Те, кто хоть немного интересуется кино и телевизионной жизнью страны, наверняка обратили внимание, что отец и сын Галкины часто приходят к нам в гости с экрана. Владислав уже не первый год мотается по стране в качестве «Дальнобойщика», попутно много и успешно снимаясь в других фильмах. Борис – известный «кинодесантник» 1980 – 1990-х гг. – ведет самую рейтинговую телевизионную военную программу «Служу Отчизне», являясь вдобавок ко всему с недавних пор президентом гильдии киноактеров России. Он сегодня – наш гость. Наш собеседник родился в сентябре 1947 г. в Ленинграде. После окончания Щукинского театрального училища работал в московских театрах – Сатиры и на Таганке. После окончания Высших режиссерских курсов создал около 10 собственных художественных и документальных кинолент. Снялся в более чем 50 фильмах. Заслуженный артист России.
– Борис Сергеевич, вас избрали президентом гильдии киноактеров в мае этого года. Скажите, что будет значить подобная должность для вашего творчества?
– Думаю, любой президентский пост (кроме почетного), помимо престижного звучания, подразумевает, в первую очередь, ответственность и немалый объем работы. Что касается гильдии, почивать на прежде заработанных лаврах от осознания собственного президентского величия – значит элементарно завалить всю работу. Так что вряд ли можно ожидать, что я буду чаще мелькать на экранах. Хотя, признаться, и до избрания на эту должность я в большей степени старался не сниматься. Мне предлагалось много сценариев, но только примерно в одном случае из пятидесяти что-то меня в них привлекало. Это малейший намек на какую-то человеческую судьбу, некая теплая история, проблески таланта… Только в этом случае я иду на разговор заинтересованно. Все остальное, как правило, макулатура и чушь. Особенно нынешние сериалы. Уровень их драматургии, мягко говоря, ниже всякой критики. Говорю об этом совершенно открыто и смело, и чем меньше меня будут беспокоить по поводу съемок, будет только лучше.
– В таком случае все режиссерские карты – вам в руки. Создавайте свои сценарии и снимайте.
– Режиссуру в своих профессиональных надеждах я никогда не оставлял. У меня есть немало готового рабочего материала, в частности, о деятельности антитеррористических подразделений. Есть сценарий исторического художественного фильма «Тебе посвящаю», над которым моя жена Елена Демидова работала 5 лет. Это времена княжения Владимира – Красно солнышко. Практически завершен сценарий многосерийного телевизионного художественного сериала «Виват, артист» из трех частей. Но, увы, планов больше, чем финансовых возможностей их реализовать.
– То есть ваше главное сегодняшнее сосредоточение все же – на работе гильдии?
– Конечно. Тем более, во многом свою деятельность нынешнее правление гильдии начало практически с чистого листа. Не было ни программы, ни должного ведения бухгалтерии. В некоторой степени приходится заниматься реанимацией, заполнять образовавшийся вакуум конкретными делами. При этом всегда следует помнить, что гильдия киноактеров – самая многочисленная в Союзе кинематографистов – около 1000 человек, а значит, проблемы и чаяния этих людей, в той или иной степени, тоже лежат на нас.
В первую очередь, конечно, возникают проблемы экономического характера. Раньше, когда производились отчисления от масштабного кинопроката в стране, Союз кинематографистов и, соответственно, гильдия жили относительно безбедно. Сегодня любые деньги нужно зарабатывать. И мы имеем такую возможность.
Среди наших актеров очень много известных режиссеров, которые снимают фильмы, но они это делают автономно. Если производство этих проектов, хоть документальных, хоть художественных, наладить на базе гильдии с дальнейшей их реализацией, это может стать неплохой прибыльной частью. А значит, позволит нам подумать о наших пожилых заслуженных деятелях кино, которым необходима поддержка.
В самое ближайшее время мы намереваемся возвратиться к масштабному фестивалю «Созвездие», незаслуженно забытому, который всегда производил потрясающее впечатление во многих городах страны, собирая и большое количество известных артистов кино, и зрителей. Если все будет идти по задуманному плану, мы проведем его в декабре следующего года. Скорее всего, в Санкт-Петербурге в день рождения гильдии киноактеров. Еще раньше, на май, в рамках Федеральной программы патриотического воспитания на 2006 – 2010 гг. задумано проведение первого фестиваля «Служу Отчизне» с созданием впоследствии сериала документального телевизионного фильма «Поиск победителей». В этом вопросе мы уже заручились пониманием и поддержкой со стороны Клуба военачальников РФ и Культурного центра Вооруженных Сил.
Сегодня, к сожалению, ни министерство культуры, ни образования, ни другие родственные им структуры не могут в полном объеме охватить всю работу по осуществлению социальных программ, направленных на воспитание молодежи, борьбу с наркотиками. Я не хочу никого обидеть, просто людям, которые отвечают за данный участок работы, сделать это со своих чиновничьих позиций гораздо сложнее, нежели гильдии актеров. Мы прекрасно это понимаем, поэтому не собираемся скромничать и сами будем выходить с соответствующими инициативами. Гильдия – это мощный творческий потенциал, который нужно максимально использовать в нужном направлении.
– Во всей вашей деятельности: и актерской, и режиссерской, и нынешней президентской ярко выражен уклон к теме патриотизма. Почему?
– Потому что так сложилась жизнь. Мой отец, Сергей Михайлович, прошел 3 войны: Финскую, Великую Отечественную и «зацепил» даже маньчжурский поход в августе
1945-го. Про таких, как он, и его друзей-фронтовиков говорили: «пахари» войны. То были удивительные люди. Я рос среди них, общался и называл многих знакомых отца, даже спустя много лет не по имени и отчеству, а дядями, как своих родных. Я знал, как они воевали, видел, как они работали, как сидели за столом, и убедился: то поколение ничего вполсилы не делало. Их идеалы запали в мою душу навсегда. Поэтому, когда пришло время идти служить в армию, у меня даже мысли не возникло сачкануть. Хотя, признаюсь, дослужить до конца службу мне не пришлось. Как раз в то время снималась картина «Я служил на границе», а поскольку в реальной жизни я служил в Погранвойсках, меня утвердили на главную роль. Съемки проходили на другом участке, и по ходатайству кинематографа, поскольку служить и одновременно сниматься было нельзя, меня из армии уволили. В итоге, правда, из-за разногласий с режиссером я ушел с картины (Боря Щербаков тогда прекрасно справился с ролью), но в армию больше не вернулся.
Сегодня, когда в нашей жизни присутствует слишком много искушений и сознание, особенно молодых людей, сбито с толку, не уделять внимания их патриотическому воспитанию просто нельзя. Я абсолютно убежден, что будущее – в нашем прошлом и только ориентация на лучшие примеры прошлого сформирует будущее нашего государства. Поэтому сегодня, как бы пафосно это ни звучало, очень важно знать историю и источники формирования характера настоящего патриота своей страны. Это нужно не только знать, но и исповедовать. Только в этом случае наше государство будет сильным.
– А как вы относитесь, например, к тому, что сегодня гонорар актеров на фоне очень небогатого уровня жизни простых людей составляет баснословные суммы – до нескольких тысяч долларов за один съемочный день?
– Если актер позволяет афишировать свои доходы, значит ничего зазорного в этом не видит. Я лично тоже. Сегодня у нас вся жизнь переведена на такие рельсы, когда спрос рождает предложение и цену. Иначе не выжить. Поверьте, не актеры определяют, кому, сколько и за какой труд надо платить. И согласитесь, лучше стремиться к тому, чтобы труд простых людей со временем сравнялся по цене с трудом высокооплачиваемых актеров, нежели наоборот.
– В гильдию киноактеров входит около 1000 человек, есть, наверняка, еще и не члены. Чем объясняется тот факт, что круг актеров, снимающихся в телесериалах и большом кино, очень ограничен, практически одни и те же лица перекочевывают из фильма в фильм?
– Такова позиция продюсеров, которые работают на телевизионных каналах и в первую очередь руководствуются тем, чтобы лицо актера было узнаваемым. Тогда это обеспечивает и кассовый сбор, и рейтинг канала. Это, хотим мы того или нет, факт объективный. Подобная тенденция, кстати, характерна не только для кинематографа нашей страны. Американцы, в частности, проводили исследование на эту тему, и на вопрос «зачем люди ходят в кино?» большинство ответили: смотреть на любимых артистов. Все остальное уже потом. Я не могу сказать ничего плохого об актерах, которые часто мелькают в фильмах. Наверняка, есть много других артистов, которые не менее талантливы. Но им это нужно доказать своим трудом.
В творчестве актера есть один примечательный момент: способен ли он нести только ему присущую тему? То есть, быть самобытным настолько, чтобы не затеряться среди множества персонажей и лиц. Если он это может, любовь зрителей обеспечена. Вспомните Евгения Евстигнеева, Анатолия Папанова, Евгения Леонова, Олега Борисова. Они всегда несли к людям свою неповторимую тему. Таковых немало и сегодня – Владимир Гостюхин, Гоша Куценко, Нина Усатова, сын мой – Владюха…
– Как вы оцениваете его творчество с точки зрения специалиста? Понимаю, что вам сложно быть объективным, и все же?
– Он стал профессионалом. Причем произошло это раньше, чем я даже мог предполагать. Открытием для меня стала его еще детская роль в фильме «Этот негодяй, Сидоров!». Он играл и мыслил не интуитивно, как ребенок – тише, быстрее, медленнее – он понимал, что делал, и уже тогда начал разбираться в природе чувств. Я понял: быть ему настоящим актером.
– По-видимому, здесь не обошлось и без вашего участия?
– Мое участие, в первую очередь, было – не мешать. Между прочим, на первую роль в «Приключениях Тома Сойера» его привела бабушка, моя теща. И дальнейший его путь оказался вполне самостоятельным. Я старался быть для него в большей степени другом, но ни в коем случае не учителем и не покровителем. А некоторые его роли я искренне полюбил, как зритель.
– А какая из ваших киноролей любимая?
– Свои роли, как дети, поэтому они не могут быть нелюбимыми. Даже если кино неудачное, а персонаж, которого ты играешь, – отъявленный мерзавец. Актерская профессия не предполагает нелюбовь к своему персонажу, поэтому относиться к ней всегда нужно с некоторым внутренним смаком, иначе зритель останется равнодушным.
Комментарии