search
main
0

К вам едет ревизор Виды, формы и методы финансового контроля

Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10.04.2000 г. N 51-ФЗ, предусматривает увеличение объемов финансирования для реализации программных мероприятий на период 2000-2005 гг.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. N 751, определила, что государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить уже на первом этапе (до 2004 года) темпы роста бюджетных средств, опережающие по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.
Государство постепенно увеличивает объем бюджетного финансирования. Так, если федеральным бюджетом предусматривалось на образование в 1999 году 20,9 млрд.руб., то в 2000 году – 37,7 млрд.руб. и в 2001 году – 48,8 млрд. рублей.
Увеличение бюджетного финансирования должно происходить при условии повышения эффективности использования выделяемых образовательным учреждениям и другим организациям системы образования бюджетных средств.
Это обязательное условие относится и к использованию внебюджетных средств, дальнейшее увеличение поступления которых намечено названными выше нормативными актами. Фактически объем внебюджетных средств, привлекаемых в сферу образования, постоянно возрастает.
Увеличение объемов финансовых ресурсов, активное введение в практику оказания платных образовательных услуг, образование значительного числа организаций различных форм собственности – все это создает объективную необходимость осуществления систематического финансового контроля за законным, целевым, эффективным использованием и сохранностью средств и материальных ценностей.
В области образования осуществляются различные виды финансового контроля. Знание их форм и методов проведения необходимо руководителям и другим работникам учреждений, организаций и предприятий, действующих в сфере образования.
В целях оказания им методической помощи мы решили ввести новую рубрику – “Финансовая академия”. В ней мы постараемся ответить на такие актуальные вопросы, как:
– виды, формы и методы финансового контроля;
– организация внутрихозяйственного контроля;
– проведение комплексных ревизий с одновременной проверкой основной (образовательной) деятельности;
– особенности аудиторского контроля в сфере образования;
– организация общественного финансового контроля;
– порядок оформления результатов различных контрольных мероприятий;
– организация практики мер дисциплинарной и материальной ответственности в процессе и по окончании контрольных мероприятий;
– виды выявления нарушений финансовой дисциплины и злоупотреблений; применение финансовых санкций в соответствии с действующим законодательством и передача дел правоохранительным органам;
– арбитражная практика с использованием контрольных материалов.
Консультации по указанным вопросам помогут учреждениям образования эффективно осуществлять самим внутрихозяйственный контроль ихорошо подготовиться к началу проведения различными органами внешнего финансового контроля.
Начнем сегодня серию консультаций с вопроса о видах, формах и методах финансового контроля. Действующим законодательством Российской Федерации, и прежде всего законами “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, предусмотрено многоканальное (многоисточниковое) финансирование учреждений и организаций образования. Расширяется негосударственный сектор системы образования. В этих условиях в сфере образования России осуществляются практически все виды финансового контроля в пределах установленных для каждого из них прав, обязанностей и ответственности.
Сферой финансового контроля являются все операции с денежными средствами и материальными ценностями (отражаемыми в учете и отчетности, в стоимостном, денежном выражении).
Финансовый контроль в зависимости от субъектов, его осуществляющих, подразделяют на следующие виды – государственный и негосударственный (независимый аудиторский и общественный) финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль проводится: органами законодательной власти (парламентский контроль) и органами исполнительной власти (административный контроль).
В России парламентский финансовый контроль осуществляют Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, действующие в их составе комитеты и комиссии (например, комитеты по бюджету, образованию и науке), а также образованная Федеральным Собранием Счетная палата Российской Федерации. Аналогичные органы парламентского финансового контроля создаются в субъектах Российской Федерации. Главной их задачей является контроль за образованием и использованием средств на всех этапах бюджетного процесса (подготовка и утверждение бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, ход их исполнения, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов).
Государственный финансовый контроль со стороны исполнительной власти (административный контроль) осуществляют: общефункциональные, общегосударственные органы; специализированные органы общей компетенции; ведомственные органы. Подобные органы действуют как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.
К общефункциональным, общегосударственным органам относятся: Министерство финансов Российской Федерации – осуществляет контроль в области бюджета, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации – по вопросам капитальных вложений, Министерство промышленности, науки и технологий – по финансовому обеспечению научных исследований.
Специализированными органами общей компетенции являются: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам – контролирует выполнение обязательств перед бюджетом; Центральный банк Российской Федерации – по государственному кредитованию, выпуску и операциям с ценными бумагами, денежному обращению, соблюдению кассовой дисциплины и т.п.
К ведомственным органам финансового контроля относятся федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем непосредственном подчинении учреждения, предприятия и организации. В сфере образования страны – это Министерство образования Российской Федерации, другие федеральные министерства и ведомства, в системе которых функционируют высшие учебные заведения и другие образовательные учреждения, например, МПС России, Минсельхоз России, Минтранс России и т.п. Они контролируют все финансовые ресурсы подчиненных им экономических субъектов (бюджетные и внебюджетные средства).
Все названные органы осуществляют внешний (по отношению к проверенному объекту) государственный финансовый контроль. Наряду с этим функционирует внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится непосредственно самими учреждениями, организациями и предприятиями в своих структурных подразделениях и филиалах. Острая потребность во внутрихозяйственном финансовом контроле имеется в крупных хозяйственных комплексах. В области образования к ним прежде всего относятся университеты, академии, самостоятельные научные учреждения и организации.
Наряду с государственным финансовым контролем в сфере образования функционируют органы негосударственного финансового контроля – независимого аудиторского и общественного финансового контроля. Объектами этих видов контроля являются соответственно экономические субъекты негосударственных форм собственности (включая негосударственные образовательные учреждения) и общественные организации, ассоциации и союзы (профсоюзы, союзы ректоров вузов и руководителей средних специальных учебных заведений и т.п.).
Непосредственно контрольные функции выполняют:
– в органах исполнительной власти – специально созданные контрольные подразделения;
– независимый аудиторский контроль – аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, имеющие лицензии на право проведения аудиторских проверок;
– в общественных организациях – образуемые ими ревизионные комиссии или имеющиеся в их штате ревизоры.
При появлении проверяющих в образовательных учреждениях и других экономических субъектах сферы образования необходимо выяснять: наличие у них официальных документов на право проведения контроля; каким органом организовано контрольное мероприятие; личные служебные удостоверения проверяющих.
На стадии организации контрольных мероприятий следует тщательно ознакомиться с законами, постановлениями исполнительной власти, уставами (положениями) контролирующих органов. Особое внимание надо обратить на их функции, права, обязанности и ответственность, а также какие они могут применять санкции по результатам контрольных мероприятий.
Подготавливаясь к проведению контрольных мероприятий, необходимо изучить формы финансового контроля (предварительного, текущего и последующего).
При этом следует подчеркнуть особую важность предварительного контроля, который осуществляется контрольными органами: до утверждения законов, постановлений, приказов, например, о бюджете и финансовых вопросах, федеральной или региональной целевой программе, смете доходов и расходов (по бюджетным и внебюджетным средствам); до совершения финансовых операций (в рублях и иностранной валюте).
Предварительный финансовый контроль способствует предотвращению фактов занижения различных доходов и платежей в бюджет, завышения намечаемых расходов, а также нецелевого и неэффективного использования денежных средств и другого имущества.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе исполнения бюджета, выполнения федеральных и региональных целевых программ, смет доходов и расходов, в момент совершения финансовых операций, получения и использования кредитов, ссуд и субсидий, выполнения финансовых и хозяйственных договоров.
Материалы текущего финансового контроля позволяют оперативно выяснять ход выполнения плановых мероприятий и при выявлении отклонений от утвержденного порядка вносить необходимые коррективы, вовремя пресекать нарушения в оприходовании и использовании финансовых ресурсов.
Последующий финансовый контроль осуществляется по завершении отчетного периода, по финансовой (бухгалтерской) отчетности, первичным документам и записям в регистрах бухгалтерского учета. Последующий контроль позволяет определить эффективность, целесообразность использования и обеспечение сохранности финансовых и других видов ресурсов, степень выполнения разработанной финансовой стратегии.
Руководителям и другим работникам учреждений, организаций и предприятий сферы образования целесообразно изучить используемые на практике следующие методы проведения финансового контроля: обследование, ревизия, проверка, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг) и надзор.
Обследование проводится кратковременно по отдельным вопросам финансовой деятельности с целью определения необходимости и объемов предполагаемых ревизий или проверок в данном учреждении или организации образования. Официально оформлять результаты обследования необязательно, достаточно докладной записки руководителю контрольного органа.
Наиболее распространенным методом финансового контроля является ревизия, проводимая с применением наиболее эффективных методов документального и фактического контроля. В зависимости от полноты охвата финансово-хозяйственной деятельности различаются ревизии полные и частичные, комплексные и тематические. Проводятся ревизии в целях установления законного, целевого, эффективного использования и сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности данных учета и отчетности.
Проверка проводится по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности, по некоторым структурным подразделениям учреждений и организаций образования, выборочно по ряду периодов осуществления финансово-хозяйственных операций.
Анализ финансового состояния проводится в целях изучения финансовой (бухгалтерской) отчетности и оценки общих результатов финансовой деятельности, эффективного использования финансовых ресурсов. Как правило, анализируется финансовое составление в процессе ревизии или проверки.
Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль, исследование со стороны бюджета, кредитных организаций и инвестиционных фондов за использованием выделенных ассигнований, кредитов, ссуд, инвестиций.
Надзор осуществляется за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид деятельности (например, на оказание определенных платных образовательных услуг).
В последующих публикациях (консультациях) мы подробно на конкретных примерах рассмотрим тактику и последовательность при проведении в учреждении, организации и на предприятии конкретных контрольных мероприятий.
В.ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
заслуженный экономист Российской Федерации,
член-корреспондент Международной академии информатизации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте