В начале марта состоялась традиционная встреча актива Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ с руководителем Департамента образования Ольгой ЛАРИОНОВОЙ. В ходе встречи представители трудовых коллективов образовательных учреждений города смогли получить исчерпывающие ответы на наиболее волнующие педагогов вопросы.
Соцпартнерство всерьез
Открыл встречу председатель Московской городской организации профсоюза Сергей Кузин. Он напомнил о том, что в 90-е годы подобные мероприятия проводились по нескольку раз в год, поскольку экономическое положение московского учительства было плачевным, что создавало социальную напряженность. Теперь же достаточно и одной встречи в год, но, конечно, если встреча эта хорошо подготовлена.
Для наиболее эффективного проведения встречи Московский городской комитет профсоюза при помощи окружных профсоюзных комитетов организовал сбор вопросов, которые работники образования хотели бы задать руководителю департамента. После обработки и группировки по смысловым блокам вопросы эти были переданы Ольге Ларионовой с тем, чтобы в своем выступлении она смогла обстоятельно их осветить.
– Более всего работников образования волнует вопрос влияния экономического кризиса на систему образования Москвы, – отметил Сергей КУЗИН, – а также комплекс вопросов, связанных с введением новой системы оплаты труда и вообще заработной платой, в том числе низким ее уровнем у работников дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, московских педагогов очень волнует тема поголовного введения ЕГЭ и, разумеется, жилищные проблемы.
Прежде чем предоставить слово Ольге Ларионовой Сергей Кузин сообщил собравшимся о результатах опроса руководителей образовательных учреждений, проведенного недавно Московским городским комитетом профсоюза:
– На вопрос «Как вы в целом относитесь к профсоюзу?» ответ «Он необходим» дали 97% руководителей образовательных учреждений. На вопрос «Как вы оцениваете работу вашей профсоюзной организации?» 97% ответили: «Хорошо, меня устраивает», «Хорошо, но можно было бы и лучше». А вот на вопрос «Является ли профсоюзная организация вашего учреждения вашим реальным социальным партнером?» утвердительно ответили лишь 86% руководителей, а 12% отметили, что им часто приходится выдавать желаемое за действительное. Мы давно задаемся вопросом, насколько реальна ситуация, когда председатель профкома может быть социальным партнером и вести на равных переговоры с руководителем образовательного учреждения, в связи с чем я хочу спросить Ольгу Николаевну, считает ли она профсоюз своим реальным социальным партнером.
– Если бы не считала, мы бы такие встречи не проводили, – ответила Ольга Николаевна.
О самом важном
В качестве руководителя Департамента образования Ольга Ларионова участвовала в такой встрече впервые, и поэтому сама встреча носила характер знакомства, то есть подразумевала обсуждение не только социально-экономических, но и многих других аспектов ситуации, сложившейся в московской системе образования. Начали, разумеется, с зарплат.
По словам Ольги Ларионовой, пока московским педагогам опасаться нечего:
– Средства на зарплату педагогов относятся к социально защищенным расходам бюджета Москвы, поэтому никакого сокращения расходов пока не предполагается. Наоборот – зарплаты педагогов будут расти. В этом году повышение зарплаты планируется с 1 мая, и затем – с 1 сентября. Будут по предварительному постановлению повышаться зарплаты и в 2010-2011 годах. Не стоит пока опасаться московским учителям и введения новых систем оплаты труда, приведшего в некоторых регионах России к существенному снижению зарплат. Должна сказать, что, сколько бы нам ни приводили в пример другие регионы, где после введения новой системы оплаты труда все стало прекрасно, на деле это не так. Я часто бываю в командировках, беседую с коллегами и вижу, что в нынешних условиях это вызывает дополнительные проблемы. На сегодняшний момент в Москве принято решение приостановить процесс разработки отраслевых систем оплаты труда и сохранить Единую тарифную сетку до конца 2010 года. Введение отраслевых тарифных сеток запланировано на 1 января 2011 года, но я думаю, что в системе образования мы будем переходить на новую систему, конечно, не с 1 января, а с 1 сентября 2011 года.
А вот в том, что касается работников дошкольных образовательных учреждений, мнения профсоюза и руководителя Департамента образования разошлись. Ольга Ларионова считает, что поскольку зарплата должна соответствовать уровню образования, существующее положение способствует повышению уровня компетентности педагогов-дошкольников:
– Я недавно была в одном детском саду в Южном округе. Там средняя зарплата 22 тысячи рублей, почти все так и получают, без ощутимого разброса. Но в этом дошкольном образовательном учреждении почти все педагогические работники имеют высшее образование. Мы уже видим в последние годы, что число педагогов-дошкольников с высшим педагогическим растет, а среди заведующих высшее педагогическое образование имеют 80%. И речь здесь, конечно, идет не просто о дипломе, а об уровне специалиста и уровне работы учреждений.
В отношении ЕГЭ позиции руководителя Департамента образования и Профсоюза работников народного образования и науки РФ практически совпадают:
– Свое отрицательное отношение к ЕГЭ я никогда не скрывала и с самого начала высказывалась по этому поводу. Даже несмотря на то что я математик, я считаю, что ЕГЭ не должен быть единственной формой итоговой аттестации. Но мы с вами работаем в системе, у нас есть законы, и мы должны принимать меры для их реализации.
По мнению Ольги Ларионовой, оценивать результаты обучения ребенка в школе следует не по итогам ЕГЭ, а по портфолио ученика и совокупности оценок, которые он получал. И ни в коем случае, конечно, ЕГЭ не должен влиять на оценку качества работы образовательного учреждения и конкретных учителей.
Комментируя положение с предоставлением жилья молодым специалистам, руководитель Департамента образования констатировала, что в обозримом будущем позитивных изменений ожидать не приходится:
– Поступило много вопросов о том, что жилье предоставляется далеко от места работы, так, молодым специалистам из Ясенева квартиры дают в поселке Северный. К сожалению, за последние годы ситуация только усугубилась. Сегодня муниципальное жилье дается только в тех районах, которые застраиваются за счет бюджета, а бюджетное строительство сокращается. Департамент жилья, чтобы приобрести больше квартир, закупает их там, где они дешевле, в прошлом году, например, в Подольске. А москвичи привыкли к определенному уровню социального обеспечения, которого в Московской области нет. Поэтому пока закупка жилья в области приостановлена, и на уровне правительств Москвы и Московской области ведутся переговоры об улучшении социальной инфраструктуры там, где живут наши молодые семьи.
Пожелания профсоюзу
Разумеется, многие проблемы системы образования руководство может решать только совместно с профсоюзными организациями. Тема возможных областей сотрудничества между департаментом и горкомом профсоюза, окружными управлениями образования и территориальными профсоюзными организациями, руководителями образовательных учреждений и первичками была одним из лейтмотивов выступления Ольги Ларионовой. Руководитель Департамента образования попросила первичные профорганизации обратить внимание на атмосферу внутри педагогических коллективов:
– Полтора года я работаю руководителем Департамента образования. В этом учебном году в моей почте значительно увеличилось число писем, в которых родители пишут, что ребенку в школе некомфортно. Есть письма о том, что необходима защита учителя от родителей – и мы прекрасно такие ситуации понимаем. У нас даже были прецеденты, когда честь учителя приходилось отстаивать в суде, доказывая его правоту. Конечно, более 200 тысяч работающих в московской системе образования – это не какие-то особые люди, живущие на особом острове. Это такие же москвичи, испытывающие те же проблемы, что и все остальные. Но у нас все-таки особая система, особая работа, на которую не стоит приносить свои проблемы и неприятности, ведь из Закона «Об образовании» никто не убирал слова «воспитание». Я попросила бы профсоюзные организации обсудить в коллективах такие вечные темы, как личность учителя, то, что учителю позволено, а что нет.
Также Ольга Ларионова предложила профсоюзу принимать участие в решении вопросов, связанных с распределением педагогической нагрузки работников. Отсутствие в российском законодательстве об образовании понятия предельной нагрузки ведет к тому, что некоторые учителя берут слишком много часов, что ведет к снижению качества работы, а также создает сложности с трудоустройством выпускников педвузов, поскольку для них в школах попросту нет вакансий.
Еще одно важное предложение профсоюзу сделал участвовавший во встрече первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил ТИХОНОВ:
– Мне кажется важным, чтобы профсоюзные организации подумали о том, какие мероприятия можно разработать и реализовать в Москве в рамках грядущего Года учителя.
Серей Кузин тут же и с охотой выразил готовность принять участие в этой работе.
Сергей КОЗЛОВСКИЙ, главный специалист МГО профсоюза
Комментарии