Сочи всегда был на особом положении. Административно – не столица, но назвать город провинцией язык не поворачивается. Титул «летней столицы» – конечно, ближе всего к истине, хотя и весьма условен, ведь в отличие от большинства курортов жизнь здесь не затихает и зимой. А после того как город, и без того овеянный духом избранности, еще и вступил в международную борьбу за право провести у себя Олимпиаду-2014, все споры о статусе Сочи и вовсе теряют всякий смысл – и так понятно, что это одна из самых «пульсирующих» точек на карте России. О будущей Олимпиаде и о национальном проекте, об английском языке и экологии души, о сегодня и завтра – наш разговор с заместителем главы города, начальником Управления по образованию и науке Сочи, кандидатом педагогических наук Ириной БАДАЯН.
СтатфактВ Сочи работают:78 общеобразовательных школ;58 детских садов;22 учреждения дополнительногообразования;16 вузов;11 учреждений НПО и СПО.В Сочи учатся:41222 школьника.В Сочи учат:5916 педагогов.Сочи в СетиВсе новости сочинского образования можно узнать на интернет-сайте www.sochi.edu.ru
– Ирина Михайловна, не обсудить для начала итоги национального проекта было бы просто не в духе времени. Восемь школ-миллионеров, выбранных согласно предложенной городу квоте, – это, на ваш взгляд, достаточно для первого раза?
– Нет, конечно. Уверена, что во всей России вы не найдете ни одного руководителя системы образования, который сказал бы, что удовлетворен отпущенной его территории квотой. Тут встает вопрос о самой целесообразности квотирования – и федеральному центру всерьез стоит об этом задуматься.
В этой пресловутой цифре «8» совершенно не просматривается, что Сочи – по-настоящему инновационный город. Не подумайте, что это преувеличение, но у нас вы действительно найдете целый отряд школ, без устали экспериментирующих, фантазирующих, ищущих какие-то дополнительные инновационные ресурсы. И на примере именно этих школ видно, что энтузиазм и неуспокоенность на самом деле способны изменить и содержание, и само качество образования.
Квота же гасит в людях азарт. Мы с самого начала знали, что в Сочи победят восемь школ и ни на одну больше. Естественно, у нас еще целая когорта образовательных учреждений была отмечена главой города, все прошло очень красиво и торжественно. Причем мы подчеркивали, что это не альтернативное чествование, не утешительные призы, а награда для действительно сильнейших и достойнейших. Как только были объявлены первые результаты, педагоги стали спрашивать: продолжится ли нацпроект в следующем году, можно ли будет участвовать в нем повторно. Для меня все эти вопросы говорят лишь об одном: мы не подрезали людям крылья, они хотят продолжить борьбу. И ведь никто, к счастью, не жалеет, что попробовал свои силы, пройдя все этапы состязания.
– А в своих учителях вы чувствуете тот же боевой дух? Ведь номинироваться на премию в одиночестве куда сложнее, чем целой школьной командой?
– Конечно, сложнее. Одно дело, когда за проигрыш или победу отвечает целый коллектив, другое дело, когда все бремя ответственности лишь на тебе одном. У нас в этом году была 71 заявка на президентскую премию. Выиграли сто тысяч согласно все той же квоте 17 педагогов. Сроки поджимали, люди долго раскачивались, мы всеми силами старались убедить их довериться этой процедуре, но какие-то психологические колебания сильно тормозили желание учителей принимать участие в этом конкурсе. И многие по-настоящему интеллигентные и компетентные профи пока остались за кулисами. Ведь что предполагала процедура? Элемент саморекламы – практически все документы должен был готовить сам учитель. А это то же самое, что самому на себя писать положительную характеристику или оформлять наградные материалы. Я по своей ментальности сама бы на это никогда не пошла. Вот если бы повернуть все под другим углом, поменяв какие-то технологические основы поиска лучших из лучших: пусть школа выдвигает своих номинантов, пусть конкурсанты чувствуют, что не они себя расхваливают, а за них сражается коллектив, дети и родители.
– В следующем году нацпроект повернется лицом и к среднему, и к начальному профессиональному образованию. А какие еще нововведения как управленец предложили бы вы?
– Вот мы все время говорим о дошкольном образовании, о его значении в интеллектуальном и творческом развитии ребенка. Но, к сожалению, национальный проект пока никак не коснулся детских садов. Не знаю, как в других территориях, но сочинское профессиональное сообщество педагогов-дошкольников несет в себе какую-то особую энергетику. Получая очень небольшие деньги, они работают восторженно, постоянно повышают квалификацию, создают потрясающие проекты. Мы всеми силами стараемся дать им возможность расти, развиваться, не иссякать душевно. В противном случае, что же это будет: в школе полным ходом идет какая-то сумасшедшая инновационная работа, а в детском саду мы просто кормим, поим и спать укладываем – это неправильно. И если от нашей системы действительно хотят непрерывности, то образовательная траектория должна начинаться в точке «детский сад». И только тогда национальный проект будет действительно национальным.
Я сама не приемлю критику, не подкрепленную никакими реальными предложениями. Поэтому, как и многие наши коллеги в других регионах, мы, не дожидаясь «толчка» сверху, стараемся включить свои дошкольные учреждения в активную инновационную работу. Например, ратуем за сетевое взаимодействие школ и детских садов. Средние школы у нас уже объединяются в сети: обладатели президентского гранта собирают вокруг себя коллег, увлеченных той же инновационной идеей, делятся опытом, ведут за собой, готовят их к будущим победам, объясняют все подводные течения и рифы конкурса.
Возвращаясь к тому, на что еще мог бы обратить внимание национальный проект, не могу не вспомнить о педагогическом образовании. Его, несомненно, надо выделить отдельной строкой. Мы хотим, чтобы в школу шли молодые прогрессивные учителя, блестяще владеющие информационными технологиями и иностранным языком, но при этом не уточняем, где им набираться этих современных знаний. Что, во всех наших педагогических вузах есть экзамены или зачеты по IT-технологиям? А с иностранным языком и вовсе беда – за пять лет учебы студенты его напрочь забывают, даже если в школе и знали неплохо. Педагогическое образование очень консервативно, и встряска нацпроектом ему бы не помешала.
– Если составить импровизированный рейтинг сочинских интересов, то первое место, безусловно, с колоссальным отрывом займет Олимпиада-2014. Как олимпийская идея влияет на городское образование?
– Не буду сейчас рассказывать про постоянные детские праздники – это и так понятно. Отмечу лишь системные моменты. Я рада, что моих коллег – учителей и директоров школ – объединила идея Олимпиады. Все понимают, что серьезные инвестиции, поступающие в Сочи, – это изменение инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест, это в конце концов серьезный вызов, который переведет город на новую ступень развития. И главное – дети наши очень гордятся новым статусом города, понимая, что теперь ожидания всей страны связаны с Сочи. И многие школьники уже сейчас, раздумывая о своем будущем, берут Олимпиаду за ориентир, размышляют, как она поможет их личной карьере. Это та идея, которая реально помогает двигать образование вперед.
Мы наметили для себя два основных ориентира. Во-первых, это, конечно же, изучение иностранных языков. И уже сейчас вместе со всем педагогическим сообществом мы думаем, рассматриваем и отечественные, и западные аналоги, ищем те эффективные технологии, которые носили бы массовый характер. Не только дети должны учить язык, но и взрослые: весь Сочи должен заговорить по-английски. Мы сотрудничаем с Британским советом, очень надеемся на помощь нашей ассоциации учителей иностранного языка, внимательно наблюдаем за работой городских экспериментальных площадок, где в обычной общеобразовательной школе обучение иностранному языку ведется с первого класса.
Второй «олимпийский» акцент – это экология. О создании системы экологического воспитания населения города говорится и в распоряжении губернатора края. Причем имеется в виду не только экология окружающей среды, но и всей человеческой жизни, быта, ментальности, отношений друг с другом. Гости должны приехать в чистый и доброжелательный город – курорт международного уровня.
– Свернуть такие горы было бы невозможно, если бы систему образования не поддерживали власти города?
– К счастью, наш мэр Виктор Колодяжный – государственный человек, способный заглянуть в будущее. По его мнению, образование – это единственное остро востребованное поле для инвестиций. Он прекрасно понимает, что, может, не сегодня и, может, уже не при нем, но вложенные в детство, в учителя, в школу средства вернутся. И город обязательно получит новый импульс в развитии. Это и будущее качество обслуживания, и уровень специалистов, и даже менталитет наших жителей.
Поэтому, поздравляя своих коллег по всей стране с наступающим Новым годом, хочу пожелать, чтобы и в их городах была такая власть, с которой было бы и приятно работать, и не страшно стремительно лететь в будущее.
Сочи, Краснодарский край
Комментарии