search
main
0

К высокому приходят тернистыми путями Конституционному суду Российской Федерации – 10 лет

Это событие отмечалось торжественно: в Кремле, с участием представителей всех ветвей государственной власти Российской Федерации, а также зарубежных гостей. На юбилей прибыли председатели конституционных судов многих государств. В поздравительных речах выступавшие подчеркивали значение такого органа в нашей стране и отмечался динамизм развития институтов конституционного права в Российской Федерации. В эти же дни Государственный Исторический музей в Москве организовал выставку “10 лет Конституционному суду Российской Федерации” (1991-2001).
В двух небольших залах была представлена как бы внешняя проекция работы этого судебного органа – обязательного атрибута любого правового государства. Важность этого события была отмечена еще первым президентом Б. Ельциным в его поздравлении от 12 ноября 1996 года:
“Поздравляю судей и сотрудников Конституционного суда Российской Федерации с 5-летием со дня образования.
По историческим меркам – это скромный юбилей. Но для нас он значительное событие. В России впервые появился самостоятельный и независимый орган судебного конституционного контроля, который фактом своего существования придал государственному механизму цивилизованные правовые очертания”.
Этот текст, выставленный в витрине вместе с поздравительными телеграммами по случаю 5-летнего юбилея от председателей конституционных судов Украины и Киргизской республики, начинает как бы отсчет исторических вех молодого судебного органа нашего государства. Прослеживается определенная преемственность и в речах, звучавших на 10-летнем юбилее. В частности, слова украинского коллеги о том, что “выше Конституционного суда только Господь Бог”, повторил в своем выступлении председатель верхней палаты российского парламента Е. Строев.
Среди экспонатов выставки другие архивные материалы: из предыстории, когда функции официального комментария признавались за Комитетом конституционного надзора СССР (1989-1991), возглавляемым С. Алексеевым. Отмечена и эпоха В. Зорькина (6 октября 1991 – октябрь 1993), затем вынужденная пауза (октябрь 1993 – февраль 1995). Дальше эпоха О. Туманова (февраль 1995 – февраль 1997), после нее началась и до сих пор продолжается работа Конституционного суда под председательством М. Баглая.
На стенде одной из витрин вместе с действующей Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Федеральный конституционный закон “О Конституционном суде Российской Федерации” (1994) и регламент суда.
Посетителей знакомили со статьей 125 Конституции РФ из главы 7 “Судебная власть”:
1. Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный суд Российской Федерации по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации.
В основе его деятельности – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, единого конституционного пространства в стране.
Со всеми 19 судьями первого Конституционного суда РФ можно познакомиться по представленной на выставке фотографии. Она была сделана на следующий день после принятого V Съездом народных депутатов РСФСР постановления “Об избрании судей Конституционного суда РСФСР” от 30 октября 1991 года.
Это постановление – важный исторический документ, отражающий новый этап в развитии российской государственности. Действительно, в СССР функции надзора за соблюдением конституции возлагались на Верховный суд страны. Такое положение сохранялось до 1991 года, когда вышеуказанным постановлением не был введен в государстве новый судебный орган.
Советский энциклопедический словарь 1982 года в статье о конституционном суде дает такое определение: “Конституционный суд, в некоторых зарубежных государствах специальный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех нормативных актов. Иногда функции конституционного суда возлагаются на верховный суд государства”.
В витринах выставки атрибуты судебного заседания: гонг с деревянным молоточком, облачение судьи – мантия с шапочкой; правила процедуры, этикета и поведения в зале суда.

Правила процедуры, этикета и поведения в заседании Конституционного суда, обязательные к исполнению всеми присутствующими в зале судебного заседания
При входе судей в зал судебного заседания и выходе из зала присутствующие встают.
Выступающие в процессе дают объяснения и задают вопросы с разрешения председательствующего, обращаясь к Конституционного суду со словами: “высокий суд” или “уважаемый суд”.
Участники процесса называют друг друга “уважаемый представитель сторон”, “уважаемый эксперт”, “уважаемый свидетель”, указывая фамилию соответствующего лица.
В соответствии со статьей 10 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации” судьи, эксперты, свидетели дают присягу. Например, присяга судьи.
Присяга судьи: “Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции РФ, и ничему и никому более”.
На выставке можно было увидеть научные труды судей Конституционного суда и личные вещи, материалы, документы, награды умерших судей Э. Аметистова и В. Олейника. Среди экспонатов фотографии судей Конституционного суда во время различных мероприятий, в том числе во время встречи с Президентом РФ В. Путиным и чествования председателя Конституционного суда М. Баглая в связи с 70-летием. Интересны экспонаты, рассказывающие о международной деятельности КС, в том числе географическая карта с нанесенными линиями связей. Плотность линий подчеркивает многочисленность контактов с коллегами других стран. Среди них 14 конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, 37 высших судов и иных органов конституционного контроля других государств.
Но вот что еще бросалось в глаза. Многочисленные посетители Исторического музея, заглядывая на выставку “10 лет Конституционному суду Российской Федерации”, не проявляли большого интереса к экспонируемым материалам. Входили в залы, пробегали глазами витрины, проходили мимо рабочего стола председателя Конституционного суда с государственной символикой и быстро выходили. Мало кто задерживался и внимательно знакомился с делами этого важнейшего судебного органа страны.
А как было сказано в информационном обеспечении выставки: “За десять лет своей деятельности КС РФ немало успел сделать для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ, единого конституционно-правового пространства в стране”.
Об этом свидетельствует приводимая в аннотации к выставке статистика. С момента образования в Конституционный суд поступило свыше 105 тысяч обращений граждан, их объединений и государственных органов. Ежегодно от девяти до одиннадцати тысяч обращавшихся сообщали о нарушениях конституционных прав и свобод, несоответствии Конституции РФ издаваемых нормативных актов, о спорах по компетенции между государственными органами. Возникала необходимость и в толковании статей Конституции РФ.
В публичных заседаниях Конституционный суд рассмотрел 188 дел. Из проверенных 150 законов и других нормативных актов федерального уровня и 45 нормативных актов субъектов Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ только конституционными признаны соответственно 28 и 5.
Главными направлениями в деятельности Конституционного суда являются: защита конституционных прав и свобод граждан; толкование Конституции Российской Федерации. Они составляют свыше 60 процентов от общего числа дел Конституционного суда в прошедший период.
Конституционный суд РФ изложил в порядке официального толкования в 13 постановлениях свои правовые позиции по 23 статьям Конституции РФ. Десятки тысяч ответов, разъяснений направлено авторам по их обращениям. Решения КС публикуются в “Российской газете”, “Собрании законодательства Российской Федерации”, “Вестнике Конституционного суда Российской Федерации”, а также в официальных изданиях органов государственной власти субъектов РФ. На выставке были представлены ежегодные издания постановлений и решений КС за ряд лет.
Чем можно объяснить отсутствие интереса посетителей Исторического музея к экспонируемым материалам этой выставки? На мой взгляд, это объясняется рядом обстоятельств. Широкая общественность нашей страны мало информирована об области работы Конституционного суда. Несмотря на перечень перечисленных публикаций, многие люди убеждены, что работа КС не имеет отношения к рядовым гражданам. Она предназначена для юристов, органов государственной власти, судов различной инстанции, депутатов и других лиц, решающих судьбы страны, общества, рассматривающих конфликтные ситуации. Силен и менталитет, воспитанный на традициях российской судебной практики: “Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло”, “Нужда закона не знает, а через шагает”, “Не всякий прут по закону гнут”. Да и многочисленные советские конституции были лишь “парадными вывесками”, политическими лозунгами. И сегодняшний беспредел мешает относиться к Конституции как основному закону государства, определяющему правила нашей жизни, существования каждой семьи, человека, личности. Очень мало примеров тому в окружающей нас жизни для укрепления в массовом сознании уважительного и серьезного интереса не только к судебной власти, но и к другим ее ветвям.
Таким образом, для граждан нашей страны такой суд действительно внове. А о его делах население мало информировано. Они как бы далеки от повседневной жизни населения, что и подтверждает поведение посетителей выставки. Правда, в последние годы телевидение увеличивает спектр правовых передач. Но озабоченное в первую очередь рейтингом своих трансляций, оно обращает внимание на работу первичных судебных инстанций, где рассматриваются гражданские, уголовные, административные дела граждан. Такие передачи привлекают людей тем, что имеют непосредственное отношение к каждому. Они становятся не только юридическим ликбезом населения, т.е. заполняют полнейший вакуум правовых знаний, но и затрагивают чувства людей. Ибо сказано, что “от тюрьмы и от сумы не зарекайся”.
Из дел Конституционного суда, известных широкой публике, можно напомнить так называемое “дело С. Кириенко”. В 1998 г. Конституционный суд рассмотрел дело о толковании положений п. 4 статьи 111 Конституции, касающейся возможности Президента России трехкратно представлять Государственной Думе на утверждение одну и ту же кандидатуру председателя правительства в случае, если эта кандидатура отвергается Государственной Думой. Спор шел о том, должен ли президент менять кандидатуру после отклонения Государственной Думой или он вправе вновь предлагать ту же самую кандидатуру трижды.
В постановлении от 11 декабря 1998 г. Конституционный суд РФ разъяснил, что “Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата”.
Так, граждане страны имели возможность увидеть конкретную работу Конституционного суда и его прерогативу в толковании положений Конституции. Именно за ним записано право официального комментария, который публикуется в виде постановлений Конституционного суда. Они играют роль обязательного документа, раскрывающего или уточняющего содержание конституционных положений. На выставке хотя и были представлены объемные сборники постановлений и решений Конституционного суда Российской Федерации, выпускаемые ежегодно в течение всех лет работы, но их содержание не было доступно посетителям. И у людей продолжает оставаться убеждение, что и сама Конституция, и ее официальные комментарии написаны для юристов, органов государственной власти, судов. Словом, для кого угодно, только не для населения.

Конституционный суд

Современный школьный курс “Граждановедение” ставит такую же цель: подготовить сознание подрастающего поколения к тому, что справедливые законы смогут возникнуть при диалоге власти и общества. Имеется в виду гражданское общество, которое строится снизу. Что это значит?
Воспользуемся авторитетом древнегреческого философа, мыслителя, энциклопедиста, основоположника логики Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). В своем труде “Политика” он рассуждает следующим образом: “Ввиду того, что государство представляет собой нечто составное, подобное всякому целому, но состоящее из многих частей, ясно, что сначала следует определить, что такое гражданин, ведь государство есть совокупность граждан… Мы считаем гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании… Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение, благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и не одинаковы, все же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй”.
Как видим, время не властно над мыслями. Их тайная природа такова, что они не только не исчезают, но и не знают ни хронологических, ни географических границ. Еще итальянский политический деятель и историк Никколо Макиавелли (1469-1527), поучая своего государя, пользовался не только историческим опытом, но и политическими советами мыслителей различных эпох, стран и народов. Преемственность идеологических структур в целом, и политико-правовых знаний в частности, представляет собой не только непременное условие их дальнейшего развития, но и совершенствование процесса государственно-правового строительства. Конституционный суд РФ работает в тесном контакте с коллегами многих стран. С 1996 года он является полноправным членом Конференции европейских конституционных судов, одним из учредителей Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии (1997 год), участником двусторонних соглашений о сотрудничестве с высшими судами Израиля, Италии, Канады, Украины.
Каждому школьнику из преподаваемого курса граждановедения знакомо не только понятие конституции как основного закона страны, но и система государственной власти. Ему известно, что основной принцип современной государственной власти в демократическом обществе, которое строит наша страна, – это принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Положения статьи 125 Конституции РФ о Конституционном суде развиты и конкретизированы в специальном Федеральном конституционном законе. Он принят в 1994 году и называется “О Конституционном суде Российской Федерации”.
С этой целью и был создан Конституционный суд Российской Федерации. В структуре Конституционного суда (КС):
1. Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь.
2. Палаты КС.
3. Рабочие комиссии судей.
4. Научно-консультативный совет при КС.
5. Аппарат КС.
6. Представитель Президента РФ.
Этот судебный орган разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов; нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик; уставов других субъектов Федерации; не вступивших в силу международных договоров РФ и другие.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции: между федеральными органами власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ. В функции КС РФ входит проверка конституционности закона, применяемого в конкретном деле, а также толкование Конституции РФ.
Хотя положения Конституции России продуманы и отточены, некоторые из них трудно истолковать четко и однозначно. Это объясняется тем, что статьи основного закона носят общий характер и недостаточно конкретизированы. А как известно, одну и ту же мысль можно толковать по-разному, в зависимости от желания толкователя. Периодически возникают острые споры по поводу того или другого положения Конституции РФ.
Например, в 1995 г. Государственная Дума России направила в Конституционный суд запрос о том, как надо понимать выражение “общее число депутатов Государственной Думы”, используемое в тексте Конституции (в частности, в ст. 108 и 117). Либо это количество депутатов, которое может быть (согласно ст. 95 Конституции России) избрано, т.е. 450 человек, либо это число фактически избранных депутатов, т.е. реальный списочный состав.
Конституционный суд РФ своим постановлением от 12 апреля 1995 г. уточнил, что “общее число депутатов Государственной Думы”, упоминаемое в тексте Конституции России, надо истолковывать как установленное Конституцией их число, т.е. 450 человек вне зависимости от того, каково количество депутатов действует в данный момент”.
Кто же эти судьи, выше которых, как говорится, только Господь Бог? Судьи Конституционного суда РФ назначаются Советом Федерации, т.е. верхней палатой российского парламента, по представлению Президента РФ из высококвалифицированных ученых-правоведов на срок 12 лет.
Современный этап в развитии мирового сообщества отличается тенденцией к глобализации многих сторон жизни общества. Не остается в стороне и судебная система, в том числе и Конституционный суд. Мировое сообщество давно сталкивается с таким явлением, как терроризм. Но впервые страны высказали стремление объединить усилия в борьбе с этим явлением. И об этом в своей речи сказал Президент РФ В. Путин, приветствовавший собравшихся в Кремле ученых-правоведов. Он призвал судейское сообщество выработать такие меры борьбы, которые позволили бы мировому содружеству оставаться на страже справедливости, упрочения стабильности и согласия в мире.
Таким образом, история и теория конституционализма в начале ХХI века вступают в новый этап – международного сотрудничества в решении защиты законных прав и свобод граждан цивилизационного содружества. Изучая историю, в том числе и историю власти, можно отметить, пусть медленное, но все-таки поступательное движение человечества в сторону баланса свободы и государственного принуждения. Возможно, это когда-нибудь и произойдет. Воистину, как говорили древние, Ad augusta per angusta (ад аугуста пэр ангуста), т.е. “К высокому приходят лишь после преодоления больших трудностей”.
Но кто может определить, достаточно ли большие трудности преодолены, чтобы обрести “высокое”? Судя по обстановке в мире, человечество получает на этот вопрос отрицательный ответ. Трудности продолжаются. Третье тысячелетие явилось не только хронологическим рубежом, который психологически всегда воспринимается как ожидание качественных изменений. Но и трагическими событиями, которые требуют от человеческого содружества конкретных действий и переоценки традиционных ценностей.

Конституционализм

В современном мире одной конституцией не исчерпывается политико-правовой феномен государства. В него входят, органически соединившись, конституция, международное право, конституционное право, институты (отрасли) прав и свобод человека, институт Уполномоченного по правам человека. И международная обстановка опять отвлекает россиян от решения только внутригосударственных задач. Не успели россияне сосредоточиться на задачах, вызванных переломным моментом в жизни страны, как возникает новый аспект проблем, международный.
Начав перестройку, мы только-только сосредоточились на осмыслении своей суверенности, самобытности, изучении исторических корней, которые были утрачены в октябре 1917 года, как вновь встаем перед выбором. Тогда задачи сводились к тому, что “весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы свой, мы новый мир построим”. После распада СССР начался период восстановления правды, касающейся не только событий советского периода, но и раннего прошлого. Переломные моменты в жизни народов всегда порождали повышенный интерес к истории. Со времен древних римлян, говоривших: “История – это учитель жизни”, сохраняется такое отношение и сейчас. Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Специфика российской истории связана с наибольшей степенью несвободы в сравнении с большей частью европейских народов. Идеи освобождения русского народа в концентрированной форме выражали демократически настроенные слои отечественной интеллигенции. Эти слои противостояли власти, но длительное время функционировали в отрыве от народа. Каждая часть из этой триады: власть – народ – интеллигенция имела свое специфическое восприятие существующей в стране социально-политической системы.
Идея свободы становится ведущей политической идеей в России после французской революции 1789-1794 годов. Ее осмыслению (особенно в среде российского дворянства) способствуют реформаторская деятельность первых лет царствования Александра I, война за национальную независимость 1812 года и освободительный поход русской армии. Идея свободы была пронесена как основная через весь ХIХ век и использовалась большевиками в борьбе за завоевание политической власти. Эти идеи содержались во всех основополагающих декретах Советской власти конца 1917 – начала 1918 года. В дальнейшем пропаганда постоянно подчеркивала, что в Советской стране произошло освобождение труда, человека от эксплуатации. В общественном сознании переплелись мифы и реальность. Политический курс власти большевиков строился на лживой политической фразе.
Многое из того, что нами введено в современное управление, уже существовало в российской государственности. Так, в начале ХХ столетия появились Государственная Дума, политические партии. В 60-е годы ХIХ столетия проходила судебная реформа.
Знакомство с многовековой историей своей государственности важно увязывать с мировой хронологией, чтобы провести сравнительный анализ и постичь исторические процессы, анализируя их причины. Важно не только узнать традиции российской государственности, но и образцы мирового государственного строительства. Известно, что прошлое всегда неразрывно связано традиционными узами с настоящим, поэтому научный анализ современных политико-правовых категорий зависит от понимания преемственности идеологических процессов.
Так, идеалом для всех времен и народов считалось создание справедливого государства. Стремление к справедливости свойственно каждому жителю планеты и не только нашему современнику. Над этим думали и разрабатывали модели государств еще в древности. Здесь следует назвать Платона (437-347 гг. до н.э.). Древнегреческий философ и социальный мыслитель работал над моделью “идеального” государства. В одной из своих наиболее известных работ под названием “Государство” он раскрывает понятие справедливости:
“Государство – это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача – самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели.
…Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто был в нем счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом…”.

По Платону, избежать несправедливости можно только в случае установления закона. Люди договариваются друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Происхождение и сущность справедливости – в установлении закона на основе договоренностей.
Но в отличие от Платона, который считал справедливость суммой всех добродетелей вообще, современная этика изменила акценты.
В современной этике ценностей справедливость является предварительным условием осуществления остальных ценностей и состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы.
Так, современная Конституция Российской Федерации, следуя международному стандарту, впервые ставит права и свободы отдельной личности выше интересов государства. Принятие Россией действующей Конституции, ее практическая реализация – важный этап в развитии новой российской государственности и конституционных прав. Но и этим не исчерпываются возможности, потенциал российского конституционализма.
Понятие конституционализм подразумевает весь спектр общественных отношений, отражающий степень демократизации, уровень защиты прав человека и способы предотвращения вмешательства в жизнь человека. Это – широкое толкование понятия конституционализм.
Отмечая 10-летний юбилей Конституционного суда Российской Федерации и знакомясь с результатами его практической работы, можно говорить не только о формировании, но и расширении понятия российского конституционализма. Требования текущего момента истории связаны с включением наших правоведов в творческое развитие норм международного права. Нужно ли России включаться в такую работу? Может быть, ей сосредоточиться на решении собственных проблем? На эти вопросы как нельзя лучше можно ответить словами Чаадаева из его письма (1835 г.) к А. Тургеневу: “Что Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику; что ее дело в мире есть политика рода человеческого…”.

Тамара БЕЛОВА
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте