search
main
0

К вам домой пришло письмо. Родителям – о детях

​Детский лагерь «Большое Приключение», в открытии которого 15 лет назад «УГ» принимала деятельное участие, отметил в этом году юбилей. За лето здесь отдохнуло больше 1600 мальчишек и девчонок, четверть из них приехали в Карелию по бесплатным путевкам Департамента образования города Москвы. Каждый год в лагере что-то меняется – и это одна из главных особенностей палаточного городка на берегу Мергубского озера. О том, как рождаются новые идеи «Большого Приключения», рассказывает Матвей ШПАРО – создатель и идеолог лагеря, директор московского Центра дополнительного образования детей «Лаборатория приключений», член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Долгими зимними вечерами мы, организаторы и, так сказать, идейные вдохновители лагеря – Дмитрий Шпаро, директор лагеря Юрий Бабинцев, его заместитель Кирилл Вшивцев, педагог и журналист Екатерина Богданова и я, – проводим много часов в обсуждении, что хорошо и что плохо. Меня больше всего интересует, что плохо, так как всегда есть замечательная возможность сделать что-то хорошее. Что может быть приятнее, чем когда ты меняешь плохое, некрасивое, неправильное на что-то хорошее, качественное и светлое? Рассказ о том, как в «Большом Приключении» появляются новые формы работы с детьми, уверен, будет интересен и родителям, и специалистам, работающим в детских лагерях.Начнем с письма – простого листа бумаги, заклеенного в почтовый конверт.Лето 1990 года. Мой отец, Дмитрий Шпаро, всего лишь год назад учредил клуб «Приключение» и только начинал придумывать детские и молодежные проекты. Мне повезло, и я, будучи пятнадцатилетним подростком, провел 14 дней в туристическом лагере «Видживаган» в США, совершая путешествия на каноэ по рекам и озерам национального парка «Баундари-Уотерс» (в переводе – «Пограничные воды», протяженная цепь рек и озер, древний водный путь на границе США и Канады).Для меня эта поездка изменила всю жизнь, достаточно сказать, что концепция американского лагеря легла в основу нашего «Большого Приключения», но это отдельная история. За 14 дней произошло много событий, поразивших меня, но самое знаковое случилось спустя два месяца после возвращения в Москву. К нам домой пришло письмо. Из Америки! От моего инструктора – Тома Хаглера. Письмо было адресовано моим родителям, в нем рассказывалось о том, как их сын общался со своими американскими сверстниками и как достойно он справился со всеми сложностями путешествия. Конечно, родители дали прочитать это письмо мне. Я был очень горд, что инструктор так высоко меня оценил. То ощущение счастья я помню и сегодня.Прошлым летом, встречая на вокзале дочку, возвращавшуюся из Карелии, я услышал от родителей, ждавших вместе со мной детей, что очень хочется услышать от инструктора хоть какие-то впечатления о ребенке: каким он был в лагере, с какой стороны себя проявил. Тут я и вспомнил про письмо из «Видживагана». Решение пришло само собой: обязательно надо писать из лагеря письма родителям!Решить легко, воплотить в жизнь сложнее. Сначала сформулировали общие принципы. Потом подумали о том, что письма, которые будут получать родители, должны быть грамотными. Это означало, что нужен некий корректор, который бы просматривал послания перед отправкой и исправлял орфографические ошибки. Таким образом, для администрации «Большого Приключения» эта затея вылилась в кругленькую сумму – около 400000 рублей: дополнительный рабочий день у инструкторов, заработная плата редактору, конверты, марки, налоги и т. д. Но я уверен, что эти затраты оправданны. Общий тренд – вовлекать в педагогический процесс родителей. Надо только правильно находить инструменты и формы. Кажется, нам это удалось.Из Руководства для инструкторовГлавными особенностями письма должны стать доброжелательность, позитивный настрой и обоснованная оценка успехов ребенка. Это не означает, что письмо не должно быть объективным. Можно отразить и негативные черты ребенка, но в контексте их преодоления или перспектив преодоления. Наша задача не предоставить всестороннюю характеристику ребенка, а рассказать родителям о том, что их сын или дочь могут быть успешны, и отразить, в чем именно это выражается. Для этого необходимо описать один-два конкретных эпизода, в которых ребенок проявил себя с лучшей стороны. В этом инструктору может помочь записная книжка (обязательный дневник инструктора. – Прим. авт.), поскольку письма пишутся уже после отъезда группы и бывает трудно вспомнить, кто и как проявил себя.Письма из «Большого Приключения» – это тонкая, но очень важная ниточка, связывающая детей и родителей, которые смогут по-другому взглянуть на своего ребенка и узнать его с совершенно иной стороны.Яна ЖДАНОВА, почтмейстер «Большого Приключения»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте