search
main
0

К самовару в Буживаль. Иван Тургенев – русский писатель в европейской культуре

«Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы… Теперь зима; мороз запушил стекла окон, в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол, а в голове все звенит и звенит: Как хороши, как свежи были розы…»

Я готовлюсь к уроку о Тургеневе. Просматриваю «Стихотворения в прозе», письма, перелистываю альбомы, читаю вырезки из газет и журналов. Открываю французскую энциклопедию – словарь. Нахожу – Tourgueniev Ivan Serguievitch, русский писатель, родился – Орел, 1818, умер – Буживаль, 1883. Автор романов и повестей «Записки охотника», 1852, «Отцы и дети», 1862, театральной пьесы «Месяц в деревне», 1879. Вот и все. Лаконично и хрестоматийно.

…Но, пожалуй, есть одно маленькое открытие: во французском написании фамилии писателя прочитывается – гений – TourGueniev.

Гений русского слова, гений письма, гений перевода, гений любви, гений предвидения… Человек, который соединил своей личностью два мира, два пространства, две культуры: Россию и Европу.

В течение нескольких десятилетий Тургенев стоял в центре не только русского, но и западноевропейского, а лучше сказать – мирового литературного движения, находясь в непрерывном общении со всеми выдающимися деятелями русской культуры и зарубежных стран.

Иван Сергеевич свободно, и даже «не свободно, а изящно и удивительно», владел французским, немецким, английским, испанским, итальянским, польским, чешским, сербским, болгарским языками. Великолепное знание многих иностранных языков, редкостное даже для того времени, позволяло вести переписку с видными писателями Франции, Англии, Швеции, Германии, Италии, Австрии, Соединенных Штатов. Из 30 томов полного собрания сочинений И.С.Тургенева 18 томов – письма. Безграничное пространство души, мыслей, интересов, достойных глубокого изучения.

Многие годы своей жизни писатель проводит за границей. Он живет в Париже, Лондоне, Мюнхене, Берлине, Баден-Бадене, лишь на короткое время приезжая в Москву, Санкт-Петербург и Спасское-Лутовиново. Но, находясь в европейском окружении, в европейской культуре, он ни на минуту не перестает чувствовать себя русским и не прерывает свою кровную связь с Россией. Эта «русскость» выражалась в нем прежде всего в двух особенностях: его внешности, которая с годами напоминала русские крестьянские типы, и его убежденности, что творить можно только на одном родном языке.

«Я никогда не писал ни строки (я говорю о литературе) на другом языке, кроме своего русского, и даже признаюсь вполне откровенно, что не понимаю авторов, способных на такое: писать на двух языках – для меня не понятно, как можно описывать происходящее в душе поэта на каком бы то ни было языке, кроме родного». (Из интервью парижской газете.)

И в подтверждение этому в июне 1882 года Тургенев напишет в Буживале эти гениальные строки: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Буживаль, пригород Парижа. После 30 лет жизни во Франции Тургенев покупает в 1874 году поместье «Ле Фрэн» («Ясени»). Буживаль станет вторым «гнездом» Ивана Сергеевича. Через год он построит здесь дом-шале, резной снаружи, простой и уютный внутри, с пейзажами и акварелями родного Спасского-Лутовинова. Дом Тургенева будет настоящим центром духовной жизни Франции, истинным очагом русской культуры, огонь в котором поддерживали два человека: Иван Сергеевич (Тургель, как ласково его здесь называли) и Полина Виардо, известная певица, любовь и муза Тургенева.

У Тургенева и Полины Виардо в Буживале собирался весь цвет французской культуры, самые знаменитые композиторы: К.Сен-Санс, Ж.Бизе, А.Масне, писатели Э.Золя, Э.Гонкур, А.Додэ, Ги де Мопассан («знаменитый кружок 5»). Общаясь с ними, Тургенев делал все, чтобы Франция открыла и оценила литературу и культуру России. Это благодаря эрудиции, тонкому вкусу писателя, знанию французского языка российские читатели смогли прочитать лучшие страницы французской литературы, а русские писатели по достоинству были оценены во Франции.

В свою очередь в Буживаль к Тургеневу, к «пыхтевшему самовару», приезжали и многие его соотечественники. Одни – просто повидаться, другие – с делами и просьбами. И Тургенев, непререкаемый авторитет в серьезных вопросах художественной культуры XIX века, брал на себя хлопоты обо всех, кто к нему обращался.

«Живя по личным причинам в Париже, – писал один из современников, – Тургенев в то же время служил русским интересам. Мы называли его шутя «послом от русской культуры». Не было русского или русской, сколько-нибудь прикосновенных к писательству, живописи или музыке, о которых так или иначе не хлопотал бы Тургенев».

В разное время с Иваном Сергеевичем встречались М.Антокольский, К.Маковский, И.Пожалостин, В.Поленов, И.Похитонов, И.Прянишников, В.Матэ, И.Репин, К.Савицкий, А.Харламов, В.Верещагин, А.Куинджи.

Тургенев помогал организовывать выставки художников, устраивал музыкально-литературные вечера, средства от которых шли на пользу нуждающимся соотечественникам. Порой лишь одно его имя открывало для русских художников двери выставочных залов, редакций журналов и газет, обеспечивало заказы. А самое главное, Тургенев знакомил Запад с лучшими образцами русского искусства.

Может быть, именно щедрость и величие души этого статного, красивого, убеленного инеем седины человека были так притягательны для людей. Особенно теплая дружба связывала Тургенева с Гюставом Флобером, автором знаменитой «Мадам Бовари». Из Буживаля Тургенев часто ездил в Нормандию, городок Онфлёр, где жил Флобер (особенно частыми были визиты во время болезни друга).

Время не стерло страницу этой дружбы. «Русская история» продолжается до наших дней. Теперь здесь проходит фестиваль русского кино, а в память о дружбе двух писателей в Онфлёре поставлен памятник тургеневской Муму.

1983 год. К столетию со дня смерти великого русского писателя в Буживале был открыт музей Ивана Тургенева. Единственный музей во Франции, посвященный русскому писателю, значительная часть жизни которого была посвящена служению русской культуре.

Посмотрев на карту туристического маршрута «Дома писателей во Франции», соседству Ивана Сергеевича можно позавидовать. Поблизости дома Э.Золя, М.Метерлинка, замки А.Дюма, Шатобриана, вилла Эльзы и Луи Арагона. У каждого дома своя история, своя жизнь, своя тайна и, может быть, самая особая – у дома Тургенева, единственного «русского» среди «французов». Не потому ли так тревожно за его судьбу? Сохранится ли он? Дому Тургенева грозит закрытие: у местных властей нет денег, чтобы заниматься им, срок аренды между мэрией и Ассоциацией друзей Ивана Тургенева, основателем музея, истекает. Попытки Российского фонда культуры спасти дом-музей закончились неудачей. Сейчас создан Комитет сохранения музея Ивана Тургенева и виллы Виардо. В его составе – графиня Толстая, актриса Марина Влади, режиссер Робер Оссейн, композитор Жан-Мишель Жарр, многие деятели науки и культуры, имеющие русские корни. Будет ли жить музей, памятник русской культуры под Парижем, покажет время. А сейчас отдадим и мы свой голос в защиту памяти русского писателя, соединившего два пространства, два народа, две культуры.

Тургеневская «Молитва» начинается так: «О чем бы ни молился человек – он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре».

Екатерина ФИЛИППОВА, преподаватель французского языка, учитель года России-1996, Рязань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте