Минпросвещения России сообщило об итогах заседания Научно-методического совета по учебникам при ведомстве. Всего в этом году на экспертизу в министерство поступило более 1200 учебников. По итогам заседания для включения в Федеральный перечень одобрены только 327 изданий. Еще 43 учебника отправлены на дополнительную экспертизу. В то же время в рамках актуализации Федерального перечня из него решено исключить 900 учебников. В результате перечень может существенно сократиться. О том, как это повлияет на качество образования, размышляют наши эксперты и читатели.
Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:
– Несомненно, для повышения качества образования требуется обновление перечня учебников. Чем динамичнее обновление и одобрение перечня Министерством просвещения РФ, тем больше возможностей использовать вариативные программы, помогать учителям и ученикам.
Сейчас мы вводим стандарты, которые как раз требуют обновленный перечень учебников. При этом нарекания по этому поводу мы получали даже от президента страны, то есть это уже уровень самого высшего политического ранга, а не только экспертные советы Российской академии образования.
Что в этом решении удивляет? То, что число новых учебников стало заметно меньше. Необходимо еще напомнить, что у нас часть учебников на разных языках народов страны. Они уже давно перешли из региональных перечней в федеральный, где экспертиза более серьезная. Поэтому с учетом того, что кроме учебников на русском языке туда должны входить еще и учебники на других государственных языках, такое резкое сокращение заставляет насторожиться. Также я думаю, что недовольство качеством учебников на самом верхнем уровне дополнительно ужесточило экспертную оценку.
Лично я поддерживаю темп изменений, особенно на этапе внедрения обновленных стандартов. Однако такое заметное сокращение перечня может отразиться на вариативности образовательных программ, гарантированной статьей 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Евгений ЯМБУРГ, академик РАО, заслуженный учитель России, директор школы №109, Москва:
– Думаю, что это решение отрицательно повлияет на качество образования. По той простой причине, что вариативность образования и есть залог его развития.
Здесь есть две стороны вопроса. Если брать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», то 70% учебного материала относится к образовательному стандарту, и это правильно. Это необходимо, для того чтобы сохранить единое образовательное пространство. Но оставшиеся 30% выбирает сама школа в зависимости от специфики, потому что трудно себе представить, чтобы по одному и тому же, например, учебнику химии или физики учились обычные классы и классы с физико-математическим или медицинским уклоном.
И наконец, есть риск, что такое решение вступает в серьезные противоречия с антимонопольным законодательством. В этом случае любой суд сможет объявить о нарушении.
Алексей ФЕДОРОВ, доктор филологических наук, главный редактор издательства «Русское слово», учитель литературы школы №1516, Москва:
– Само по себе сокращение Федерального перечня с качеством образования не связано никак. Ведь выкинуть из перечня можно как плохие учебники, так и хорошие. Все зависит от качества экспертизы. И в этом году она вызывает большие сомнения. Прежде всего из-за рекордных сроков: всего за две недели были рассмотрены почти все учебники!
Такая срочность могла быть вызвана формальной задачей: успеть утвердить Федеральный перечень до начала учебного года, чтобы с чистой совестью отчитаться о том, что переход на обновленные ФГОС имеет полное учебно-методическое обеспечение. (Хотя на самом деле большая часть бюджетных закупок учебников проходит весной, к тому же учебники из перечня нужно еще напечатать, а это минимум полтора месяца. То есть к 1 сентября ни одна школа учебники из нового перечня не сможет получить ни при каких обстоятельствах.)
Кроме того, подобная торопливость может сигнализировать о заказном характере экспертизы: когда заранее известны победители и проигравшие, экспертам достаточно просто разложить учебники на две стопки и найти, за что снизить баллы «неудачникам». Увы, даже беглое знакомство с реальными экспертными заключениями (они были обнародованы в Интернете) в целом подтверждает это предположение, например, все учебники издательства «Русское слово» оказались адресно «завалены», причем весьма непрофессионально с точки зрения аргументации. Примеров можно привести множество, вот лишь некоторые: обвинение в том, что в учебнике по немецкому языку к пятиклассникам обращаются на «вы», в учебнике по биологии упомянут мак, а в учебнике по родной (русской) литературе слишком часто употребляется слово «русский».
Так что всерьез говорить о сокращении перечня как о способе навести порядок в учебной литературе и тем самым повысить качество образования, к сожалению, не приходится. А если вести речь о необходимости единого учебника, то здесь, конечно, нужна будет совсем другая конкурсная процедура, правила которой будут определены заранее и понятны всем. Поскольку проблемы образования касаются всех.
Олеся ГОНЧАРУК, председатель клуба «Наставник» при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Волгоградской государственной академии последипломного образования:
– Сокращение перечня учебных материалов может привести к резкому сокращению вариативности образовательных программ. Учителям, которые привыкли к знакомым и эффективным УМК, придется пользоваться другими учебниками. Это потребует увеличения времени на подготовку к уроку. Многие школьники должны будут перейти на новые учебники. Существует риск такого перехода, потому что дети, привыкшие к определенной манере подачи материала, дают обратную связь в виде снижения успеваемости и мотивации к обучению. УМК рассчитаны на разный уровень подготовки учеников, соответственно, уменьшение количества учебников негативно повлияет на подготовку учащихся по разным предметам.
Повлияет ли сокращение Федерального перечня на качество образования, достаточно сложный вопрос, так как, во-первых, мнение должно исходить от педагогов-предметников, которые используют в работе разные линейки, во-вторых, учебники должны соответствовать требованиям обновленных ФГОС. Используя потенциал педагогов-наставников из всех регионов России, клуб «Наставник» обсуждает такого рода вопросы, а также внимательно следит за появлением новых федеральных нормативных документов.
Елена Е., заместитель директора школы, Нижний Новгород:
– Сокращение списка учебников никак не отразится ни на нашей работе, ни на качестве образования. У нас есть определенные линейки, которыми мы много лет пользуемся. А качество образования больше зависит от компетентности учителя. Учебник играет далеко не основную роль, он только в помощь. Знаю учителей, которые вообще по минимуму пользуются учебником. Для издателей ГДЗ (готовых домашних заданий) работа упрощается – это да.
Светлана СМИРНОВА, учитель, Великий Новгород:
– Не секрет, что выпуск учебников – это бизнес. При этом для современных учебников во главу угла ставится принцип актуализации информации, ее постоянного обновления. Я и многие мои коллеги против этого. Школа должна давать ключевые, базовые знания. Каждый день в мире происходит что-то новое, и актуализировать информацию можно бесконечно. Пытаясь заложить огромный объем данных в головы учеников, мы вытесняем из их умов базовые знания. В результате выпускники школ не способны без ошибок написать простейшее письмо или посчитать сдачу в магазине, путаются в исторических событиях, не представляют, где находятся известные географические объекты.
Из школы убрали легендарные советские учебники арифметики, математики и геометрии Пчелко, Поповой, Киселева, учебник русского языка и букварь Костина, учебник физики Ландсберга, относящиеся к 1950-м годам, учебники природоведения и ботаники Клепининой и Корчагиной 70-х. Между тем эти пособия лучше структурированы, логичны, написаны не научным, а доступным ребенку языком. В современных учебниках простые вещи изложены слишком заумно, при этом дети отвлекаются на яркие иллюстрации и массу лишних подробностей. Многие учителя тайком используют советские учебники, если хотят научить хорошо. Так не пора ли тайное сделать явным и добавить эти учебники, проверенные временем, в официальный список? Да, они вытеснят книги современных авторов, которые не выдержат конкуренции. Но о чем мы заботимся – о доходах авторов учебников или о знаниях наших детей, будущего страны?
Мария О., мама двух школьников, Карелия:
– Трезвон о новых учебниках продолжается несколько месяцев. И все бы ничего, но есть предположение, что мои дети пойдут учиться вовсе без книг, потому как их печать только началась, а когда они придут в школу, не знает толком никто.
Хочется нормальных бесплатных учебников и пособий для детей, своевременно доставленных в школы к 1 сентября. Полагаю, что в этом году такого не случится. Возможно, и учебный год тогда стоит начать позже?
Вы про опубликованный на edu.gov.ru Протокол от 07 июля 2022 г.?