search
main
0

К школе будь готов! Программа подготовки ребенка к первому классу

Существуют немало книг по дошкольной педагогике и психологии, множество методик подготовки детей к школе, но любой творчески работающий специалист долго и трудно идет к накоплению собственного теоретического и практического багажа, выбирает лучшее из созданного коллегами, придумывает свои оригинальные решения. Растет методическая копилка, увеличивается опыт работы, и постепенно количество переходит в качество.
В этой работе я постаралась обозначить свой взгляд на проблему подготовки детей к школе. Я педагог по образованию. Имею специальности и опыт работы воспитателя детского сада, учителя русского языка и литературы, педагога-психолога, библиотекаря-библиографа. С 1996 года занимаюсь подготовкой детей к школе и как педагог-репетитор, и как мама ребенка-дошкольника.

Программа подготовки к школе
Подготовка ребенка к школе должна проходить в психологически бесконфликтной атмосфере. Нужно сделать так, чтобы пока школа впереди, ребенку она представлялась заманчивой загадочной, “взрослой”. Восторженные интонации родителей или воспитателей: “Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу? Там так интересно?”, укрепят уверенность ребенка в том, что учиться весело, увлекательно. Так оно и будет, если ребенок придет в школу, как опытный пловец в бассейн, а не будет брошен беспомощным малышом в пучину учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.
Необходимо помнить, что процесс адаптации к школе зависит от здоровья ребенка. Школьные трудности зачастую связаны именно с тем состоянием здоровья ребенка, с которым он приходит в первый класс. И наоборот, в течение первого полугодия довольно часто отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников. Это значит только одно: занятия с ребенком должны начаться с определения состояния его здоровья даже в том случае, когда для опасения нет никаких причин.
Как показывает практика, наиболее распространенные нарушения здоровья дошкольников, прогрессирующие в школе и создающие проблемы в учебе, – это заболевания зубов и лор-органов, нарушение осанки, зрения и нервно-психические нарушения. А значит, педагог должен порекомендовать родителям задолго до школы привести своего ребенка на прием к отоларингологу, окулисту, дантисту, хирургу-ортопеду и невропатологу. Таким образом, подготовка к школе должна начаться с медицинского обследования. Несомненно, в процессе адаптации к школе ребенку помогут необходимые лечебные процедуры, комплексы упражнений для формирования правильной осанки, а также упражнения для предупреждения зрительного утомления и раннего развития близорукости и многие другие советы, которые вы получите у врача.
С этой точки зрения интересен примерный комплекс гимнастических упражнений для детей в возрасте 6 – 7 лет, разработанный академиком М.Я. Студеникиным.
Упражнение 1. Ходьба в равных направлениях с ускорением и замедлением ритма, остановками, подпрыгиванием 4 – 6 раз на месте, бег (30 – 40 сек.).
Упражнение 2. “Кузнечик трещит”. Исходное положение (далее для краткости – и.п.) стоя, руки опущены, слегка прогнуться в грудной части позвоночника и немного отвести плечи назад (вдох), вернуться в и. п., произнося “тррр” (вдох). Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. “Гребля”. И.п. сидя на табуретке, руки на коленях. Наклонить туловище вперед с одновременным вытягиванием рук вперед (вдох), затем разогнуться и отвести согнутые локти назад (вдох). Повторить 8 – 10 раз. Темп средний и медленный.
Упражнение 4. “Ноги устали от сидения в лодке – надо размяться”. И. п. Стоя. Постучать ногами об пол. Дышать равномерно. Делать движения попеременно то правой, то левой ногой. Повторить 5 – 6 раз.
Упражнение 5. “Лодку качает на волнах”. И.п. Руки в стороны. Наклонить туловище вправо (вдох), вернуться в и.п. (выдох). Делать упражнение то вправо, то влево. Повторить 3-4 раза. Темп средний.
Упражнение 6. Прыжки в высоту с разбега (35 – 40 и 45 см), по 2 раза на каждую высоту.
Упражнение 7. И.п. стоя, руки опущены. Несколько прогнуться в грудной части позвоночника, немного отвести голову и плечи назад (вдох), вернуться в и.п., произнося “раз” (вдох). Повторить 2 раза.
Упражнение 8. Игра. “Пройдя через ручеек – не намочи ног”. На расстоянии 3 шагов от сидящих на стульях детей на полу проводят мелом черту, в противоположной стороне комнаты – другую черту. Ребенку дают в руки две дощечки: ступая по ним, он должен перебраться через ручеек (перейти противоположную черту), “не замочив ног”. По сигналу ребенок кладет на пол (“в ручеек”) одну дощечку и становится на нее, впереди себя, наступает на нее и т. д. Наконец он выходит на противоположный “берег”. Если в игре участвуют несколько детей, то побеждает тот, кто первым выйдет на “берег”. Если игру проводят только с одним ребенком, то обращают внимание на качество его движений, поощряют ловкость, умение держать равновесие (не оступиться), точное выполнение всех правил (начинать перебираться лишь по сигналу “начинай”, становиться лишь на дощечку, а не на пол, дощечку не бросать, а класть на пол).
Упражнение 9. И.п. стоя, ноги расставлены, руки вверху, в руках обруч горизонтально над головой. Сгибая руки, опустить обруч за спину, поворачивая его вертикально вниз. Повторить 4 – 8 раз.
Упражнение 10. Повороты, И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты к плечам, в руках за спиной обруч. Поворачиваться вправо и налево. Дыхание произвольное. Повторить 4 – 8 раз.
Упражнение 11. Упражнение в перебрасывании, в ловле мяча одной и двумя руками (от груди, из-за головы). Повторить 4-8 раз.
Упражнение 12. Спокойная игра “найди предмет”. По предложению руководителя дети (ребенок) отворачиваются к стене, а руководитель кладет небольшой предмет (игрушки, карандаши) на окно, на полочку или на пол. По сигналу дети поворачиваются внутрь комнаты, отчаются отыскать предмет. Тот, кто первый увидел его, выбывает из игры, а игра повторяется.
Для большинства так называемых домашних детей очень важно подготовиться к социально-психологической адаптации. Безусловно, ребенку необходимо научиться вести себя со сверстниками и учителем.
Важно, насколько ребенок приспособлен к окружающему миру, к жизни уже сейчас, еще не переступив порога школы.
С этой точки зрения интересна методика исследования межличностных отношений ребенка, предназначенная для исследования социальной и психологической приспособленности ребенка (от 4 – 5 до 11 – 12 лет), выявление особенностей его конкретно-личностных отношений с окружающими, а также некоторых поведенческих характеристик и черт личности. Методика позволяет получать информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка и, может, поэтому использоваться психологами в целях коррекции его личности и поведения. Найти эту методику можно в книге: Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Выпуск 7. – М.: “Фолиум”, 1994. – 64 с.
Ребенку, готовящемуся к школе, особенно если он скромен, замкнут, боязлив или гиперактивен, неспокоен, для того чтобы предотвратить появление комплексов и более серьезных проблем, необходимы специальный игровой практикум по общению, психогимнастика. Играть в такие игры нужно, как правило, в коллективе.
“Мимика и жесты”
С помощью мимики и жестов загадывайте друг другу профессии, животных, игрушки, предметы мебели и т.п.
“Не сходя со стула, посидите так, как сидят…”
Обезьяна; кассир на своем рабочем месте; царь на троне; пчела на цветке; поросенок на кактусе; побитая собака; невеста на свадьбе и т. д.
“Игрушки”
Походите по комнате так, как будто вы были стеклянным; резиновым; надутым, как воздушный шарик; песочным; деревянным; плюшевым.
“Произнеси “да””
Громко, злобно, тихо, растянуто, нежно, заикаясь, удивленно, задумчиво. Курс специальных игровых занятий вы найдете в книге: Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -160 с.
Вот некоторые игры и этюды из нее:
“Что слышно?”
Цель игры: Развивать умение быстро сосредоточиваться.
1-й вариант (для детей 5-6 лет). Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант (для детей 7-8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
“Слушай хлопки!”
(для детей 5-6 лет)
Цель игры: Развивать активное внимание.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
“Разные настроения”
(для детей 4-5 лет)
Цель игры. Закрепление и воспроизведение различных эмоций. Ведущий читает стихотворение Е. Юдина “Вот какой малыш”:
Ох, как плачет малыш –
Что медведь рычит.
А смеется малыш –
Что ручей журчит.
А уж слезы текут –
Будто дождик льет.
Улыбнется малыш –
Будто солнце взойдет.
Вот какой малыш –
Сын мой.
Ребенок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.
“Цветок”
Этюд на выражение эмоций для детей 4-5 лет.
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Ребенок, психологически подготовленный к новым условиям школьной жизни, осознает важность изменения своего статуса (“Я уже ученик?”), готов к выполнению стоящих перед ним задач и требований учителя, умеет правильно построить свои отношения со сверстниками, подчиниться новому режиму дня.
Задача родителей – сделать так, чтобы правильный режим дня не стал новостью для первоклассника. Если ребенок приучен ежедневно вставать утром в определенный час, он вовремя просыпается и легко встает, а привычка ложиться спать в одно и то же время помогает быстро и крепко засыпать. Если каждый день в одни и те же часы начинать и заканчивать работу, принимать пищу, отдыхать, ложиться вечером спать и вставать утром, вырабатывается привычка все делать вовремя. Эта привычка крайне необходима будущему первокласснику.
Теперь перейдем непосредственно к тому, что традиционно входит в понятие “готовность ребенка к обучению”. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Реальная готовность к обучению у детей (исключая физическую и психологическую адаптацию, о которой мы говорили выше) имеет следующие составные части:
1. Развитие речи.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мышления (интеллектуальных способностей).
4. Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики руки).
5. Развитие внимания.
6. Развитие одаренности, то есть способности личности к творчеству.
7. Расширение знаний об окружающем мире.
8. Изучение букв, навыки счета.
Каждая из этих составляющих будет рассмотрена отдельно. Когда же вы непосредственно приступите к занятиям с ребенком, стройте их таким образом, чтобы подготовка была равномерной, делая перегибы в ту или иную область лишь в том случае, если это необходимо вашему ученику.
Приступать к обучению ребенка по обозначенной выше программе нужно с проведения тестирования. Только в этом случае вы сразу, а не через 5-7 занятий поймете, как строить расписание каждого урока, на что сделать упор, чему уделить больше времени и т.д. Использование тестов возможно не только на первом занятии в качестве диагностического материала, но и на протяжении всего курса обучения в качестве контрольных упражнений и на заключительном занятии в качестве экзамена.
Лучшим, на мой взгляд, является тест “Способность к обучению в школе”, автор Г. Вицлака (1972 г.). Цель теста: диагностика психологической готовности детей 5,5 – 7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка. Тест состоит из 15 заданий, имеет стимульный материал в виде картинок, бланк регистрации результатов. Применяется исключительно индивидуально. Так как воспроизведение его в этой работе затруднительно в силу его объема и наличия иллюстраций, в случае необходимости вы можете найти его в книге: Альманах психологических тестов. – М.; “КСП”, 1995. – 400 с.: ил.
Другие тесты вы найдете в книге:
Черенкова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. – Санкт-Петербург.: “Стройлеспечать”, 1996. – 64 с.
Как показывает практика, оптимальным можно считать проведение двух занятий по 25 – 30 минут 2 – 3 раза в неделю или ежедневно по одному 25 – 30-минутному занятию. Однако это весьма приблизительная рекомендация, время и частоту проведения занятий можно варьировать в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
До того как вы приступите к подготовке ребенка к школе, необходимо запастись различным дидактическим материалом, о котором далее будет говориться подробнее, в основном это картинки с изображением животных, фруктов, овощей, цветов, различных предметов, обуви, мебели, посуды, игрушек и т.п. Их можно нарисовать самостоятельно, найти в старых журналах или приобрести в магазине. Кроме того, вам понадобятся канцелярские принадлежностями: ручки, карандаши, тетради, цветная бумага и.т. д. Чем разнообразнее, ярче, интереснее будет материал для занятий, тем лучше они будут проходить.
Не менее важно выучить стишки-разминки для физкультминуток, которые обязательны на каждом занятии. Может быть использовано любое короткое сюжетное стихотворение, в котором герои делают какие-то физические действия.

Елена ЖУКОВСКАЯ
г. Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте