search
main
0

К истокам. Как научиться протягивать руку помощи

Работа классного руководителя многогранна, объемна, трудна. Она как айсберг. Надводная часть видна всем, по ней судят, делают выводы. А вот невидимая часть значительно больше, в ней – переживания, размышления…

Дети моего класса родились в начале девяностых годов, трудных для нас всех. Это поколение сложное. Информационный «взрыв», безысходность, отсутствие всяких перспектив – характерные черты того времени. Моя постоянная тревога, неутихающая боль – душевное состояние моих воспитанников. Она не проходит и сейчас, хотя они уже взрослые, учатся, работают. С чего все начиналось? С любви к Отечеству. Первые уроки патриотизма преподал родной край. За семь лет мы с моим классом объехали все его достопримечательности. Казалось, не осталось уголка, в котором бы мы не побывали. Но тем не менее в каждом новом путешествии мы находили неизведанное, незнакомое, интересное….Однажды у нас случилась незапланированная техническая остановка на краю станицы Шапшуг. Там, на небольшой поляне, лежали горы огромных бревен. Поляну окаймляли зеленые шатры невысоких гор. За них медленно пряталось солнце. Отказавшись от шумных игр, мои воспитанники разбрелись по поляне. Каждый нашел свою вершину, свое место. Кто-то сидел, кто-то лежал, рассматривая на небе белые облака. Могучие бревна несли в себе положительную энергию, которую чувствовали дети. Они мечтали, думая о хорошем, желанном….Там, позади, всего в ста метрах, кипела бурной жизнью дорога. А здесь стояла удивительная тишина: ни пения птиц, ни людского разговора, лишь листья деревьев под легким дуновением ветерка перешептывались между собой. Лучи осеннего солнца с трудом пробивались через плотную крону могучих деревьев. Окунувшись в лесную прохладу, оставшись наедине с природой, каждый из нас забыл о суетности мира, о его тревогах и заботах. Остался только восторг. Дети выражали чувства радостными возгласами. Не пытаясь их перекричать, я вслушивалась в окружающую тишину. Здесь где-то недалеко протекала небольшая речка. Не услышав шума воды (слишком засушливое было лето!), я повела детей к Тешебским водопадам. Где-то на середине пути к окружающим звукам добавился новый – журчание воды. Перекатываясь с камня на камень изумрудной водой, пел радостную песню горный ручей. Остановившись, мы долго вслушивались в его пение. Водопад поразил своей грандиозностью: тонны воды падали с 30-метровой высоты, рассыпаясь внизу на миллионы капелек. Каждая из них впитала в себя так много света и тепла, что в одно мгновение превращалась в сверкающий всеми гранями бриллиант… Спустившись к реке, русло которой почти высохло, мы, словно очарованные, сидели молча на берегу….Знойный июль. Мы стоим в тени лесополосы на краю поля, наблюдая, как по пшеничному «морю» медленно движутся комбайны. Обобщаем увиденное: «Поле – плацдарм битвы за урожай, комбайны – корабли, сидящие за рулем – капитаны. А пшеница – золотая! Так же, как золото, блестит на солнце, так же дорого стоит!» На детские ладошки, тихо шурша, падали теплые зерна. Сколько было счастья! Но еще больше радости у тех, кого сильные мужские руки подняли в кабину, к рулю.В разные годы мои воспитанники познали тяжесть и важность труда хлебороба, работая на полях колхоза. Не случайно часть из них связала свою жизнь с землей….Ранней весной мы приехали в Гуамское ущелье. Это один из самых красивых уголков нашего края, недаром его называют кубанской Швейцарией. Выйдя рано утром из домиков, мы застыли, пораженные увиденным. Над грохочущей рекой висели обрывистые клочья белого тумана. Воздух удивительно прозрачен и чист. А на другом берегу утренний лес словно утонул в розовой дымке. «Розовая дымка? Откуда? Почему?» И вдруг, словно открытие: «Да это же почки!» Жизнь продолжается!Потом был долгий, трудный подъем в гору. Там, на вершине, лежал рыхлый, непривычный для глаз белый снег. Ощущалась разность температур… Чудо! На небольших черных проталинах кивали головой в такт ветру маленькие колокольчики. В ущелье обращаю внимание детей на дерево, выросшее на скале: «Посмотрите, какая невероятная тяга к жизни!» Что можно придумать лучше этой профилактики суицида?…Экскурсию в этнографический комплекс «Атамань» я преднамеренно оттягивала. Боялась поверхностного взгляда, который мог превратить всю поездку в веселый спектакль. Сомнения рассеялись в самом начале. Моих воспитанников, теперь уже юношей и девушек, словно подменили. Исчезла словесная шелуха, изменилась осанка, заблестели глаза.Они бежали вперед. Такого стремления все увидеть и узнать я ранее не наблюдала. От их пытливого взгляда не ускользали даже мелочи. Все проверялось на ощупь, примерялось, сопоставлялось с услышанными когда-то рассказами. Эмоции, как море во время шторма, плескались через край. От замкнутости, скептицизма не осталось и следа.С фотографий, сделанных в Атамани, смотрят жизнерадостные, счастливые, одухотворенные лица. По-другому не могло быть! Там, на скалистом берегу моря, не только наша история и наши корни, но и наше будущее….Главную роль в воспитании играет семья. От богатства традиций семьи, умения их выполнять, создавать новые зависит, каким вырастет человек. Как-то по пути домой я решила заглянуть в дом своего воспитанника.Разговор предстоял серьезный: о плохой учебе, о пропусках занятий. Сидя за чашкой чая, мы все вместе обсуждали создавшуюся ситуацию и искали пути выхода из нее. Я видела, с каким трудом мама сдерживала свои эмоции. И все же, прежде чем отправить сына к себе в комнату для раздумий и выводов, она сказала: «Сын, ты должен знать, я все равно верю в тебя!»Говорите неустанно детям о своей любви к ним, ведь чтобы изменить людей, их надо любить….Особое место в системе воспитательной работы в классе занимала тема войны. С историей Великой Отечественной, ее героями мы знакомились, посещая музеи Краснодара, Новороссийска, Москвы, Санкт-Петербурга. Многое нам рассказали надписи на обелисках у дорог, обнаруженных во время поездок по краю….Посещая Ново-Афонский монастырь, мы невзначай встретились с его настоятелем. Владыка не прошел мимо и напутствовал нас своим благословением: «Юные отроки! Перед вами прямая дорога. Идите по ней уверенно вперед, не оглядываясь назад. У вас все получится!»Сколько хороших людей мы встретили в поездках! Они помогали нам открывать мир: будь то Кремль с Оружейной палатой, персональные выставки модельеров, художников, ювелиров. Как-то случай свел нас с московским миллионером. Он подарил нам незабываемый прощальный вечер в столице: мы побывали в ресторане «Елки-палки», посмотрели кинофильм «День радио».Вы слышали о зернах, которые прорастают через десятки лет? Посеянные зерна красоты, доброты превратятся в доброжелательность, порядочность. И, самое главное, научат протягивать руку помощи, не проходить мимо горя, беды.Верю в то, что мои воспитанники будут успешными людьми. И никогда не забудут журчание услышанного когда-то горного ручья, как одну из песен Родины.​Лидия АРЕФИНА, педагог с сорокалетним стажем работы, заслуженный учитель РФ, Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Новомышастовская

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте