Тургенева «Воробей». Формулировка «Любовь и страх смерти» не может являться основной мыслью текста, так как в ней не отражена авторская позиция. А вот ответ «Любовь сильнее смерти и страха смерти» является верным, так как в нем эта позиция представлена. Основная мысль может быть сформулирована иначе, главное, чтобы не было смыслового искажения и речевых недочетов. Ответом также может являться цитата из данного фрагмента, если она подходит по обозначенным критериям.
Задание 9 подразумевает поиск необходимой информации, которая может послужить ответом на поставленный вопрос. Большое внимание стоит уделить формулированию связного ответа, так как в критериях оценки учитывается не только фактическая точность, но и наличие речевых, орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Задание 10 предусматривает определение типа речи обозначенного фрагмента текста.
Задания 11, 12 проверяют предметные знания обучающихся (понятия синонимов, антонимов) и умение распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании контекст.
Пособие по русскому языку для 6-го класса содержит 14 заданий, их структура во многом похожа на задания для пятиклассников, но при этом есть ряд существенных отличий. Задание 1 также представляет собой работу с деформированным текстом, однако спектр проверяемых орфограмм значительно шире.
Задание 2 предполагает 4 языковых разбора, но вместо фонетического в 6-м классе требуется выполнить словообразовательный. Важно обратить внимание обучающихся на то, что для морфемного и словообразовательного разборов представлено одно слово, помеченное цифрой «2». Для морфологического разбора разработчиками ВПР в 6-м классе чаще всего предлагаются глаголы, для синтаксического разбора – простое предложение, не осложненное или осложненное однородными членами.
Задание 3 проверяет умение шестиклассников производить фонетический анализ, находить в заданном фрагменте текста слово, в котором не совпадает количество звуков и букв. Стоит отметить, что данное задание предполагает объяснение причины этого несовпадения.
Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка и исправлять эти нарушения. Чаще всего грамматические ошибки встречаются при образовании простых и составных форм степеней сравнения прилагательных (менее почетнее), при употреблении собирательных числительных (с обоих сторон), несклоняемых существительных (милая пони), а также при падежном изменении количественных числительных (с девяносто годами). Соответственно, обозначенные группы слов должны стать материалом для подготовки данного задания.
Задания 7, 8 выявляют уровень пунктуационных умений и навыков шестиклассников. Эти задания также требуют объяснения сделанного выбора в виде развернутого ответа или графических выделений.
Задания 9-14 выполняются по предложенному тексту, из них формулировки заданий 9, 11, 12 уже встречались шестиклассникам во ВПР за 5-й класс.
В задании 10 требуется составить к тексту план, а для этого нужно определить микротемы и отразить их в любой корректной формулировке в трех пунктах плана.
Задание 13 связано с определением стилистической окраски слова. К нему требуется подобрать синоним. Стоит обратить внимание обучающихся на роль контекста в определении лексического значения слова. Именно поэтому в задании 13 всегда указывается не только стилистически окрашенное слово, но и предложение, в котором оно встречается. Прежде чем дать ответ, обучающимся необходимо попробовать заменить данное слово синонимом в указанном предложении.
Задание 14 предполагает объяснение значения фразеологизма и проверяет умение обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме с учетом норм построения предложения и словоупотребления.
Пособия издательства «Экзамен» серии «ВПР. Типовые задания» могут использоваться как непосредственно перед написанием ВПР, так и в течение всего года при изучении отдельных тем в рамках уроков русского языка. Книги помогут обучающимся 5-6-х классов самостоятельно подготовиться к ВПР, расширить компетенции в работе с текстом и отдельными языковыми единицами.
Анна БЕЛЯЕВА, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №14, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, г. Донской, Тульская область
Комментарии