У самого синего, хотя и Черного, моря круглый год счастливые девчонки и мальчишки со всей страны совмещают романтику увлекательнейших приключений, которые случаются, увы, почему-то только вдали от дома, с возможностью… обрести любовь на всю жизнь. Любовь эта вполне земная, но она дарит крылья, ведь она позволит юному человеку обрести цель, понять, кем он хочет быть, когда вырастет. Всероссийский детский центр «Смена» наследник трудового оздоровительного лагеря «Рабочая смена». И вот что удивительно: сегодня радость обрести призвание доступна не только школьникам, взрослые тоже здесь могут схватить птицу удачи за хвост, найдя именно свое, дорогое сердцу дело! Директор «Смены» Игорь ЖУРАВЛЕВ считает, что время, когда человек выбирал раз и навсегда профессию, проходит. А идей, как помочь в профессиональном самоопределении и трудоустройстве каждому, у команды центра громадье.
– Игорь Валерьевич, министр просвещения Сергей Кравцов уже несколько лет назад призвал образовательное сообщество поднять профориентацию в школе на качественно новый уровень. В чем, на ваш взгляд, важность профориентации со школьных лет? Как вы думаете, с какого возраста оптимально начинать профориентационную работу среди детей?
– Дети играют в профессии с самого раннего возраста. С этими играми закладывается уважение к труду, к людям, увлеченным своей работой. XXI век дал молодежи огромный выбор дальнейшей карьеры и возможностей самореализации. Современные дети с юных лет пробуют себя в программировании, блогерстве, социальных проектах.
К моменту окончания школы нынешний старшеклассник обладает солидным багажом знаний. Но при этом слабо представляет свое место во взрослой жизни. Почему так получается? Потому что профориентация по-прежнему в основном на плечах родителей. А большинство из них также слабо представляют, какие шаги нужны, чтобы их сын или дочь приняли осознанное решение о дальнейшем жизненном пути.
Именно мы, педагоги, должны дать семье понятный алгоритм действий для ранней профориентации. С 10-12 лет ребенок вполне готов к погружению в будущую профессию. Чем раньше им пройден порог самоопределения, тем больший запас времени останется на подготовку к поступлению в среднее или высшее учебное заведение.
Работа по поддержке профессионально-образовательного выбора детей должна начинаться буквально с момента, когда ребенок пришел в школу. Например, мы знаем, что половина первоклашек мечтают о профессии учителя. В детских планах, разумеется, еще много игры. Но у каждого из нас есть знакомые, которые пронесли увлечение педагогикой через всю школьную жизнь и работают учителями. Вот так и должен действовать этот алгоритм.
Поэтому позицию министра педагоги ВДЦ «Смена» полностью поддерживают и уже претворяют в жизнь. В 2021 году была разработана и принята Министерством просвещения РФ новая программа развития Всероссийского детского центра «Смена» до 2025 года. Она заложила основы для дальнейшего развития нашего учреждения в формате EduCamp – образовательного центра нового поколения. Уже сегодня в нашем центре ребята в возрасте с 11 до 17 лет получают начальные знания по профессии, проходят профессиональные пробы.
– Какие тренды вы отмечаете в этом направлении в последнее время? Как меняются требования к будущим профессионалам сегодня?
– Сегодня, чтобы добиться успеха, надо одинаково хорошо развивать и узкие профессиональные навыки, и гибкие скиллы. Время, когда человек выбирал профессию раз и навсегда, проходит. Наш современник стоит перед профессиональным выбором перманентно, поэтому ежедневно необходимы мобильность мышления и компетенции в смежных отраслях.
Важнейшая задача для системы образования в век стремительного развития технологий не только научить ребенка принимать эти правила игры, быть готовым к тому, что учиться придется всю жизнь, а помочь ему находить ресурсы для самореализации, мотивировать самостоятельное формирование своей образовательной и профессиональной траектории.
Трендом профориентации следует назвать и умение работать в цифровом пространстве и на высокотехнологичном оборудовании, развитие медиакомпетенций. «Смена» позволяет ребятам пробовать профессию на ощупь: в учебных лабораториях, компьютерных классах, мультимедийных студиях.
Еще одним элементом подготовки молодого поколения к завтрашним вызовам является ныне модный в молодежной среде хештег #наспорте. Привычка и навыки здорового образа жизни, которым сейчас государство уделяет огромное внимание, создают прочную базу для учебы и карьеры современного человека.
– То внимание, которое сегодня государство уделяет профориентации, приносит ли свои плоды? Более ли подготовлены сегодняшние старшеклассники, чем их сверстники 10, 15, 20 лет назад, к осознанному и взвешенному выбору будущей профессии?
– Безусловно. Еще 10 лет назад ребята оценивали профессии с точки зрения финансовой престижности, был повальный спрос на экономические и юридические специальности в вузах. Сейчас растет популярность колледжей, школьники чаще задумываются над рабочими профессиями, которые позволят стать востребованным специалистом за достаточно короткий срок. А значит, быстро найти работу, стать самостоятельным.
В 2020 году Министерство просвещения РФ закрепило за «Сменой» статус Центра по развитию лидерских компетенций детей. Приоритеты государственной политики в отношении детей и молодежи смещаются в сторону создания сообщества будущих лидеров, способных решать проблемы муниципалитетов, регионов, отраслей экономики, социума. В каждом проекте мы традиционно делаем упор на организационное лидерство, на успешность.
Миссия центра – помочь каждому ребенку стать самостоятельным, ответственным и эффективным профессионалом. Для этого индивидуальный подход в занятиях дополнен командной работой: ребята учатся создавать общий командный проект, презентовать его.
Радует, что в последние годы на государственном уровне стоит задача усиления патриотического воспитания и добровольчества, наших традиционных ценностей, знаний культурных традиций России. Убежден, что это станет основой успешной жизненной навигации современных подростков, обеспечит им конкурентное преимущество в огромном мире. Мы докладывали об этом министру просвещения РФ, губернатору Краснодарского края и мэру Анапы на недавней встрече в «Смене». Рассказали, что стараемся действовать в центре через сотворчество детей и наших педагогов, потому что только такая форма помогает ребятам понять, что значит для них Родина, чем они могут быть ей полезны.
– ВДЦ «Смена» исторически является ведущим центром в области профориентации. Какие возможности вы предлагаете школьникам сегодня? В чем особенность современных профориентационных образовательных программ ВДЦ «Смена»?
– В 1985 году, когда был основан наш детский центр, он назывался «Рабочая смена». То есть предполагалась площадка для подготовки рабочей молодежи системы профессионально-технического образования. Кстати, по проекту тех лет весь современный Сукко должен был строиться вокруг «Смены», она планировалась с территорией больше «Артека», «Орленка» или «Океана».
Сегодня «Смена» – это более чем 30‑летний опыт исторически сложившейся миссии профориентации. Слово «рабочая», на мой взгляд, было очень важным, смыслообразующим. Поэтому «Смена» меняется, не изменяя главной идее ее создания. Старые традиции и новые технологии взаимодействуют у нас в эффективном тандеме.
Мы остаемся инновационной образовательной площадкой для профориентации подростков, востребованной государством, родителями, детьми. У нас создан новейший учебно-тренировочный центр профессионального мастерства «Парк будущего» – база для юных энергетиков, дизайнеров, фармакологов, инженеров. Это почти 30 образовательных павильонов, объединенных в шесть кластеров по различным профессиям. Здесь сменовцы управляют тренажером электровоза, готовят желатиновые микрокапсулы в профессиональной лаборатории, создают графические 3D-объекты. Такой мощной базы с современным технологичным оборудованием нет ни у кого, она единственная в стране. Это отмечают педагоги и эксперты, которые приезжают в «Смену».
В нашем Центре профмастерства ребята обретают уверенность в себе, «обрастая» начальными знаниями в разных профессиях. Наблюдают за первыми шагами только что сконструированного робота, с нетерпением ждут, когда из 3D-принтера появится созданная собственными руками трехмерная модель. Даже если у ребенка нет никакого опыта, он пробует свои силы в том, что ему интересно. Каждый возвращается домой с конкретным навыком. Кто-то теперь может поменять подшипник в механизме, а кто-то – штукатурить и заниматься отделкой стен. Девочки, конечно, чаще выбирают технологию моды.
Активное участие в создании образовательных программ принимают наши партнеры – крупные государственные и частные компании. Например, в партнерстве с РЖД, Knauf, АО «Р-Фарм», «ИнЭнерджи» мы создали инновационные павильоны по ряду профильных специальностей. Сотрудничаем с корпорацией «Роскосмос» и военным технополисом «Эра».
В целом у нас на подходе 15 новых компетенций. В прошлом году появился агрокластер «Доброе поле» в станице Азовская. Здесь будут реализовываться дополнительные образовательные программы и мероприятия в области популяризации сельского хозяйства и экологического просвещения детей и молодежи.
– В настоящее время активно растет потребность и запрос на детский «умный отдых». Как эта модель реализуется в ВДЦ «Смена»?
– Действительно, сегодня происходит экспансия образования в индустрию детского отдыха. На рынке масса каникулярных образовательных программ. На мой взгляд, спрос на «умный отдых» в ближайшее время будет расти, а главным фактором конкуренции станет специализация участников этого рынка.
«Умный отдых» прекрасно иллюстрирует распорядок дня в ВДЦ «Смена». Сменовцы успевают все: заниматься спортом, готовиться к вечерним концертам, отдыхать днем и общаться вечером. Ежедневно 7 часов отводится на образовательные и воспитательные мероприятия. Они построены по принципу опережающего обучения. Поэтому за 14 или 21 день нам удается научить ребенка решать жизненные и образовательные задачи, на осмысление которых у него ушло бы гораздо больше времени в обычных условиях.
Та же проектная деятельность в «Смене» не столько исследовательская, сколько ориентирована на реальный прикладной результат. Будь то робототехника или продюсирование. В 2021 году сменовцы сделали и защитили 391 практико-ориентированный проект. Создатели наиболее выдающихся проектов становятся участниками «Большой перемены» и других конкурсов, поддерживаемых партнерами «Смены». Получают поддержку «Вдохновителей». Так подросток переходит на следующую ступень личного развития. Это важный бонус к отдыху.
– Эксперты образовательной сферы отмечают проблему низкого уровня квалификации вожатых. Есть мнение, что главная трудность заключается в отсутствии единого стандарта, по которому готовились бы педагоги по воспитательной работе, вожатые. Как вы, Игорь Валерьевич, считаете, реальны ли указанные проблемы? Как их можно решить? Какими ресурсами обладает ВДЦ «Смена» для участия в повышении уровня подготовки вожатых?
– Стандарт как раз есть – «Специалист, участвующий в организации детского коллектива (вожатый)». Государство уже повысило вожатых из учебно-вспомогательного персонала до специалиста, введя профстандарт. Но есть и другие требования к качеству их подготовки.
Ключевая проблема, с которой сталкиваются сегодня вожатые и педагоги в работе с детьми, – необходимость адаптироваться к высокой интенсивности образовательного процесса. Два года назад мы совместно с Московским городским педагогическим университетом разработали дистанционную программу подготовки вожатых, в которой заложены эти принципы. Она прошла успешную апробацию на базе ВДЦ «Смена» и готова к дальнейшему тиражированию в образовательные центры и учебные заведения страны. В 2021 году на базе нашего «Парка будущего» была создана Школа педагогического мастерства, которая сегодня, по сути, является дидактическим и методическим хабом. Здесь мы разрабатываем и внедряем в практику программы подготовки и обучения педагогических кадров, включая вожатых, воспитателей, преподавателей. В 2021 году «Смена» успешно апробировала проект по подготовке школьных вожатых. 60 школьников города-курорта Анапы под руководством опытных наставников нашего центра прошли Школу юного вожатого. Ребята учились формировать дружный детский коллектив, оформлять отрядное место, составлять план-сетку смены, взаимодействовать со сверстниками, решать простые педагогические задачи. Каждый участник получил сертификат и бесценные знания.
В начале этого года направление «Вожатская деятельность» вошло в перечень компетенций WorldSkills. Это значительно повысит престиж профессии, а еще на высоком уровне актуализирует перечень навыков и умений, необходимых каждому вожатому.
Благодаря нашей экспертизе и инновационным методикам подготовки ВДЦ «Смена» стал одной из опорных площадок реализации программы «Профессионалитет», которая в пилотном режиме стартует в этом году в системе среднего профессионального образования. Одна из ее задач заключается в том, чтобы сократить сроки подготовки будущих профессионалов, одновременно повысив качество подготовки. Наша образовательная программа ориентирована на подготовку учебных групп СПО. Модуль спроектирован с учетом особенностей, с которыми сталкиваются кураторы, воспитатели в условиях повышенной интенсивности образовательного процесса. В этих условиях на первое место выходит воспитательный компонент: это и адаптация студентов, бывших школьников, к новым условиям, и подготовка к трудовым будням. Работникам колледжей важно видеть любые изменения в обучении студентов, вовремя и грамотно на них реагировать. Учитывая это обстоятельство, обучающая программа ВДЦ «Смена» разработана таким образом, чтобы обучить педагогов образовательных организаций эффективному взаимодействию с родителями студентов, пониманию возрастных особенностей обучающихся, проектной деятельности, а также научить их лучше ориентироваться в государственной политике, знать основы государственной политики в области воспитания.
Образовательная программа рассчитана на 88 учебных часов. Она охватит в общей сложности 3400 специалистов из 70 организаций СПО, принимающих участие в программе «Профессионалитет».
Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), с. Сукко, Краснодарский край
Комментарии