«Он стал поэтом – для математики у него не хватило фантазии», – говорил великий ученый XX века Давид Гилберт про одного из своих учеников. Конкурсные уроки в номинации «Математика, физика, информатика» убеждали зрителей в том, насколько верно это утверждение.
– Осознай то, что уже знаешь, и ты научишься летать! – начинает свой урок в 10-м классе Наталья Кирилюк, учитель математики из Владикавказа.
– Нет, аэроклуба со мной нет, – продолжает она, – а что, по-вашему, значит «летать»? Ощущать свободу, легкость, комфорт. Согласны?
Ребята кивают, но пока насторожены: чего же ждать от нового учителя? Конечно, подвоха! И он тут как тут:
– На уроке математики вы чувствуете себя комфортно?
– Редко, – раздается одинокий возглас откуда-то с «галерки». Все остальные переглядываются: «признаться – не признаться»?
– Хорошо, а при каких условиях на математике легко? Наверное, когда можешь открыть учебник на какой угодно странице и тут же решить предложенные задачи?
По классу проносится гул согласия. И удивительно, как вмиг исчезает ребячья робость, застенчивость. Учительница продолжает:
– А для этого нужно знать назубок теорию. Немедленно приступим к делу, к уроку по теме «Основные свойства функции: область определения, область значения»!
– Работайте, работайте со мной. Я думаю, к концу урока мы взлетим. Или я одна полечу? – подбадривает десятиклассников Наталья Николаевна.
И ребята спешат ответить: назвать область определения функции, область значения. А учитель торопится занести их ответы на доску.
– Разгоняемся? Что нужно, чтобы формула заиграла? Перейдем с языка алгебры на язык геометрии? Как решить это неравенство с помощью метода интервалов? – все сложнее и сложнее вопросы сыплются на учеников, но ни один без ответа не остается. Это напоминало состязание по перетягиванию веревки: кто кого – ученик или учитель?
Несколько минут до конца занятия. А ребята с преподавателем уже покоряют задачу четвертой степени сложности из заданий единого государственного экзамена.
– Если мы и не полетели, то точно оторвались от земли! – после звонка радостно восклицает Наталья Николаевна. – Жаль, немного не хватило времени, чтобы дорешать сложную задачу.
– Я сторонник традиций, – объясняет Наталья Кирилюк членам жюри. – Главные инструменты учителя – мел и тряпка. К тому же я убеждена, что преподаватель может посвятить 40 минут теории. Ребята будут работать самостоятельно и у доски, и в тетради на уроке-семинаре. Я не побоялась с этими ребятами решать «серьезные» задачи, потому что перед уроком узнала, что некоторые собираются поступать в технические вузы.
Ценность математика не в его умении считать по раз созданным формулам. Детей нужно учить мыслить математически. Так подумалось на занятии Натальи Балдановой из Республики Бурятия. Ее урок «Математическая функция» проходил в форме лекции с применением компьютерных презентаций. Ребята-десятиклассники разместились за мониторами компьютеров в классе информатики. Все определения и формулы темы – на экране проектора.
– Что называется функцией? – спрашивает учитель.
Класс молчит. Может, потому, что все ответы перед ними, может, потому, что тема не для взрослых десятиклассников – они это давно изучили. Наталья Борисовна повторяет вопрос и сама на него отвечает.
– А теперь вместо «икс» подставляем данные значения аргумента и производим вычисления. Все это делаем в электронной тетради, каждый за своим компьютером.
Над такой элементарной задачей ребята корпят странно долго, кое-кто потягивается и позевывает.
– Теперь разделимся на «исследователей» и «технических редакторов». Первая группа придумывает свои примеры функций, а вторая – оформляет и выводит на печать их работу и делает доклад, – учитель использует последний прием, чтобы расшевелить ребят. Но, к сожалению, к финишу – к концу урока – успела лишь одна команда.
Математическое кафе «Эврика». Елена МИЩЕНКО из Тверской области его шеф-повар. Перед ребятами меню с множеством блюд. Холодные закуски – задания по определению свойств функций. На горячее – нужно преобразовать графики (правильно выполнить параллельный перенос вдоль осей).
– А на десерт, – подает с улыбкой блюдо Елена Викторовна, – портрет Федерико Графикуса. Ребята, графиками каких функций он себя нарисовал?
– Линейной, квадратичной, – слышится в ответ.
– Правильно. А теперь посмотрите на графики, которые мы целый день чертили и на доске, и в тетради. Какие красивые узоры получились!
– Где же? Простое пересечение линий! – донеслось с одной из парт.
– Вне сомнения, наука красивая. Только это надо доказать, – на самоанализе сказали Елене Мищенко члены жюри.
До сих пор остается спорным вопрос: нужно ли проводить уроки в виде занимательных игр? На мой взгляд, на каждом занятии в младших классах должны быть игровые элементы. На нескольких конкурсных уроках я увидела, как ребятишки легко и с радостью воспринимают информацию, поданную в нестандартной форме!
– Сегодня наш класс – космическая станция. Урок – космическое путешествие. Что нужно сделать перед полетом? Проверить приборы! С этого и начнем! – заявила в начале урока своим космонавтам-семиклассникам капитан корабля Светлана Кузнецова из Московской области.
– Загадайте число от одного до двадцати. А теперь я буду угадывать. Умножьте его на количество лап у кошки, разделите на количество глаз у вороны.
Семиклашки восхищаются фокусами учителя.
– А теперь вперед, на проверку космического корабля: будем складывать числа, написанные на доске.
Ребята не успевают опомниться, как поступает новое задание из центра управления полетами: необходимо, используя маршрутный лист, для начала попасть из точки с координатой 9 в точку с координатой 12, а потом переместиться туда же из точки с координатой 3.
– Все просто! – выкрикивает один сообразительный космонавт. – Это же переместительное правило сложения, его мы в начальной школе изучали.
– Да, – говорит Светлана Валентиновна, – а теперь тема урока: «Сложение натуральных чисел и его свойства».
– Не успела многое, – признается Светлана Валентиновна после урока, – что-то оказалось лишним. Хотела бы отметить, что это не игра, а форма, в которую можно облечь урок. Не скрою, был момент нарушения логики изложения материала. Но, как видите, ребятишки активно отвечали на уроке и остались довольны.
Семиклассников действительно этот урок воодушевил. Все без исключения оставили учителю карточки с изображенными на них улыбками.
В деловую игру «Фабрика самолетов» с упоением играли шестиклассники на уроке у Романа Резанова из Архангельской области. А все взрослые (жюри и зрители) с упоением наблюдали за этим уроком и не могли оторваться. В занимательной форме ребята изучали наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК).
– Я приехал создать фирму. Три главные свойства самолетов? – в начале урока спросил Роман Александрович. Как видите, язык урока был прост и повседневен.
– Он должен летать и садиться! – все прыснули от смеха, услышав этот детский афоризм. И сам учитель на протяжении всего урока шутил, юмор помогал ему в достижении цели. К концу урока он стал для ребят звездой – все подошли к учителю за автографом.
– На моем уроке ребята работали в группе, выслушивали друг друга, узнали, в каких сферах можно использовать математику, – говорит Роман Резанов на самоанализе. – Конечно, со своими учениками я не играю на всех уроках. Но стараюсь делать это часто. Пусть не многие мои ребята идут в вуз, но я знаю, они легко адаптируются в трудовых коллективах, в учебных группах колледжей и техникумов.
Знаете такой афоризм: «Если оно зеленое или дергается – это биология. Если пахнет – химия. Если не работает – физика». У учителей-конкурсантов на уроках физики всё и все работали. И еще как!
Занятие Александра АФОНИНА из Орловской области началось с демонстрации видеофрагмента из балета «Лебединое озеро».
– Сколь грациозна балерина, – говорил педагог, то повышая, то понижая голос. – Балет – вид искусства, в котором информация передается через движение. Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?
– О движении! – выкрикнули ребята.
– Скажите, можно назвать танец балерины механическим движением?
Прежде чем ребята смогли ответить, они узнали, что такое траектория, криволинейное, прямолинейное движение.
– Мальчики молодцы, а девочки все равно лучше, – подбадривал учитель.
Тему «Механическое движение» продолжила с семиклассниками Лайла Мусаева из Чеченской республики.
– Мы с вами едем от станции «Незнание» к станции «Знание», – предупреждала учитель. – Сейчас мы на остановке «Механическое движение», скоро подъедем к следующей – к «Материальной точке».
– Ребята, пользуйтесь дополнительной литературой, которая лежит на ваших столах и есть в школьной библиотеке, – постоянно призывала Лайла Лемиевна. – Зачитайте кто-нибудь определение механического движения из серьезного словаря по физике. Не бойтесь пока непонятных вам понятий, читайте, совсем скоро вы к этому вернетесь в старших классах, в институте.
Вскоре вслед за теорией наступил черед практики.
– Эксперимент нам сейчас покажет, что такое траектория. На каждом столе – машинки, мел, и цветная бумага. Замажьте одно из колес автомобиля мелком, и пусть машинка катится по бумаге. След, оставленный колесом, это и есть траектория.
Через несколько минут на всех без исключения столах уже зажужжали автомобильчики. На уроке осталось время и для решения задач у доски – ребята переводили различные единицы измерения в систему СИ.
В конце занятия все проверили усвоенные знания по тесту.
– Две четверки. Остальные – пятерки! – радостно объявила Лайла Мусаева. – Ребята, не стоит переживать из-за отметок, это не главное.
Дмитрий Семенов из Нижегородской области и Александр Кистанов из Пензенской области рассказывали о видах теплопроводности. Правда, урок Дмитрия Николаевича немного затянулся.
– Ребята, давайте, соображайте, почему вода, подогреваемая на спиртовке, никогда не закипит? – подгонял ребят учитель. Но ученики все никак не могли одолеть этот вопрос.
– Я планировал на уроке актуализировать знания учеников, а пришлось давать новые, развел руками учитель на самоанализе.
Восьмиклассники на уроке Александра Васильевича вспомнили о конвекции, излучении, теплопередаче, вывели (в ходе опытов) формулу зависимости количества теплоты от рода вещества, его массы и температуры. А на дом получили задание изобрести новый способ запоминания формул.
– Я никогда бы не отказалась от задачного подхода, который применяю на своих уроках. Сократила бы до минимума определения, – говорила жюри Людмила Правдина из Саратова после урока в 11-м классе. На занятии ребята на практике, решая задачи, вспоминали материал прошлого года (механические колебания), чтобы потом успешно усвоить новую тему «Колебательные системы в электричестве».
Комментарии