Как воспитать школьников не только умными, но и свободными, ответственными людьми? Этот вопрос волнует не одних педагогов. В Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев призывает создать «современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда». При этом предлагаемая президентом модернизация должна быть – впервые в российской истории! – основана «на ценностях и институтах демократии».
Возможно, президент пока не знает, что в рамках одной отдельно взятой школы – Московской международной гимназии, что на 3-й Владимирской улице, – такая работа ведется уже два десятилетия. Еще на излете советской власти, в конце восьмидесятых годов, Татьяна Николаевна Гуменник, став директором ММГ (тогда она называлась средней школой №78 с углубленным изучением английского языка), задумалась о том, как заполнить возникший идеологический вакуум и найти замену отжившим пионерско-комсомольским структурам. Она пришла к выводу, что успешно воспитывать и развивать школьников можно на основе демократических принципов мирового сообщества и Организации Объединенных Наций.
Но как воплотить эту мечту в жизнь? Российская ассоциация содействия ООН помогла начать работу. На первом этапе школьникам понадобилось изучить структуру этой всемирной организации, узнать ее цели и задачи, прочитать и осмыслить основные документы. На классные часы к ребятам стали приезжать российские и зарубежные дипломаты, сотрудники МИДа, представители штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. В учебном плане общественно-гуманитарного цикла гимназии появился спецкурс «Структура, цели и основные вопросы, решаемые ООН».
Новаторские шаги директора сразу же оценили ученики. Не один, не два отличника, а целые классы живо заинтересовались идеями и принципами Организации Объединенных Наций. Ребята стали занимать призовые места в городских, региональных, всероссийских и даже международных конкурсах и программах, которые проводили органы ООН. В 1992 году гимназия стала членом САШ ЮНЕСКО и по результатам деятельности удостоилась чести представлять Россию на Всемирном съезде ассоциированных школ ЮНЕСКО в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в феврале-марте 1995 года вместе с 49 другими школами мира.
Видя несомненные успехи учащихся, гимназия решила пойти дальше: подготовить и провести конференцию «Модель ООН», пригласив к участию в ней не только московских школьников, но и студентов. А приурочили эту конференцию к Дню прав человека, который отмечается ежегодно 10 декабря.
Что же такое – Модель ООН? Это серьезная интеллектуальная ролевая игра высокого уровня, в ходе которой старшеклассники имитируют работу одного или нескольких органов Организации Объединенных Наций: Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и социального совета, Комитета по правам человека. Проблема для обсуждения, реально существующая в мире, выбирается заранее. Ее согласовывают с МИДом России, Российской ассоциацией содействия ООН. Только после этого команды участников начинают изучать ее, собирать материалы, причем каждая команда представляет во время игры определенную страну – члена ООН. Конечно, здесь не обойтись без знаний основ международного права, политологии, новых информационных технологий, речевого и делового этикета.
Первая Модель ООН состоялась в Московской международной гимназии 10 декабря 1990 года. В ней приняли участие команды московских школьников и студентов. Актовый зал ММГ оформили под интерьер зала заседаний Совета Безопасности в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. На открытие Модели ООН приехали почетные гости из МИДа РФ, различных структур ООН, представители городских властей и руководители Департамента образования Москвы. Два дня участники ролевой игры обсуждали тему «О положении в Камбодже» – выступали, спорили. Пресс-центр Модели ООН тут же публиковал горячие новости в специальном информационном бюллетене. Под конец игры была принята общая резолюция, текст которой направили в штаб-квартиру ООН.
Модель ООН произвела большое впечатление: и на самих ее участников, и на почетных гостей. Один из них, глава Объединенного представительства ООН в России, региональный представитель Верховного комиссара ООН по делам беженцев Хуан Амунатеги, отметил, что это мероприятие – хорошая подготовка к будущей жизни и карьере, вне зависимости от того, будет она связана с ООН или нет, и что, играя, ребята учатся лучше понимать друг друга, уважать мнение оппонента.
Новость об успешном проведении первой Модели ООН дошла до самых высокопоставленных сотрудников штаб-квартиры Организации Объединенных Наций. 2 апреля 1994 года во время официального визита в Москву Московскую международную гимназию посетил Генеральный секретарь ООН Бутрос Б.Гали.
В 1995 году старшеклассники ММГ с успехом участвовали в четырех международных конкурсах и пяти проектах, посвященных 50-летию ООН. Особо запомнились ребятам и сопровождавшим их учителям ролевые игры в двух международных моделях ООН – в Далласе (США) и Гааге (Нидерланды), научно-практическая конференция в школе ООН в Нью-Йорке. С тех пор регулярное участие в международных Моделях ООН в разных странах стало для старшеклассников Московской международной гимназии доброй традицией.
Но, выйдя на международный уровень, став признанным лидером школьного ооновского движения, Московская международная гимназия не стала довольствоваться достигнутыми успехами. В апреле 1996 года на базе начальных классов ММГ открылась Мини-ООН школа – единственная не только в России, но и во всей Европе. С первого класса в школьное расписание включен урок «Мы и ООН». Первоклассники вместе с классным руководителем выдумывают сказочную страну, которая становится частью настоящего государства – члена ООН. Вместе решают, как назвать ее, выбирают цвета «государственного» флага, рисуют варианты герба, с помощью родителей сочиняют гимн. У каждого первоклассника появляется «национальный» паспорт с фотокарточкой, в котором несколько страниц оставлено для «виз». Эти «визы» им ставят при посещении соседних классов – «дружественных стран». Детям шьют национальные костюмы, в которых они выступают с оригинальной программой на специальном празднике – Дне Мини-ООН школы, где первоклашек торжественно принимают в ряды Мини-ООН. Начавшись в актовом зале, праздник заканчивается в классах чаепитием с национальными блюдами.
Так, с первого класса – сначала в игровой, а затем уже во все более и более серьезной форме гимназисты усваивают принципы ООН, обычаи и традиции разных стран мира, свои права и обязанности, права человека. И потому неудивительно, что, когда наступает возраст для участия в Модели ООН, от желающих старшеклассников нет отбоя. Так, если в первой Модели ООН участвовали 107 учеников, то в девятнадцатой, прошлогодней, – уже 346. Растет и число гимназий, лицеев и школ, желающих участвовать в этих ролевых играх: с десяти в 1990 году до тридцати двух в 2008-м.
Юбилейная, двадцатая школьная Модель ООН посвящена сразу нескольким темам. На заседаниях Генеральной Ассамблеи обсуждается вопрос «О коллективных мерах по искоренению торговли людьми», на Совете Безопасности – «Нераспространение оружия массового поражения», в Экономическом и социальном совете – «О смягчении последствия мирового финансового кризиса для наименее развитых стран».
За двадцать лет разработанная Московской международной гимназией Модель ООН доказала свою состоятельность и важность для молодого поколения россиян. Старшеклассникам и в голову не приходит воспринимать дни, проведенные в этой ролевой игре, как официально разрешенный прогул уроков. Ведь цель Модели ООН – не только расширить кругозор и поупражняться в ораторском искусстве, а прежде всего сформировать и развивать мыслящих, умеющих отстоять свою точку зрения взрослых людей – граждан свободной демократической страны. Чем больше удастся воспитать таких личностей, тем быстрее воплотятся в жизнь пожелания Президента России, высказанные им в Послании Федеральному Собранию: «Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей».
Комментарии