search
main
0

К новому учебному году готовы. Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования

Правительство Москвы на своем заседании обсудило итоги работы столичной системы образования в нынешнем учебном году и ход подготовки к началу нового учебного года.

Заканчивается еще один учебный год, который был ознаменован чередой системных изменений в области образования, направленных на создание необратимых условий, обеспечивающих стабильность и развитие процессов модернизации столичного образования. Результаты системы образования города складываются из результатов работы каждого образовательного учреждения, каждого учебного округа.

1 сентября в наши учреждения придут в 1-й класс 69 тыс. 500 учеников (для этого года характерно, что 73% первоклассников – воспитанники детских садов). В 10-й класс мы примем всех желающих, закончивших 9-й класс, их 67650 человек. Всего в первых-одиннадцатых классах будут обучаться 747540 учащихся. (Если сравнить с 2000 годом, то это на 220 тысяч учащихся меньше.)

В новом учебном году будет сформирована сеть учреждений профессионального образования, включающая в себя 89 колледжей, техникумов, в том числе 14 педагогических. В общей сложности в колледжах и техникумах будет осуществляться подготовка рабочих кадров по 127 профессиям и по 111 специальностям. 1 сентября планируется принять на обучение в профессиональное образование 31399 человек, а всего в этой системе будут обучаться 83248 человек. В вузы будут приняты 3275 студентов.

Мы предполагаем открыть 20 центров игровой поддержки ребенка для детей с 6 месяцев до 3 лет, эти центры (их сейчас уже 43) пользуются огромным спросом у родителей; 10 лекотек для детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети не могут посещать существующие дошкольные образовательные учреждения, поэтому сотрудники лекотек выезжают к детям на дом. Сейчас в Москве работают 45 таких лекотек.

В настоящее время заканчивается разработка нормативной базы для создания новых форм дошкольного образования. Среди них: семейный детский сад – дошкольная группа по месту проживания многодетной семьи для поддержки материнства и детства; группа для детей со сложной структурой дефекта. В последнее время увеличилось количество детей, имеющих разнообразные проблемы в развитии, которые не подпадают под существующую разновидность групп компенсирующего вида. Например, группа для детей с аллергодерматозами – таких детей становится все больше, и они по состоянию здоровья не могут посещать массовые детские сады.

В основной школе будут созданы два центра социально-трудовой адаптации и профориентации в Юго-Западном округе; 3 кадетских образовательных учреждения в Северном, Восточном, Северо-Восточном округах; центр психолого-педагогический реабилитации и коррекции в Юго-Восточном, Северо-Западном, Центральном, Южном, Юго-Западном, Северо-Восточном округах. Получат дальнейшее развитие школы полного дня. Для выпускников-сирот в системе профессионального образования откроется центр социальной и трудовой адаптации. В районе Кожухово (Восточный округ) 1 сентября распахнет свои двери прекрасная школа-интернат здоровья для 110 детей-сирот.

В соответствии с поручением мэра Москвы Юрия Лужкова ведется активная работа по созданию проекта «Школа будущего». Сегодня этот проект стал интересным практически для всей педагогической, родительской, ученической общественности. Для обсуждения модели такой школы проведены ученический интернет-форум, городское родительское собрание, научно-практическая педагогическая конференция. С 1 сентября комплексная реализация модели начнется на базе школы-новостройки №2030 Центрального округа, а отдельных моделей – на базе 34 школ различных округов. Рабочая группа во главе с префектом Зеленограда Анатолием Смирновым и ректором Института открытого образования Алексеем Семеновым подготовила к открытию «Школы информатизации», которые начнут работу в каждом округе.

Для дальнейшего развития системы образования с 1 сентября вводится новый московский базисный учебный план, который обеспечит дифференциацию и индивидуализацию обучения на старшей ступени школы за счет введения профильного обучения, развития вариативности системы образования путем изучения укрупненных образовательных областей вместо отдельных предметов. Особое внимание в московском базисном учебном плане будет уделено изучению иностранных языков. С 1 сентября в Москве в 15 школах дети будут изучать японский язык, во всех общеобразовательных школах вместо двух часов иностранного языка будет три часа, начиная со второго класса продолжится работа по вхождению московских школ в международные программы – школы ЮНЕСКО и Международный бакалавриат, деятельность Восточного округа по совместному проекту с Финляндией.

В каждой школе будет открыт спортивный клуб, что позволит охватить разными видами спорта более 60% учащихся. В новом учебном году начнется внедрение системы сдачи нормативов ГТО.

В базовый компонент содержания образования 10-11-х классов вводится предмет – «Экология и устойчивое развитие», разработанный авторским коллективом под руководством Геннадия Ягодина. Мы ведем подготовительную работу совместно с НИИ всеобщей истории Российской академии наук по введению с 1 сентября факультатива для старшеклассников – «Религия мира» по недавно созданному учебнику.

В рамках программы «Год ребенка» в этом предстоящем учебном году, обеспечивая доступ школьников к образовательному интернету, Департамент образования планирует развернуть такие направления работы, как:

– развитие системы дистанционного дополнительного образования для детей-инвалидов;

– работа с одаренными детьми;

– дистанционное профильное образование;

– дистанционная подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену по русскому языку и математике;

– дистанционная помощь учащимся из социально-незащищенных семей, испытывающим трудности в усвоении школьной программы;

– использование кадрового потенциала профильных языковых школ и привлечение носителей языка для повышения качества преподавания иностранных языков, включая восточные, за счет использования дистанционных технологий;

– создание и запуск системы дистанционного компонента повышения квалификации.

Работа Москвы над этими проектами может стать с точки зрения создания образовательных ресурсов существенным вкладом в приоритетный национальный проект «Образование».

Большое внимание мы уделили профессиональному образованию. Департамент готовит вместе со всеми заинтересованными структурами Правительства Москвы, работодателями и профсоюзами городскую целевую программу. В июне она будет вынесена на обсуждение Правительства Москвы.

В этом году значительное внимание уделено подготовке материально-технической базы учреждений профессионального образования (капитальный и текущий ремонт, благоустройство территорий), нарастающими темпами идет финансирование приобретения учебного и торгово-технического оборудования, компьютерной техники и учебной мебели.

Учитывая, что острой проблемой стала нехватка мастеров производственного обучения, мы планируем реорганизовать Московскую академию делового администрирования в Московскую городскую инженерно-педагогическую академию.

С 1 сентября в системе образования начнут свою деятельность более 235 тысяч человек: 151 тысяча педагогических работников, в том числе около 63 тысяч учителей. Мы предполагаем, что нам потребуется к началу учебного года 1356 учителей начальных классов, английского языка, русского языка и литературы, физического воспитания и информатики. В учреждениях профессионального образования недостает 103 преподавателя специальных предметов. В дошкольные учреждения надо направить 834 воспитателя. Восполнение указанной потребности предполагается за счет выпускников городских педагогических вузов и колледжей, выпускников федеральных и региональных педагогических вузов, а также непрерывной педагогической практики студентов старших курсов педагогических вузов.

Безопасность образовательных учреждений в новом учебном году будет обеспечиваться установленными повсеместно кнопками экстренного вызова милиции, охраной, а также видеонаблюдением в 619 учреждениях.

В 29 учреждениях работает вневедомственная охрана, в 522 учреждениях за счет средств городского бюджета – ЧОПы, и в 67% учреждений работа ЧОПов оплачивается за счет родительских средств, в учреждениях дошкольного образования есть также штатные сторожа.

В области противопожарной безопасности в 100% учреждений будет смонтирована автоматическая пожарная сигнализация, в 40 учреждениях сделан вывод сигнала о пожаре на пульт «01», в 50% учреждений – система оповещения о пожаре, будет произведен демонтаж глухих и распашных решеток во всех учреждениях.

В 2007 году планируется построить 28 школ и 5 блоков начальных классов, в том числе за счет средств городского бюджета – 20 школ и 4 блока начальных классов. Но, к сожалению, к началу нового учебного года планируется ввести всего лишь 5 школ. Сегодня складывается крайне неудовлетворительная ситуация со строительством школ. По 2 школам и 1 пристройке до сих пор не определены подрядные организации, к строительству 8 школ и 2 пристроек строители практически еще не приступали, по 100 детским садам, которые планируем ввести в этом году, конкурсы проведены на 91 объект, строители вышли на площадки, но работы подготовительного периода ведут только на 24 объектах.

К новому учебному году будет проведен комплексный капитальный ремонт 23 зданий, выборочно – 46 зданий, текущий – 350 зданий, кроме того, будут отремонтированы 84 кровли, 55 фасадов, в 148 учреждениях заменят системы отопления и водоснабжения, в 243 учреждениях – проведут комплексное благоустройство территории, в 112 учреждениях восстановят наружное освещение. Я должна сказать, что с капитальным ремонтом складывается тяжелое положение. В системе образования 4215 зданий, в 1543 зданиях (36,6% от общего числа) капитальный ремонт не проводился более 30 лет. 3 школы сегодня из-за аварийного состояния закрыты и не эксплуатируются с 2006 года (школа №1137 в СВАО, школы №622 и №1652 в ЦАО). Сейчас эти учреждения включены на разработку проектной документации с началом строительства новых зданий на месте сноса в 2008 году.

В предыдущие 10 лет на проведение капитального ремонта выделялось около 1 млрд. 200 млн. рублей, это составляло 20-30% от потребности, и только в 2007 году на эти цели выделено 2 млрд. 249 млн., что составило 64% от потребности.

В соответствии с заявкой Москвы на участие в конкурсе субъектов Российской Федерации, а по итогам этого года Москва признана лидером в системе образования России, на нее возложены функции консультативные, базового региона, и мы должны сделать в этом году очень много. Во-первых, создать новую отраслевую систему оплаты труда, ориентированную не на количество часов, которые есть у учителя, а на качество работы. Во-вторых, завершить перевод всех образовательных учреждений, включая школы-интернаты, на нормативное финансирование, увеличить количество общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно.

Для расширения общественного характера управления планируем создать в каждом образовательном учреждении общественно-государственные органы самоуправления, сайт, ввести в практику публичные отчеты школы об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. Наконец, нам необходимо разработать информационную модель московского городского регистра качества образования.

Мы увеличим долю выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию по математике до 40%, введем аналогичную систему аттестации по русскому языку в 9-х классах, увеличим до 13 число предметов, по которым выпускники 11-х классов смогут сдавать единый государственный экзамен. Всего ЕГЭ охватит 98% выпускников.

Этот год насыщен важнейшими событиями: Год русского языка, Год чтения, Год ребенка, Год 860-летия Москвы. Все эти даты найдут отражение в учебно-воспитательном процессе. 1 сентября по традиции, когда мы объявляем обязательно какую-нибудь тему, первым уроком будет урок чтения, посвященный 860-летию Москвы.

В дни празднования Дня города в округах будут открыты площадки, на которых наши дети будут читать свои стихи, читать стихи самых любимых своих поэтов, читать лучшие произведения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте