search
main
0

К уроку физкультуры отношение серьезное

​Ирина БУЛАНОВА, начальник Северо-Западного окружного управления образования: – Школьный период – один из определяющих и длительных этапов жизни человека, он должен пройти в комфортных условиях. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий – стратегическая социальная задача общества.

Состояние здоровья детей Москвы по результатам сангигиенического мониторинга неутешительно. Общая первичная заболеваемость детского населения в 2009 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 16%, у подростков – на 30%, общая структура практически не изменилась – на первом месте болезни органов дыхания (более 60%). Аномальная жара лета 2010 года только усугубила ситуацию и остро поставила задачу проведения специальных мероприятий по оздоровлению детей. По решению Правительства Москвы в течение первой учебной четверти был организован отдых нуждающихся детей в оздоровительных учреждениях на юге страны. По сравнению с детьми у подростков значительно увеличились заболевания эндокринной системы – на 40% (в том числе ожирение), болезни опорно-двигательной системы – на 36%, психические заболевания – на 28%. По данным Росстата, 53% обучающихся в возрасте от 7 до 18% имеют ослабленное здоровье, 2/3 детей до 14 лет имеют хронические заболевания. К факторам риска помимо ухудшения экологии, качества питания, материально-технического оснащения ОУ можно отнести снижение физической активности, чрезмерную интенсивность образовательного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрасту и функциональным возможностям детей, многие факторы напрямую относятся к школьному учителю. Необходимо обучение детей бережному отношению к своему здоровью, формирование ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение, укрепление здоровья, специальная подготовка учителя по здоровьесберегающим технологиям. На это нацелена принятая в округе программа «Образование и здоровье на 2010-2012 гг.», отражающая опыт, сложившийся в СЗАО. Особая проблема прошлого учебного года для округа – проблема инклюзивного образования. В СЗАО в этом режиме начали работать 4 школы и 4 ДОУ, в нынешнем учебном году будут работать уже 29 учреждений. Всего же образовательными услугами в округе охвачены 1164 ребенка-инвалида. Растет число образовательных учреждений, технически приспособленных для передвижения детей-инвалидов, – до конца года их должно быть 81%, активно развиваются новые формы работы в ДОУ – служба ранней помощи, лекотеки, комплексная коррекционно-развивающая помощь, используются нетрадиционные методы – иппотерапия ЦПМСС «Мир», театральная, выставочная деятельность – традиционный окружной фестиваль «Зимняя сказка», окружная выставка творчества детей-инвалидов, активизируется работа с детьми-инвалидами в учреждениях дополнительного образования. Наиболее яркая работа в «Синей птице». Открылось структурное подразделение «Жемчужина» на базе школы №833 для детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения, дан старт проекту «Помоги ребенку», начал работу коммуникационный реабилитационный центр «Содружество» на базе гимназии №1517. Главное сегодня – включение детей-инвалидов в учебный процесс наряду со здоровыми детьми, и не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Эта работа требует серьезной методической проработки и сопровождения. Сегодня примером такой работы может стать проведение школой НОУ «Приоритет» праздника «Хобби – это интересно». В 2010 году форум под девизом «Хобби – это серьезно!» проводился для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями Москвы и регионов России, во время форума проходил телемост «Москва – Красноярский край – Брянская область». Глухонемые дети Москвы с помощью телемоста прекрасно нашли общий язык с глухонемыми учениками художественной школы города Новозыбков, для которых по телемосту был проведен мастер-класс. Опасение у гостей-учителей вызвало то, как будут чувствовать себя на форуме дети, страдающие ДЦП. Однако их опасения не оправдались, все гости независимо от своих ограничений по здоровью замечательно вписались в общий праздник общения. «Хобби – это серьезно!-2010» показало, что такие мероприятия должны быть частью системной работы каждого образовательного учреждения по инклюзии детей с ограниченными возможностями в культурное и образовательное пространство округа и города. 2011 год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни, а страна живет ожиданием 2014 года, года зимних Олимпийских игр. Роль физической культуры в жизни человека трудно переоценить. Мы много говорим о духовной, нравственной культуре, но очень упрощенно воспринимаем понятие «физическая культура», делая акцент на первом слове и забывая, что это тоже культура и, как всякая культура, она прежде всего определяется жизненными ценностями, предполагает нормы поведения и соответствующие результаты деятельности. Перед нашим окружным центром дополнительного образования ДООЦ «Северо-Западный», всеми учителями физической культуры, каждым педагогом стоит важнейшая задача формирования такой культуры у наших детей, позитивных ценностей, мотивации, а на этой основе результатов и достижений, где главное достижение – физическое здоровье и физическое развитие. Утренняя зарядка как элемент физической культуры должна стать естественно необходимым режимным моментом в жизни ребенка. Приказ управления образования об обязательности проведения утренней зарядки перед началом учебных занятий в каждом образовательном учреждении не отменяется и в нынешнем учебном году. К сожалению, недостаточно используется воспитательный и познавательный потенциал уроков физкультуры, а иногда они вообще со знаком минус. Сегодня, по данным мониторингов физической подготовленности наших детей (он не проходил в школах №№70, 80, 129, 705, 106, 1155, 1210, 1285, 1295), группа риска, то есть детей, не выполнивших установленные для этого возраста и пола нормы, в ДОУ: девочки – 28%, мальчики – 34%; в школах: девочки – 26%, мальчики – 58%; в клубах: девочки – 23%, мальчики – 31%. В целом по округу: девочки – 26% (каждая четвертая), мальчики – 54% (каждый второй). С 2009-2010 учебного года для совершенствования системы физического воспитания и массового спорта началось внедрение физкультурно-спортивного комплекса «Московский спортсмен». Нам есть над чем поработать в Год спорта!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте