Лаковые темно-синие туфельки, белая рубашка, огромный белый бант и новый розовый ранец… Да-да. Вы не ошиблись. Младшая дочка Лиза в этом году идет в первый класс. Каждый вечер она аккуратно достает новые тетрадки, альбомы, карандаши, примеряет форму… А потом восклицает: «Когда же 1 сентября? Я так хочу в школу!»
Впрочем, не только первоклассники хотят в школу. О ней мечтают и ученики, соскучившиеся по одноклассникам, учителям. И учителя, для которых последние несколько месяцев стали невероятно сложными. Кажется, даже школьная доска соскучилась по мелу…
Лев Толстой говорил: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Но в этом году трудно было и учиться, и учить. Ученикам (а часто и их родителям) нужно было осваивать новые платформы, учиться использовать компьютер в образовательных целях. Сложно было организовать процесс дистанционного обучения в семьях, где несколько детей, да еще и родители на самоизоляции. Но все очень старались!
Учителю нужно было привыкать к новой реальности: проводить онлайн-уроки, опробуя различные платформы, готовя электронные ресурсы. И если по устным предметам можно было для проверки домашнего задания воспользоваться сервисами, на которых предусмотрена автоматическая проверка домашних заданий, то, например, по русскому языку перейти на автоматическую проверку означало бы «забыть, как пишутся буквы». Поэтому в основном проверка проводилась вручную: ученики высылали задания лично учителю, задания распечатывались и проверялись…
Да, год был непростым. Но мы давно привыкли к трудностям. Тяжелее всего было выпускникам. Но им всегда было сложно… Вспомните 2018-2019 учебный год. Для того чтобы подтвердить медали, нужно было сдать, например, профильную математику на «5». А если выпускник ну совсем не математик? Дети лишились медалей, и никто не брал в расчет то, что профильные предметы они сдавали больше чем на 80 и 90 баллов(!). Выпускники (а теперь уже студенты престижных вузов) недоумевали: ни до них, ни после такого не было. А технические ошибки? На моем учительском веку их было немало. И ведь многие боятся подавать апелляцию (вдруг снизят баллы за сочинение).
А вот еще одна вечная проблема ЕГЭ: снижение баллов на апелляции. По итогам апелляции могут либо отклонить заявление и сохранить баллы, либо удовлетворить апелляцию и изменить баллы. На процедуре была лично со своей средней дочерью. Зрелище не для слабонервных, если честно. Особенно когда со сцены начинают звучать слова: «Иванов (Петров, Сидоров). Апелляцию удовлетворить. Минус 1 (2) балл». Получается, мы наказываем тех, кто уверен в себе, в своих знаниях, по крайней мере был до процедуры, и готов за них побороться.
Но вот и этот учебный год уже позади. А летние дни тают, как мороженое на солнце. Самое время задуматься над тем, что ждет нас в новом году. Важно сделать работу над ошибками, поставить новые цели… Очевидно, что 2020-2021 учебный год будет щедр на различные нововведения: аттестация в новой форме, культурные нормативы (в некоторых регионах), урок шахмат (в нашей школе ведется уже много лет во внеурочное время), доплаты классным руководителям (непонятно, получат ли ее работники частных школ). Учителя, как всегда, готовы идти в ногу со временем. А после напряженного года предыдущего мы все в предвкушении чуда, коим является простое человеческое общение с нашими учениками. Осталось только открыть дверь кабинета и, начав реальный (не в Zoom-конференции) урок, сказать: «Здравствуйте, дети!»
Анжелика ЗИМИНА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, заместитель директора по УВР частной школы «Кристалл» Сызрани Самарской области, мама троих детей
Комментарии