search
main
0

К новым урокам и переменам готовы. Современное образование построено на командной работе управленцев, педагогов, учеников и родителей

Каждый учитель знает и гордится «своими» детьми едва ли не больше самих родителей. От первого звонка до линейки в 11-м классе они вместе решают общую задачу, вместе учатся. Об успехах и проблемах детсадов и школ, о том, что сегодня является главным в обучении детей и чему предстоит учиться самим педагогам, рассказал и. о. министра образования Оренбургской области Вячеслав ЛАБУЗОВ.

– Вячеслав Александрович, наша беседа проходит в канун профессионального праздника – Дня учителя. Расскажите, какие они, учителя Оренбуржья?  – Знаете, Оренбуржье всегда славилось своими педагогами. Навечно в летопись добрых дел вписаны имена народного учителя СССР Николая Климентьевича Калугина, Героя Социалистического Труда Тамары Федоровны Родиной, заслуженного учителя школы РСФСР Виктора Михайловича Барбазюка и многих других. Эстафету самоотверженного отношения к обучению и воспитанию детей и молодежи приняли и достойно несут учителя нынешнего поколения. Сегодня в общеобразовательных учреждениях области работают замечательные, творческие педагоги, реализуется множество образовательных программ и инициатив. Педагогическое сообщество региона насчитывает более 55 тысяч учителей, воспитателей, преподавателей, руководящих работников, около 500 из них имеют государственные награды, более 8 тысяч – награды правительства и министерства образования области. Благодаря серьезной поддержке правительства Оренбургской области, личной заинтересованности в развитии образовательной отрасли главы региона Юрия Берга, который, кстати, имеет педагогическое образование, работал директором школы, у нас выстроена разноплановая система поощрения учителей за качественную работу. Например, именно Юрий Александрович ввел традицию дарить автомобили лучшим педагогам области. За последние пять лет 222 учителя получили машины. Кроме того, отдельно мы поощряем тех, кто подготовил призеров и победителей всероссийских олимпиад, выплатами от 10 до 30 тысяч рублей. Премии в размере 25 тысяч рублей вручаем педагогическим работникам, подготовившим стобалльников. В области проводятся конкурсы «Учитель Оренбуржья», «Лидер в образовании Оренбуржья», призовой фонд каждого в последние годы составляет более миллиона рублей. Молодым учителям в муниципалитетах выплачивают подъемные, производят ежемесячные доплаты. Педагогам, проживающим в сельской местности, возмещаются расходы на ЖКХ, предусмотрены льготные программы по улучшению жилищных условий. Сейчас, например, планируем запустить в сельских территориях новый проект – «Учительский дом», предполагающий строительство модулей, совмещающих в себе жилье для педагога и оснащенные учебные классы. Надеемся, что эта инициатива найдет живой отклик в муниципалитетах, которые заинтересованы в сохранении малокомплектных школ.Мы вкладываем серьезные деньги в обучение и повышение квалификации педагогов. Только за последние два года направили на это колоссальные средства – более 100 миллионов рублей. Сегодня и сами учителя готовы повышать свой образовательный уровень, ведь профессиональная гордость не позволяет давать знания ниже современных стандартов. Серьезное внимание уделяем тем сельским школам, где из-за отсутствия специалистов одному учителю приходится преподавать сразу несколько предметов. Я всегда говорил и говорю: качество образования страдать от этого не должно! Ребенок не виноват, что родился в селе, и он не должен быть в положении худшем, чем городской школьник. Около трети мы обучаем дистанционно, причем это касается и педагогов, и учеников. В некоторых муниципалитетах придумали и другие варианты: например, в Новосергиевском районе в такие школы командируют учителей-методистов, которые оказывают помощь своим коллегам.Повышение квалификации – уже годами отработанный процесс. В 2014-м мы посадили за парты всех учителей иностранных языков. Сейчас совместно с высшей школой работаем над тем, чтобы на курсах были именно носители языка. Ведь язык, как живой организм, постоянно развивается, и обновлять знания нужно постоянно. А лучших педагогов обязательно будем направлять на стажировку в другие страны. Интересен тот факт, что по данным социологического опроса 70 процентов родителей уже отметили рост мастерства учителей. Подтверждением стали и итоги ЕГЭ в 2014 году – с главным испытанием справились на «отлично». У нас 93 стобалльных результата. Собственный рекорд прошлого года не побили – тогда в Оренбуржье было 160 стобалльников. Но на общероссийском уровне смотримся очень достойно. Это свидетельствует о том, что наши учителя овладели методикой подготовки, а ученики мотивированы на высокий результат.Второй знаковый показатель – победы на олимпиадах всероссийского и международного уровней. В прошлом году половина наших ребят вернулись победителями или призерами престижных соревнований. В этом году – 60 процентов! Это лучший результат, который показала Оренбургская область за все время существования олимпийского движения, учитывая и советский, и постсоветский период. – На федеральном уровне сегодня активно обсуждают реформу дошкольного образования. Есть какие-то изменения у вас? – С вступлением в силу нового Закона «Об образовании в РФ» мы рассматриваем дошкольное образование как часть общего. Задача стоит не только обеспечить присмотр и уход, но и всестороннюю подготовку будущих первоклассников. С 1 сентября начал действовать федеральный стандарт дошкольного образования. Это достаточно серьезное реформирование всей системы: новые требования предъявляются к оснащению детского сада, к методикам, к подготовке воспитателей и заведующих. На базе института повышения квалификации Оренбургского государственного педагогического университета действует опорная площадка, и могу с уверенностью сказать, что в этом учебном году каждый второй воспитатель сядет за парту. Не раз и не два придется побывать в учебной аудитории, посетить другие детские сады, чтобы поделиться опытом и перенять наработки коллег. А результаты будут оценивать родители. В конечном счете, после того как будет ликвидирована проблема нехватки мест – а мы планируем полностью закрыть ее в области к концу 2016 года, – мамы и папы будут «голосовать ногами». То есть отведут ребенка в лучший детский сад. Родителей уже нельзя назвать потребителями, сегодня они заказчики образовательных услуг. Если говорить о ликвидации очередности в детские сады, то только в 2013 году на эти цели в Оренбуржье было потрачено 1,5 миллиарда рублей. Всего за последние четыре года мы ввели более 20 тысяч новых мест, полностью закрыв проблему для категории детей в возрасте от трех до семи лет. – На хорошие оценки учеников влияет не только учеба, это еще и оснащенность школы, условия, в которых приходится заниматься. Как обстоит дело в школах Оренбуржья? – За четыре года мы капитально отремонтировали более половины школ. Причем многие из них не знали ремонта с 90-х годов. Сейчас это, по сути, полностью обновленные здания, оснащенные современным учебным оборудованием. Скажу откровенно – по каждой проблемной школе и у меня, и у Юрия Александровича Берга есть информация о состоянии ее материально-технической базы. К 2017 году мы должны отремонтировать все учебные заведения – такую задачу перед нами поставил губернатор. Уже год отучились ребята в новой школе в Авиагородке в Оренбурге. В этом учебном году мы открыли еще одну школу почти на тысячу мест в 18-м микрорайоне областного центра. Сегодня руководство области жестко следит за тем, чтобы новые микрорайоны были полностью оснащены социальной инфраструктурой, а детсады и школы здесь имеют первостепенное значение. Более 500 миллионов рублей в этом году мы вложили в ремонт учебных заведений. – Какие еще задачи вы ставите на новый учебный год? – Во-первых, обязательные – они определены изменениями, которые внесло федеральное министерство образования. Так, в декабре учащиеся по желанию будут писать сочинение. Мы совместно с преподавателями Оренбургского государственного педагогического университета уже выработали алгоритм подготовки учителей-словесников. Но самое трудное, что нам предстоит, – приучить детей читать. Согласитесь, сочинение нельзя написать только по чужим мыслям и подсказкам, без глубокого осмысления произведения. Большая работа предстоит математикам, физикам… Но если разобраться, даже удержать планку на прежнем уровне – это уже новая и непростая задача. Ведь, несмотря на педагогический опыт и прошлые наработки, ребята-то придут другие. И наша главная задача – дать им качественные знания!Я хотел бы поздравить всех педагогов Оренбуржья с профессиональным праздником, поблагодарить их за самоотверженный труд, за высокий профессионализм в работе и неуклонное желание совершенствоваться, идти в ногу со временем и обгонять его в инновационном развитии, за доброту сердец, отдаваемую ученикам и воспитанникам. Успехов всем вам, здоровья, счастья и благополучия!Цифры и фактыОбщее  образование     В Оренбуржье более 900 общеобразовательных школ, в том числе:11   школ с углубленным изучением отдельных предметов;21  гимназия;23  лицея;кадетская школа-интернат  им. И.И.Неплюева;Губернаторский лицей для одаренных детей Оренбуржья.    Общее  количество  обучающихся  –  более  200 тыс.  человек.    В общеобразовательных организациях области работают более  55  тысяч  педагогических работников, в том числе 17,3  тыс. учителей. 86% учителей имеют квалификационные категории, в том числе:52% – первую категорию;18% – высшую категорию.Дошкольное образование    В регионе  793 детских сада для 93,7 тысячи воспитанников;    7 общеобразовательных организаций «Начальная школа – детский сад» для 378 детей;    176 дошкольных групп (в 122 школах) для 3,2 тыс. детей;    742 группы кратковременного пребывания для 11,5 тыс. детей.Дополнительное   образование    В системе дополнительного образования детей  114 учреждений, половина из них – многопрофильные;    9,9 тыс. работников, в том числе 49% – совместители;    249 тыс. воспитанников;    240 ежегодных областных массовых мероприятий с общим охватом более 200 тыс. человек;    1500 воспитанников ежегодно принимают участие более чем в 170 мероприятиях международного и всероссийского уровней;    68% становятся победителями и призерами.Специальное образование    В Оренбургской области 3 специальные коррекционные школы-интерната для 209   детей-сирот;    3 школы для детей с нарушениями слуха;    2 школы для детей с нарушениями зрения;    1 школа для детей с нарушениями речи;    1 школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;    12 организаций для детей с проблемами умственного развития, где обучается 1,3 тыс. детей;    общее количество  учителей и воспитателей   – 1,7 тыс.  человек.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте