Группа вооруженных террористов захватила 56-ю школу города Омска. Ученики и преподаватели, находившиеся в здании, объявлены заложниками. Под угрозой расправы бандиты выдвинули политические требования. Немедленно были подняты по тревоге сотни сотрудников областных управлений Федеральной службы безопасности, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, батальоны Омского военного гарнизона, специальная техника. Координацию действий по проведению операции осуществлял оперативный штаб Национального антитеррористического комитета в Омской области, возглавил который начальник Управления ФСБ РФ по Омской области.
Дети-заложники не заплакали. И даже не испугались. Ведь крупномасштабные антитеррористические учения в школах Омска проходят регулярно. Отрабатывается слаженность действий правоохранительных органов с представителями власти и другими структурами. Заодно проверяется действенность схемы оповещения, оперативности сбора на месте, готовности сил, снаряжения и оборудования для локализации и минимизации последствий теракта. Как объявил на линейке после завершения учений генерал-майор Расим Гирфанов, педагоги и ученики действовали столь же четко, сколь и боевые группы.
Такие тренировки – школьные и межшкольные – превратились для детей в занятие не менее увлекательное, чем когда-то игра «Зарница». Но серьезное. Шуток себе никто не позволяет, и об этом Илья Владимирович Дубин, директор Департамента образования Омска, предупреждает особо, убедившись на своем опыте, как может быть опасен неуместный юмор. Дело в том, что в начале своей педагогической деятельности, в 90-х годах, на подобной тренировке ему досталась роль радиодиктора. Воспитанный в советское время, он автоматически начал произносить тревожный текст голосом Левитана. Учителя, тоже воспитанные в советское время, решили, что началась война. Тренировка прошла, как говорится, на высоком боевом и моральном уровне, но педагоов еще долго потряхивало.
– Не надо пугать людей, – говорит Илья Дубин. – Тренировки проводятся не с целью устрашения, а с целью готовности, скорее даже на бессознательном уровне. Это своеобразная «прививка» от страха. Если есть на свете терроризм, ураганы и пожары, надо, чтобы дети их не боялись, а выработали четкий алгоритм действий. Умение вести себя в чрезвычайных ситуациях вообще помогает в жизни.
Темы показных объектовых тренировок разнообразны: это действия при возникновении пожара, при сообщении о техногенных авариях на близлежащих предприятиях, при обнаружении подозрительных предметов или звонке о минировании. Особенно остро в последнее время встал вопрос с возникновением угрозы минирования зданий школ. Собственно, мины не были обнаружены ни разу, но звонить в милицию с ложными сообщениями народ не устает. Как ни странно, большинство телефонных хулиганов оказываются далеко не школьного возраста. «Хорошая тренировка, – заметила Светлана Гребнева, директор школы №68, которую, как и многих коллег, в свое время постигло такое несчастье, – уже через 5 минут все дети организованно покинули здание школы. И это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Кто-то глупо пошутил, а из-за этого был сорван учебный процесс.
Департамент образования Омска разработал специальные инструкции для руководителей учреждений образования по действиям в ситуациях при звонках о минировании зданий школ. Провели дополнительные занятия с персоналом учреждений по действиям после анонимного звонка. В планы проведения итоговых объектовых тренировок включены вопросы по действиям администрации образовательных учреждений в различных условиях обстановки как мирного, так и военного времени.
– Вся эта работа дала положительный эффект, – говорит директор Департамента образования. – Результаты учений в учреждениях образования по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций дают основание считать, что большинство руководителей понимают необходимость серьезного подхода к решению задач безопасности. Проверки, проведенные представителями управления внутренних дел, показали, что планирование, объем и последовательность выполнения мероприятий, направленных на противодействие террористическим актам, в учреждениях образования отвечают самым высоким требованиям.
Впрочем, используя медицинскую терминологию Дубина, в Омске быстро поняли, что только «прививками» безопасность школ и детсадов не обеспечишь. Катастрофы в самом деле сродни болезням, а потому лучшее средство от тех и других – профилактика. Ее и начал в плановом порядке мэр Омска Виктор Шрейдер, вступив в должность в 2005 году.
– У безопасности ведь два фактора – человеческий и технический, – объясняет Дубин. – К счастью, мы не пошли по одному пути. Понятно, что в школе нужна охрана. Но на собственном опыте мы дошли до того, что охранников из школы… убрали. Очень дорого их, как бы сказать, существование в учебном учреждении, а главное, бессмысленно. Охранники не выполняли свои функции, несмотря на обещанный профессионализм. Даже педагогов в лицо не помнили, не то что детей. И уже в 2005 году мэр принял решение – укомплектовать школы «тревожными» кнопками. Сделали единым порывом. Совсем другое дело – и над душой никто не стоит, не пугает, и в течение трех-десяти минут в случае нужды на месте оказываются специалисты. Правда, сторожа тоже стали другими – директора стараются теперь принимать на работу не вечно дремлющих старушек, а мужчин, предусматривая им кое-какие доплаты. Интересное начинание – «школьный инспектор милиции», новая должность, введенная в омском УВД. Пока они у нас только в трех школах – в качестве эксперимента. Но «тревожную» кнопку это не отменяет, заметьте. Пока школьных милиционеров только трое на всю область, но если эксперимент окажется удачным, в каждой омской школе появится свой инспектор. Тут больше все же психологический фактор – ученики говорят, что с появлением инспектора в школе стало спокойнее.
Когда-то в советские еще времена все детские учреждения были ограждены. Постепенно школьные территории превращались в пустыри – заборы граждане выламывали и даже «вываривали» для дачных нужд, по заброшенным грядкам и клумбам пролегли «народные тропы». Спохватившись, директора пытались поставить хотя бы бетонные блоки на пути автомобилей, но все казалось бесполезным. Блоки в лучшем случае объезжали прямо по цветам, в худшем – выламывали из асфальта. В 2006 году Департамент образования поставил вопрос перед администрацией города ребром. Тем более что к безопасности добавилась и «земельная» проблема. Ведь школьный участок – это земля, она должна быть чьей-то, кто-то за ней должен ухаживать, а горсовет вознамерился привести-таки Омск в порядок, возродив былую славу города-сада. И Департамент образования начал работу по ограждению территорий муниципальных образовательных учреждений. С тех пор были изготовлены и установлены заборы 122 школ и детсадов на сумму 68,5 миллиона рублей. Осталось еще немало – на полное и окончательное ограждение детей от посторонних требуется 63,8 миллиона. Но, во-первых, на достигнутом останавливаться Дубин не собирается, и мэр его в этом поддерживает.
– Ограждение – это не только защита от чужих, но и некая организация территории, – считает Илья Дубин. – Я убеждал в этом горсовет, когда просил денег. И ведь оказался прав. Знаете, сколько было проблем, когда готовились ко Дню города в августе? Как раз сдали новый микрорайон, а мы оборудовали бульвар Заречный, где на километр – три школы и два детсада. На каждый день график работы составили, спешили. И каждый день график приходилось ломать, потому что граждане ломали только-только сделанное. И ведь взрослые люди-то, как выяснилось, живущие поблизости – мы специально милицию привлекли. А мы опять копали, варили, ремонтировали. Этим пытались показать омичам – давайте жить в чистоте и красоте, которые можем творить сами. Школьные дворы теперь изменились, похорошели: летом цветов много, площадки спортивные в порядок приводятся, фасады зданий начали ремонтировать. Уже никому в голову не приходит через школьные дворы ходить, даже если калитки открыты. Все, как и должно быть – детское учреждение несет культуру в массы.
Если говорить о техническом факторе безопасности, то это еще и системы АПС, которыми теперь оборудованы все 374 учреждения образования Омска. В 126 школах и детсадах в этом году их будут обновлять. Недавно, в конце января, случилось ЧП, после которого уже никому не надо доказывать, что АПС необходима. Перед самым началом занятий в общеобразовательной школе №23 произошел пожар. Система сигнализации сработала моментально, сразу же оповестив МЧС и руководство школы о случившемся. Именно благодаря этому оперативно и без паники организовали эвакуацию детей. На место происшествия выехало шесть пожарных расчетов. Из-за большого задымления огнеборцам пришлось выбивать стекла на первом этаже здания. Но разбитыми стеклами и закопченными партами ущерб, нанесенный школе, ограничился. Дети приступили к занятиям уже через неделю.
– Меня приятно удивило отношение детей, – признался Илья Дубин. – Вместо того чтобы радоваться – на уроки не надо, старшеклассники собрались в школе. Я было стал директора ругать – зачем детей собрали, еще дым не совсем выветрился. А оказалось, сами прибежали – отмывать классы. Обеспечение безопасности, как ни странно, имеет и воспитательное значение. Власти заботятся о школах, дети видят это, чувствуют, и следуют примеру старших. Конечно, тут не только АПС и ограждения сыграли роль. Но и ремонт бассейнов, к примеру. Их в омских школах около пятидесяти. Было. Сейчас большинство неработающие. Принято решение в этом году отремонтировать и запустить все! Представляете, какие это деньги? Только в 148 школах ремонт обошлся в 7 миллионов, в 140, где бассейны сохранились лучше, – в два раза меньше. Ведь не дырки латаем, а по-настоящему делаем модернизацию.
Комментарии