search
main
-1

К Победе день за днем

Главное - помнить

В 2022 году Россия отметила 77‑ю годовщину окончания Великой Отечественной войны. Центральной частью подготовки к этому празднику в школе №1297 стал проект «К Победе день за днем».

Он появился по инициативе директора Шамильи Мансуровны Бегичевой. Подготовка проекта «К Победе день за днем» началась летом 2021 года. Изначально были определены главные цели: создать у школьников первичное представление не только о Дне Победы, но и о событиях Великой Отечественной войны в целом и вызвать у них личностную, эмоциональную реакцию. Принципиальным решением было вовлечение в проект всех классов школы, включая начальные. При этом данный выбор значительно усложнял работу над проектом, так как требовал одновременной реализации разных подходов в зависимости от особенностей той или иной возрастной группы. Кроме того, в школе №1297 действуют классы для детей с ОВЗ, и оставлять таких учеников без общенародного праздника было бы по меньшей мере некорректно.

Таким образом, проект «К Победе день за днем» состоит из ряда мероприятий, адаптированных для разных групп школьников, которые должны были на протяжении ряда недель постепенно и последовательно знакомить детей с трагической и героической историей Великой Отечественной войны. Первый этап (сентябрь – октябрь 2021 года) фактически стал вводным: ученики школы №1297 приняли участие в квесте «Подвиг народа», вовлекались в мероприятия, проводимые Департаментом образования и науки г. Москвы и Советом ветеранов педагогического труда. Второй этап, охвативший период с ноября 2021 по март 2022 года, также носил в определенной степени характер подготовки к собственно школьному компоненту проекта. Он включал в себя, в частности, участие в IX Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений», посещение музеев… Однако на этом этапе было проведено и мероприятие, подготовленное самой школой для своих учеников, – конкурс сочинений «Война в истории моей семьи». Перед ним классные руководители провели беседы со своими подопечными, выводя их на воспоминания о дедушках, бабушках, прадедушках и прабабушках, воевавших на фронте или трудившихся в тылу. Для многих детей стала неожиданной и приятной возможность воспользоваться информацией портала «Подвиг народа», чтобы, например, узнать о наградах и обстоятельствах награждения своих предков. Некоторые из учеников просили разрешения связаться с родителями, чтобы узнать личные данные ветеранов из своих семей, прямо на классных часах, и это показывает, что задача воспитания уважения и интереса к своей семье уже начала выполняться в ходе проекта. Интересной особенностью конкурса сочинений стало то, что в школе обучаются большое количество школьников из стран дальнего зарубежья, прежде всего из Вьетнама. Очевидно, что их семьи в большинстве своем не имеют связи с Великой Отечественной войной. Но исключить их из проекта (притом что в ряде классов такие ученики составляют 10-25%) было бы крайне неразумно как с точки зрения воспитательной работы, так и этики. Поэтому на конкурс «Война в истории моей семьи» допускались и работы, посвященные войне сопротивления вьетнамского народа 1955-1975 гг., а на их примере можно было продемонстрировать такие ценности, как гуманность, отвага, самопожертвование, патриотизм, и в конечном итоге выйти на тему правильности и справедливости защиты своего Отечества. Сочинения были размещены для общего доступа, а победители конкурса награждены на официальных мероприятиях, посвященных 9 Мая.

Наиболее насыщенным стал третий этап проекта «К Победе день за днем». Подготовка к нему началась еще в конце зимы – начале весны 2022 года, а проходил он в апреле – мае. Здесь кроме классных руководителей особо важную роль сыграли учителя истории, поскольку ключевыми элементами на этом этапе стали цикл бесед «Суровые годы войны» и цикл аудиопередач «От советского информбюро».

Каждая из пяти недель апреля и начала мая была посвящена годам Великой Отечественной войны – от 1941 и до 1945 года. Каждая неделя освещала три события войны, причем они подбирались так, чтобы наравне с известными присутствовали и мало известные школьникам. Например, 4-8 апреля посвящались событиям 1941 года – обороне Брестской крепости, битве под Москвой, блокаде Ленинграда. Следующая неделя (1942 год) освещала оборону Севастополя, Сталинградскую и Ржевскую битвы, затем следовали битва за Кавказ, Курская битва, освобождение Донбасса и форсирование Днепра, затем (1944 год) снятие блокады Ленинграда, операция «Багратион» и освобождение стран Восточной Европы, наконец, взятие Кенигсберга, Берлина и освобождение Праги.

Цикл бесед «Суровые годы войны» проходил на классных часах. В начальной школе с учетом возрастных особенностей обучающихся классный час посвящался одному из трех событий того или иного года, а рассказ о нем и обсуждение готовились при активном участии классного руководителя. А вот в средней и старшей школе роль классного руководителя заключалась не в самостоятельном проведении классного часа, а в инициировании и модерации беседы. Здесь школьники сами должны были подготовить рассказы обо всех трех сражениях, которым была посвящена та или иная неделя. В помощь детям и классным руководителям рабочая группа проекта подготовила короткие исторические справки, от которых можно было отталкиваться в работе, а также подобрала и заблаговременно разослала большое количество материалов для проведения бесед. Это были мемуары полководцев, спецпроекты Министерства обороны России, научные и научно-популярные статьи, произведения литературы, документальные и художественные фильмы… При этом подборка осуществлялась для детей разных возрастов. Так, повесть К.Д.Воробьева «Крик» или фильм «Сошедшие с небес» при всей своей художественной выразительности могут быть рекомендованы только для старшеклассников, тогда как учителя начальной школы особо отмечали отклик своих учеников на военные рассказы С.П.Алексеева. Особенно успешно прошли те беседы, которые проводили дети, чьи семьи хранят личную память об этих событиях (например, одна из восьмиклассниц построила рассказ о блокаде Ленинграда на воспоминаниях своей бабушки, эвакуированной зимой 1941-1942 гг. из города и потерявшей там деда).

Параллельно с беседами использовались и технические возможности школы №1297. На переменах через школьную систему радиовещания транслировались передачи «От советского информбюро». Зачитывались исторические справки и стихотворения той поры. Ведущими цикла аудиопередач стали ученики 11‑х классов, что позволило, несмотря на подготовку к экзаменам и другие хлопоты конца учебного года, вновь вовлечь их в дело, требующее не только знаний, но и ответственности, и навыков публичных выступлений.

Одиннадцатиклассники приняли активнейшее участие и в проведении квеста «Этот День Победы», который прошел незадолго до майских праздников. Для учеников 5-10‑х классов были подготовлены вопросы разного уровня сложности, посвященные событиям войны, труду в тылу, полководцам и героям, боевым наградам… На протяжении полутора часов команды классов (куда входили все, а не только отобранные ученики) соревновались, перемещаясь от станции к станции, в знаниях и сообразительности, где-то используя интерактивные карты, где-то держа в руках копии советских орденов и медалей. Сможете ли вы навскидку ответить, на каком советском ордене, названном именем полководца, изображен киноактер? А как в обороне Москвы поучаствовал… слон из зоопарка? А кто из участников Великой Отечественной был маршалом сразу двух стран? Квест прошел увлекательно, интересно, а точность и скорость ответов, которые давали некоторые классы, порой удивляли даже организаторов.

Но кроме знаний о войне мы должны хранить и память. И на протяжении апреля все классы школы начиная со второго приняли участие в экскурсиях и прогулках к памятникам, посвященным войне… Многие классы выбрали широко известные места, например Могилу Неизвестного Солдата в Александровском саду. И вряд дли можно сказать, что такой выбор банален, даже среди детей, всю жизнь проживших в столице, многие до этого момента еще ни разу, оказывается, не бывали там. Но в Москве есть и масса других памятников, куда менее известных… Ученики нашей школы возложили цветы к памятнику девушкам-зенитчицам в районе Орехово, мемориалу 7‑й Бауманской дивизии народного ополчения на площади Разгуляй, памятнику летчикам дальней авиации на Девичьем поле… А параллельно в эти же дни в школе шли и другие мероприятия: конкурс военных стихов и песни «Мы помним», встречи с ветеранами войны и труда, уроки в московских военных музеях.

И вот праздничный концерт, посвященный Дню Победы… Главную роль в нем вновь играли ученики и ученицы одиннадцатых классов, будущие выпускники. Такой была изначальная задумка: вспомнить, что 81 год назад такие же мальчики и девочки оканчивали школу, сдавали экзамены, строили планы на будущую жизнь. А дальше была война. И они, эти мальчики и девочки, были среди тех, кто ковал Победу. И не все они, увы, вернулись с этой войны. И даже обычно сложные дети в зале в какой-то момент присмирели, видя, как эти ребята уходят то ли в 1941‑м, то ли в 2022‑м…

Свет в зале погас. Проект закончился. Затем закончился и учебный год. Но мы смеем надеяться, что не все, что слышали, видели, делали, чувствовали наши дети на протяжении этих месяцев, было забыто и выброшено из головы сразу после выхода из школы. Есть еще немало задумок, которые не удалось сразу воплотить в жизнь: «военный» кинозал, перекличка памяти, работа в музеях… Работы много. И мы будем делать ее вместе со своими учениками.

Потому что память о войне и гордость Победой в нашей стране должны жить.

Виталий РЕДЬКИН, учитель истории и обществознания школы №1297;

Татьяна НИКИТИНА, заместитель директора школы №1297

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте