О том, что здоровье современных российских школьников оставляет желать лучшего, сегодня знают все. Сколиоз, миопия, гастрит… Перечислять наиболее распространенные заболевания можно долго. В сегодняшнем выпуске «Директорского клуба» мы поговорим о том, как создать оздоровительную инфраструктуру в современной школе.
1992 году нижегородскую школу №23 поделили на две. Во вновь созданную, с модным тогда экономическим уклоном, ушли многие отличники. А в прежней остались 720 детей, из которых на «четыре» и «пять» учились только 40.
Почему же у нас так много неуспешных детей? – ответ на этот вопрос искали и педагоги, и директор Галина Малых. Пришли к выводу, что неуспешность детей во многом зависит от состояния их здоровья. В это же время случай свел директора школы с профессором Нижегородского НИИ детской гастроэнтерологии Еленой Усановой. Мудрый разговор педагога и медика привел к сотрудничеству – команда врачей провела полное обследование учеников. Результаты оказались неутешительными – 85 процентов детей на тот момент имели проблемы со здоровьем. Решили, что школа №23 отныне будет школой, укрепляющей здоровье. Серьезно эту идею поддержала и заведующая роно Ольга Киселева. Благодаря поддержке администрации Советского района выделили деньги из резервного фонда, и в 1997 году был открыт школьный реабилитационный центр. Директор Галина Малых вспоминает: «Мы ходили, просили, доказывали, выбивали медицинские приборы, выделили шесть классных комнат для будущего центра. Проводили серьезную работу по обучению педагогических кадров. В январе 1998 года написали программу «Учиться быть здоровым». Ее основная идея – объединение усилий школьного реабилитационного центра, детской поликлиники №48 и педагогов школы».
Уже десять лет работает в школе студия «Пульс», или театр танца. По рекомендации врачей ШРЦ сюда приходят подростки, и их – угловатых, несуразных вначале – спортивные танцы преображают. Сегодня ребята из этого коллектива выступают не только в районе, но и в Нижнем Новгороде и в области.
В 23-й играют в футбол, волейбол, баскетбол, занимаются лыжами, легкой атлетикой, карате.
В школьном реабилитационном центре на каждого ученика заведен свой банк данных по здоровью. Во время специально отведенного на это урока каждый исходя из медицинских показаний идет на процедуры.
Сегодня Елена Жиляева, зав. отделением реабилитации школьников 48-й детской поликлиники, может гордиться своей работой, начатой, по сути, с нуля: ныне ШРЦ занимает 13 кабинетов. На самом высоком профессиональном уровне могут оказать помощь в кабинете физиотерапии. В специально оборудованных комнатах проводятся занятия по лечебной физкультуре, коррекции зрения, сеансы массажа, ингаляции. Здесь даже своя «соляная пещера» – кабинет галотерапии, где любят бывать не только дети, но и взрослые, поскольку искусственно созданный воздух соляных пещер и соответствующее сопровождение улучшают не только здоровье, но и психоэмоциональное состояние.
«Уже по истечении трех лет мы получили положительные результаты, – говорит Елена Жиляева. – Сравнивая показатели на начало и конец учебного года, улучшение здоровья наступило у 60 процентов детей». Сейчас, чтобы обновить и пополнить оснащение ШРЦ, используют всевозможные способы поддержки на самых разных уровнях – от спонсорской помощи до участия в грантовых проектах.
«Почему наша программа «Учиться быть здоровым» помогает детям? – задает вопрос директор школы Малых и сама же отвечает: – С руководством поликлиники мы разговариваем на одном языке. Подружились со всеми медиками, которые работают у нас в центре. Здоровье – это, кроме всего прочего, и микроклимат в школе.
Не скажу, что мы делаем больше, чем в других школах, в материальном плане, но поддерживаем морально. Поэтому сотрудничаем с Центром психического здоровья, с НИИ детской гастроэнтерологии, очень тесно работаем с кафедрой гигиены Нижегородской медицинской академии. Семь лет участвуем в совместном с областным Департаментом здравоохранения проекте «Здоровые дети». Благодаря этому наши ученики в течение учебного года отдыхают в санаториях Нижегородской области и России – Сочи, Ялте, Железноводске. И все это бесплатно».
Нижний Новгород
***
Лидия ЗАПОРОЩЕНКО, директор начальной общеобразовательной школы №3, Каргаполье, Курганская область:
– У нас в школе работают фельдшер Надежда Гамада и врач-стоматолог Галина Кислицына.
У каждого ученика есть возможность один раз в год целую смену провести в детском лагере санаторного типа «Лесная республика». Дети там и учатся, и лечатся, и отдыхают. Плата за лагерь небольшая – 180 рублей. В школе два спортивных зала.
Чего нам не хватает… Мечтаю о кабинете психологической разгрузки. Я видела такой в Нижнем Тагиле. И кабинет хорош, и, представляете, стоит в нем двухметровый аквариум. Сказка, да и только! В школе у нас есть и психолог, и социальный педагог, а кабинета нет. Увы!
Наталья АРЮЛИНА, директор гимназии поселка Удельная, Раменский район, Московская область:
– В нашей гимназии есть медицинский кабинет, в котором работают два специалиста. У медсестры среднее специальное образование, а у школьного врача – высшее педиатрическое. Они следят за здоровьем 750 детей.
К сожалению, не могу похвастать тем, что имеем зубоврачебный кабинет. Он у нас был, но два года назад не прошел лицензирование – несовременное оборудование не позволило получить лицензию. К нам теперь приходят два раза в год стоматологи на осмотр, а лечат дети свои зубки в детской поликлинике.
Есть хорошо оборудованный спортзал. Но на занятия по гимнастике наши ученики ходят в спортивную школу, что находится рядом, буквально в двух шагах.
От редакции
Вот уже более пяти лет Центр образования и здоровья Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Институтом возрастной физиологии РАО проводят комплексное системное изучение состояния здоровья школьников. В задачи этого мониторинга был включен и анализ среды жизнедеятельности детей школьного возраста.
Как выяснилось, в городских школах все элементы оздоровительной инфраструктуры организованы лучше, чем в сельских. Школы в городе имеют преимущество по таким показателям, как наличие зубоврачебных кабинетов, тренажерных комплексов, кабинетов релаксации, фитобаров и бассейнов. Что касается фитобаров, то это вызывает удивление. Сельские дети растут на природе, и, казалось бы, организовать сбор трав в селе нет проблем, однако…
В 40 процентах городских школ трудятся два медицинских работника, а в половине – одна медсестра, фельдшер или школьный врач. А вот если говорить о селе, то лишь 35 процентов школ обеспечены медицинскими работниками. Иначе говоря, налицо острый дефицит школьного медперсонала. Пора кричать SOS!
Вывод неутешительный: состояние среды жизнедеятельности современных школьников в целом неблагоприятно для их нормального роста, развития и здоровья. Директорам школ и местным властям, на наш взгляд, следует обратить на это внимание.
Приглашаем к разговору
Итак, вы познакомились с несколькими примерами того, как организована оздоровительная инфраструктура в школах.
Есть ли в вашей школе зубоврачебный кабинет?
Нравится ли вам оснащение вашего спортзала? Чего не хватает?
Что нужно предпринять на государственном уровне для развития оздоровительной инфраструктуры в школах страны?
Комментарии