search
main
0

К морю, к Чехову, к друзьям. В Таганроге в восьмой раз прошла межрегиональная зимняя школа «Учитель года»

Новый год принято отмечать в семейном кругу. В начале января школьники и учителя из различных уголков России собрались в свой семейный круг – зимнюю школу «Учитель года», которая по традиции проходит во время зимних каникул.

Межрегиональная зимняя школа «Учитель года» – проект, разработанный «Учительской газетой» и межрегиональным клубом «Учитель года», а в этом году его поддержали Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования и Управление образования города Таганрога.В основу проекта положена идея: создать школу, в которой будут преподавать участники конкурса «Учитель года». Но поскольку они работают в разных регионах России, то такая школа возможна только как временный учебный коллектив. Каждый регион, участвующий в программе, присылает делегацию, состоящую из учителя года или других творчески работающих учителей, а также группы школьников 8-11-х классов. Каждый учитель привозит с собой урок. Этот урок может быть внепрограммным, основная задача учителя – сделать свой предмет максимально интересным для ученика.У зимней школы две основные задачи. Во-первых, силами учителей года по-новому раскрыть для учеников хорошо известные им школьные предметы. Во-вторых, зимняя школа – это площадка для широкого обмена педагогическим опытом. Все уроки и мастер-классы открыты для учителей того региона, в котором проводится программа.Так, в этом году учителя Таганрога смогли увидеть уроки творчески работающих коллег из 16 регионов России. Уроки были потрясающими, с них ученики выходили эмоционально возбужденными и еще долго обсуждали увиденное и услышанное. Созданный по такому принципу временный учебный коллектив функционирует всего пять дней в году – в период январских каникул. Но даже на такой краткий срок школе учителей года нужен дом.В этом году базой зимней школы стал детский оздоровительный комплекс «Спутник», расположенный на берегу Азовского моря рядом с Таганрогом. Как сказано на сайте «Спутника», «комплекс расположен в уникальной парковой зоне с большим количеством разнообразных видов деревьев и пьянящим воздухом цветников в 50 метрах от моря. Азовское море самое безопасное для детского купания, с идеально ровным песчаным дном, с прогревом воды не ниже плюс 25 градусов». Правда, на сайте сделана оговорка, что эта информация действительна только в летние месяцы. Ну и что! Чистый  морозный воздух ничем не хуже аромата цветников, а в обогреваемых уютных номерах ничуть не менее комфортно, чем на теплом морском песочке. Тем более что море – вот оно, рукой подать! Спасибо за гостеприимство коллективу оздоровительного комплекса «Спутник»  и его руководителям.Уроки зимней школы активно посещали учителя Таганрога и Ростовской области.  В рамках зимней школы свои мастер-классы провели лучшие учителя России. В вечерние часы взрослые участники программы, как обычно, собирались вместе для обсуждения новых образовательных проектов, презентации своих педагогических идей. И конечно же, для участников зимней школы была организована широкая экскурсионно-образовательная программа. Участники программы побывали в Таганрогском краеведческом музее, в Музее градостроительства и быта, в лавке и домике Чехова, в литературном музее им. Чехова, других культурных объектах города на Азове.Инициатор проведения программы на ростовской земле – главный методист  Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Галина Михайловна Нестеренко. А координаторами зимней школы на своей родной ростовской земле стали наши хорошие друзья Надежда Михайловна Растрепина, учитель математики из Цимлянска, и Наталья Михайловна Денисенко, учитель географии из Аксайского района. День первый. Таганрог встречающийСнегом и гололедом встретил нас город на Азовском море, но мы сразу очутились в теплых объятиях друзей из Москвы, Челябинска, Новосибирска, Калининграда. Нужно было многое рассказать и о многом расспросить тех, с кем летом мы участвовали в экспедиции в Удмуртии и не виделись целых полгода. Традиционное открытие с минимальным количеством пафосных речей и прекрасными номерами воспитанников учреждений дополнительного образования города Таганрога. Каждая делегация приготовила свое представление. Адыгейцы ворвались на сцену зажигательной лезгинкой, вологодцы поразили лирическим пением, воронежцы – простотой импровизации.   Обязательный для открытия гимн собрал всех участников в большой круг: «Здравствуй, Богдо и Сатка! Южный Урал, как сказка! Балтика, Теберда! Таганрогу тоже скажем – да!»День второй. Таганрог, каким узнали его мыНачались долгожданные уроки. Нас захлестнуло волной творчества, учительского  мастерства и профессионализма. Поразил урок Владимира Нодаровича Головнера, учителя химии школы №1259 Москвы, учителя года Москвы, под названием «Что движет миром». Владимир Нодарович доказал, что все процессы в природе сводятся к закону возрастания энтропии. Химические опыты и философские посылы сделали урок законченным и дали много пищи для размышлений.Запомнился урок «Дворянин и буржуа: столкновения двух эпох» учителя истории, учителя года Тамбовской области, начальника отдела мониторинга научных конкурсов Управления  методологического обеспечения основной деятельности Тамбовского государственного университета Сергея Константиновича Лямина. Урок исторической психологии помог нам понять сущность этих сословий и мотивы поведения людей. Мы провели аналогии с нашим временем…Мы посетили прекрасное занятие Оксаны Владимировны Вережниковой, учителя года Нижегородской области, учителя химии лицея №3 города Сарова, «Свеча горела на столе». Мы разбирали записи М.Фарадея и реакции взаимодействия углеводородов с кислородом, а затем своими руками мастерили свечи с запахом кофе и мандарина. Изящный урок творчества продемонстрировала учитель литературы гимназии №14 Ейска Краснодарского края Галина Васильевна Семке. Мы ознакомились с литературными приемами: сравнением, метафорой, параллелизмом. На практике смогли применить эти приемы для написания своих творческих произведений, и у нас это очень хорошо получилось. Урок можно охарактеризовать словами Константина Бальмонта: «В моем саду мерцают розы белые, // Мерцают розы белые и красные, // В моей душе дрожат мечты веселые, // Стыдливые и страстные…»На уроке Светланы Владимировны Кобляковой, учителя года Ханты-Мансийского автономного округа, учителя географии Междуреченской школы, «В стране летучих камней» мы занимались поиском, исследованиями, изучали факты, высказывали предположения, разбирали мировую экономику и в результате на карте нашли ту самую страну летучих камней. Мы открыли много интересного и полезного, и это здорово!Далее нас ждал искрометный мастер-класс победителя конкурса «Учитель года Калининградской области-2007» учителя литературы средней школы №29 города Калининграда  Людмилы Николаевны Соколовой «Игра и мука Бориса Пастернака». Мы читали стихи, импровизировали и, конечно, влюбились в поэзию этого гениального мастера.А после  обеда мы погрузились в жизнь и историю  города Таганрога. Разбившись на шесть команд, в течение трех часов искали ответы на таганрогские загадки. Например, отыскать в Таганроге памятник, изображенный на пятисотрублевой банкноте, а заодно указать, какие неточности содержит купюра. Найти дерево любви, определить его вид и узнать, почему оно так называется. Нам понравилось сладкое задание – попасть в кулинарную достопримечательность Таганрога, известное кафе, где еще с советских времен готовят самые свежие и самые вкусные пирожные. На любимом месте встреч таганрожцев мы по старинным солнечным часам определяли разницу времени в Москве и Таганроге. Краеведческая игра «Таганрогские штучки» увлекла нас, и мы, не замечая времени, разгадывали тайны города.Приятной неожиданностью для «Кра-Кра», так ласково назвали нашу команду Краснодарского края, стали победа и суперприз. Призерами стали сборные команды Москвы, Тамбовской и Волгоградской областей.День третий. Таганрог историческийВ повседневной жизни мы не всегда объединяем понятия «красота», «природа», «здоровье».  Александр Александрович Буханистов, учитель года Новосибирской области, учитель биологии средней школы №1 р. п. Маслянино, сразу вовлек ребят в дискуссию. Мы разобрали природу по косточкам, а затем создали идеальную модель здорового во всех смыслах этого слова человека. Удивительно, но моделей оказалось много, по количеству учащихся в классе.Никогда не думали, что математика, словно поэзия, может так стремительно увлечь. На уроке учителя года Дона, учителя математики лицея № 1 города Цимлянска Ростовской области Надежды Михайловны Растрепиной мы расшифровывали  таинственную гипотезу Пуанкаре. На примере простых фигур, ленты Мебиуса мы смогли открыть великую тайну Перельмана.Следующим уроком была история. Провела занятие Марина Ивановна Никоарэ, учитель года Вологодской области, преподаватель средней школы №30 Вологды. Урок назывался  «7521 и 1812», мы сравнивали Францию и Россию в Отечественной войне 1812 года.     Как сложно и как просто удержать равновесие, если знаешь законы физики! На уроке учителя года Удмуртии, физика средней школы села Уром Геннадия Савватьевича Петрова мы ознакомились с многими хитростями инженерной мысли и на практике смогли создать фигуры, которые имеют большую устойчивость.На уроке географии Оксаны Владимировны Маляевой, учителя географии средней школы №7 города Сарова Нижегородской области, «Большая территория – зло или богатство России» мы рассуждали о проблемах и перспективах нашей необъятной Родины, сравнивали ее с другими развитыми странами. Каждому дали шанс описать свое отношение к Родине, найти минусы и плюсы. Урок пролетел как одна секунда, оставившая свой отпечаток на годы. Мы, новое поколение, должны понимать и беречь нашу Россию.      Мастер-класс победителя конкурса «Учитель года Воронежской области-2001», старшего методиста Института, повышения квалификации и переподготовки работников образования Воронежской области Натальи Сергеевны Тихоновой «Ничего не понимают» не оставил в зале ни одного равнодушного человека. Наталья Сергеевна так читала стихи Маяковского, что зал аплодировал, не умолкая. А изображение стихов гениального поэта в виде аппликации и попытка проникнуть в тайны стихов оказали огромное эмоциональное влияние. Можно с гордостью сказать, что на мастер-классе талант в лице Н.С.Тихоновой  открывал для нас гений Маяковского.История города Таганрога открылась нам при посещении старинных купеческих особняков и  краеведческих музеев. Мы узнали много нового о племенах, населявших эту благодатную землю в древности, о тяжелых временах, которые пережил город во время оккупации в годы Великой Отечественной войны, о людях, которые стали лицом Таганрога и России. Во время вечерней программы участники зимней школы показали свои таланты: современные и народные танцы, авторские песни, декламирование стихов и, конечно, исполнение ставшей легендой песни Кати Чех (из Новосибирской области) «Расстояния». В конце вечера  каждый  смог загадать желание. Большинство ребят захотели обязательно вернуться в этот семейный круг.День четвертый.  Таганрог чеховскийПриятно было посетить урок учителя года Краснодарского края, учителя физики средней школы №11 города Ейска Андрея Семке «Только в физике соль, остальное все ноль». Мы связывали физику с литературой, математикой, историей, астрономией, биологией и т. д.  Убедились, что любознательность помогает вкусить самые вкусные плоды наук.На уроке Ирины Владиславовны Маркиной, учителя года Адыгеи, учителя химии эколого-биологического лицея №35 города Майкопа, мы ознакомились с удивительными свойствами тринадцатого элемента. Интерактивные опыты наряду с практическими заданиями раскрыли перед нами красоту удивительного металла алюминия и алюминия неметалла.Ребята и таганрогские учителя побывали на уроке «Что такое жизнь?» учителя года Ставропольского края, химика средней школы №12 города Новоалександровска Ирины Анатольевны Фоменко. Мы разбирали белки, выявляя их функции и свойства.Переодевшись в исторические наряды, мы попали в мир донских казаков. Этот неповторимый мир перед нами открывала учитель географии Большелогской средней школы Аксайского района Ростовской области Наталья Михайловна Денисенко. После изучения атрибутов, традиций донских казаков мы воссоздали казачий круг, пели песни и мастерили утварь.Во время урока химии Елены Викторовны Мейснер, учителя года Волгоградской области, педагога Краснослободской городской гимназии, на тему «Химические мозголомки» мы проводили ток с помощью апельсина, медной проволоки и железного гвоздя, обесцвечивали йод апельсиновым соком, наблюдали за горением эфиров из апельсиновой кожуры. Мастер-класс лауреата конкурса «Учитель года Дона-2005» Марины Геннадьевны Чернохатовой «В здоровом теле – здоровый дух» показал нам в очередной раз красоту человеческого духа на примере таганрожца, который, несмотря на ампутацию всех конечностей, не сдался и стал настоящим героем ростовской земли. После обеда мы окунулись в мир гениального писателя, удивительного человека Антона Павловича Чехова. Мы посетили домик, в котором родился Антоша Чехонте, лавку, в которой он много трудился, а в свободное время играл на музыкальном инструменте, побывали в гимназии №2, где расположился литературный музей А.П.Чехова. Финалом погружения в мир писателя стало посещение драматического театра. День пятый. Таганрог  праздничныйНа уроке педагогов средней школы №4 города Сатка Челябинской области биолога Ларисы Борисовны Хуснутдиновой и учителя информатики Павла Юрьевича Курдакова мы говорили о возникновении жизни на Земле. Разделившись на группы, строили визуальную, аудиальную и кинестетическую картины мира.Перетягиванием площадей мы занимались на уроке Ирины Анатольевны Каминской, учителя математики гимназии им. Н.Г.Басова при Воронежском государственном университете. Простые геометрические методы, показанные учителем,  помогли нам достаточно легко решать не только сложные школьные задачи, но и задачи олимпиадного уровня. Всех увлекла математика, даже гуманитариев. Всем нашлось занятие, и никто не чувствовал себя лишним.Настоящим открытием для нас стал урок учителей из Воронежской области Натальи Сергеевны Тихоновой и Романа Валерьевича Наливкина с интригующим названием «И». Переплетение литературы, математики, логики и информатики позволило нам взглянуть на нашу жизнь с иной стороны.    Заключительный урок – Людмилы Владимировны Буханистовой, учителя химии средней школы №1 р. п. Маслянино Новосибирской области. Мы проводили опыты с эфиром и невидимыми чернилами в виде лимонного сока. На практике нам удалось провести следствие и постичь такую увлекательную науку, как химия.      Уроки завершились, и все участники программы ожидали традиционного брейн-ринга, на котором с помощью замысловатых вопросов, но в непринужденной обстановке проверяется, что мы, ученики, усвоили на зимней школе. Обстановка в зале была накаленная. Как себя проявят «ветераны»-школьники? Какие вопросы подготовили педагоги? Игра началась, и неожиданностью для всех стало лидерство самых младших школьников. Вплоть до последнего тура сохранялась интрига. В результате победил опыт вместе с молодостью, сразу две команды набрали одинаковое количество баллов и стали победителями. Еще одна традиция зимней школы – проведение интеллектуальной олимпиады «Наше наследие». По итогам олимпиады победителями стали Анна Ивахненко и Дарья Ивахненко (средняя школа №11 города Ейска, Краснодарский край), Ольга Михайлова (средняя школа №2 города Губкина Белгородской области).  Подошло время закрытия. У всех на глазах появились слезы. За это короткое время наш коллектив сплотился. Ребята сдружились, учителя приобрели новый педагогический опыт. В школе каждый день стал памятным. С добрыми словами к нам обратились организаторы и хозяева экспедиции: мэр города Таганрога Владимир Александрович Прасолов, руководитель Управления образования города Таганрога Ольга Вячеславовна Шевченко. Зал долгими аплодисментами благодарил хозяев за отличный прием и организацию. Зимняя школа – это мир, в котором все стало родным и близким. Зимняя школа для нас – новый шаг в жизни. Мы говорим огромное спасибо нашим учителям за организацию зимней школы, за их труд, за их вдохновение и творчество. Особую благодарность мы выражаем координаторам зимней школы Владимиру Нодаровичу Головнеру и «Учительской газете».Зимняя школа – это не только обмен опытом учителей – победителей конкурса «Учитель года России», но и особая атмосфера общения. И пусть некоторые из нас не первый раз в зимней школе, нас не перестает удивлять, как много открытий может совершить человек, который носит имя Учитель. Каждый из нас увозит на родину с собой хорошее настроение, веру в будущее, и мы всем говорим: «До свидания, до встречи в зимней школе-2014».P.S. Сценарии занятий Сергея Лямина, Владимира Головнера, Натальи Денисенко, Ларисы Хуснутдиновой и Павла Курдакова опубликованы на сайте «Учительской газеты» в рубрике «Методика для каждого предметника» http://www.ug.ru/method_category/1. Чтобы найти материал, вам достаточно выбрать предмет и ориентироваться на подрубрику «Сценарии».​Анна ИВАХНЕНКО, Дарья ИВАХНЕНКО, Григорий БЕССОНОВ, Василиса СИЗОВА, Анна МИТИНА, редколлегия школьной газеты «Перекресток ветров», средняя школа №11 города Ейска Краснодарского края;использованы материалы Владимира ГОЛОВНЕРА, материалы экспедиции; фото Андрея СЕМКЕ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте