Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования: – «Литературный венок России» – культурно-образовательный проект, запущенный в 2010 году по инициативе и при поддержке Департамента образования. Его организаторам и участникам подумалось, что череда юбилеев писателей и литературных памятных дат, выпавших на текущий год, – достойный повод, чтобы отдельные праздничные или культурно-просветительские мероприятия связать наподобие венка в единое целое.
Идея венка лежит в основе проекта, ибо венок символизирует собой и всемирную славу русской литературы, и единство поколений, национальных культур, и взаимосвязь различных видов искусств, о чем мне уже приходилось говорить на открытии проекта в Театре имени Н.В.Гоголя. Добавлю к сказанному, что Президент Российской Федерации объявил 2010 год Годом Учителя, и это, безусловно, знаменательно, ведь именно учитель сегодня чуть ли не в одиночку вынужден бороться со все возрастающей в детской и молодежной среде потерей интереса к книге, к чтению, к знаниям, не связанным напрямую с получаемыми в учебных заведениях профессиями, но необходимых для формирования полноценной, духовно богатой личности. Поэтому, с одной стороны, в череде мероприятий «Литературного венка России» есть те, что проводятся учителями, а есть и те, что адресованы им самим, должны помочь им в их профессиональной деятельности.
Культурно-образовательный проект «Литературный венок России» сейчас в самом разгаре, несмотря даже на летние каникулы. Продлится он до конца года, хотя какие-то удачные начинания, возможно, продолжатся и в следующем году. Пока же желаю успехов и вдохновения всем, кто принимает участие в мероприятиях «Венка…» и в качестве участников, и в качестве слушателей или зрителей. А еще, чтобы каждый из них нашел в жизни свою Книгу – такую, про которую говорят, что ее можно взять с собой на необитаемый остров.
Наша задача – приобщить к чтению тех, кто вырос в эпоху Интернета
Падение уровня книжной культуры, отказ от чтения фиксируют исследования, проводимые различными социологическими службами. Выдержит ли книга неравное соревнование с медиакультурой? Есть ли будущее у человечества, если оно перестанет читать? Есть ли будущее у чтения? Есть! Об этом свидетельствуют первые результаты культурно-образовательного проекта «Литературный венок России», который в течение 2009-2010 года был инициирован Департаментом образования.
«Литературный венок России» позиционировался как культурно-образовательный проект. Таковым он и оказался. Если пролистать перечень мероприятий, реализованных в рамках проекта, то жанровая палитра их поражает разнообразием. Это творческие конкурсы, лектории, семинары, акции в поддержку чтения, встречи с писателями, открытие новых школьных музеев, «круглые столы», конференции и олимпиады, выставки иллюстраций и многое другое. Все это разнообразие форм направлено было не только на то, чтобы пробудить интерес к отечественной литературе наших учащихся, но и показать, что русская литература может объединить поколения, стать полем сотрудничества учителя и ученика, родителей и школы, быть делом, которое заставит немного по-другому взглянуть на нашу культуру, вызвать восторг и гордость.
Мы наблюдали эту сложную гамму чувств детей и взрослых, и когда они, заполнив до отказа конференц-зал Российской государственной библиотеки, смотрели представление, даваемое на сцене их же сверстниками. Перед притихшими зрителями, волнуясь и робея, ученики и учителя рассказывали о жизни удивительного поэта, певца Прекрасной Дамы и России А.Блока (Западный округ), перелистывали страницы избранных мест из жизни Н.В.Гоголя (Южный округ), прочитывали совсем по-новому, но очень талантливо и озорно бессмертную комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» (Северо-Восточный округ), а на спектакле, открывавшем этот блистательный парад талантов об Антоне Павловиче Чехове (Юго-Западный округ), зрители смеялись и грустили вместе с артистами и с гордостью, покидая зал, повторяли слова Антона Павловича о том, что сердцем он москвич. А как пронзительно звучали строки Б.Л.Пастернака (Центральный округ), когда их читали в спектакле о нобелевском лауреате те, кто сегодня ходит в школу и проводит уроки, где когда-то учился великий поэт.
Каждую третью среду месяца этот фейерверк талантов учителей и их воспитанников восхищал, поражал и заставлял с нетерпением ждать новой встречи с новыми именами, и совсем не хотелось думать о том, что нет будущего у чтения. Оно есть! Только читать можно по-разному. Если так, как в проекте «Учителя литературы – москвичам!» – именно такое название имела эта акция в рамках проекта «Литературный венок России», – то книга станет верным спутником по жизни и самым надежным другом. Подтверждением того, что не перевелись читатели среди наших детей, стал и конкурс, девизом которого были выбраны строки поэта-юбиляра Евгения Баратынского «Читателя найду в потомстве я…». Учащимся было предложено проявить свои дарования в написании статей, эссе, рецензий, сценариев, составлении аннотированных списков своих самых любимых книг, создании мультипликационных фильмов, видеопроектов и презентаций. Всю эту творческую «продукцию» объединяло одно: ребята должны были обратиться к творчеству писателей-юбиляров, книгам-юбилярам.
Фантазия московских школьников, решительно перечеркнув устоявшееся представление о том, что дети наши ничего не читают, нашла воплощение во всех предложенных жанрах. 120 финалистов и 64 победителя – вот результат творческого соревнования в этом конкурсе.
В своих творческих работах ребята 6-11-х классов с вдохновением рассказывали о московских и подмосковных адресах М.Ю.Лермонтова, Б.Л.Пастернака, Л.Н.Толстого, К.И.Чуковского, А.Т.Твардовского, П.А.Вяземского. В строках, переполненных любовью к родному городу и родной литературе, оживали страницы творческих биографий русских писателей, чувствовалось, с какой любовью наши маленькие москвичи бродят по бульварам и переулкам столицы, где когда-то жили их великие соотечественники.
Предметом рецензий, которые нередко заканчивались восторженным восклицанием «Непременно прочтите эту книгу!», стали произведения Лидии Чарской, «Демон» М.Ю.Лермонтова, «Конек-Горбунок» П.Ершова», рассказы А.П.Чехова, произведения Ф.Абрамова, Б.Пастернака. А рецензия на роман И.С.Тургенева, озаглавленная «Страстное, грешное, бунтующее сердце», имела подзаголовок «Попытка эмоциональной рецензии на роман». Действительно, автор этой рецензии Александра Бучина (школа №427) прочла роман на одном дыхании и, переполненная впечатлением, живо и восторженно выплеснула свое восхищение великим романом русского классика.
С серьезностью ученого юные читатели исследовали топику «Невского проспекта», народный характер героев Ф.Абрамова, изучали запечатленные в слове следы Времени в произведениях Б.Пастернака, О.Берггольц, М.Шолохова.
Участниками следующего творческого конкурса – конкурса сочинений стали учащиеся 10-х классов. В финал прошло более 445 работ, отобранных на окружном этапе. Несправедливо отвергнутый жанр письменного размышления оказался по силам нашим десятиклассникам. Опровергая мнение о том, что только массовая литература представляет сегодня интерес для наших детей, десятиклассники выбирали совсем не простые темы по творчеству Ф.М.Достоевского, пытаясь разобраться в том, «Что «преступил» Родион Раскольников и в чем его «наказание»
(I место, Иван Зловедов, школа №59 им. Н.В.Гоголя). На втором месте по количеству финалистов стоят сочинения, написанные о произведениях, освещающих события Великой Отечественной войны – «Судьба человеческая – судьба народная» (А.С.Пушкин). Сочинения, написанные нашими старшеклассниками, свидетельствуют о том, что для большинства их них книга – это путь, который ведет к истине, попутчик и друг. Иначе как объяснить, что среди работ финалистов сочинения, написанные на тему «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М.Пришвин), составляют третью часть.
Позади первая половина удивительного проекта, подаренного Департаментом образования москвичам, проекта, который стал событием в жизни столицы. На пороге второго полугодия еще много интересного, в том числе и конкурс «Кастальский ключик». Для участия в нем приглашаются учащиеся 4-11-х классов, учащиеся колледжей и учреждений начального профессионального образования в возрасте до 18 лет включительно. Мы ждем от участников этого конкурса авторские произведения разных жанров. Кто знает, может быть, этот источник вдохновения подарит нам новых классиков, достойных преемников тех, о ком с таким вдохновением писали нам участники творческих конкурсов культурно-образовательного проекта «Литературный венок России». Проекта, который учит вдумчивому чтению, проекта, еще раз подтвердившего справедливость слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение», ибо следовать за мыслями умного человека есть наука самая занимательная.
Ирина ПЕТРУНИНА, начальник Управления дошкольного и общего среднего образования МДО:
– Мы живем в удивительное историческое время. Это время духовного пробуждения России. Путь к возрождению России лежит прежде всего через возрождение духовности, приобщение наших детей к истории русской культуры, русской литературы.
Валентин Распутин писал: «Духовность есть определяющее, светоносное значение человека, главенствующая его сущность, источник, где он сообщается с собой – каким он должен быть. Духовность – это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути. Можно отделить церковь от государства, но отделить человека от духовности – значит полностью извратить его назначение и суть».
Размышляя о духовно-нравственном потенциале личности современного школьника, следует вспомнить, что до недавнего времени нравственное воспитание сводилось обычно к воспитанию патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, атеизма, честности, правдивости. Воспитание же души – это пробуждение духовности. Сегодня духовно-нравственный потенциал – это еще и человечность, и сострадание, совесть и благородство, долг и мужество, и не случайно главная роль принадлежит предметам гуманитарного цикла, а среди них особая – литературе.
В наше бурное время, когда гаснут маяки и свергаются идолы, развенчиваются национальные мифы и низвергаются герои, у нас есть опора – великая русская литература. Та русская литература, так и не ответившая на вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?», которая может дать надежду на духовное обновление.
Главная цель изучения литературы – обеспечить специальное развитие школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. Именно к русской литературе как средоточию гуманизма и гармонии обращаемся мы в поисках духовных ориентиров и ценностей, определяющих связи человека с миром.
Именно поэтому цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы: воспитание духовно-развитой личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Русская классическая литература – это всегда свет в конце самого мрачного и темного туннеля, это интеллектуальное, духовное и нравственное воздействие на умы, сердца и души наших воспитанников.
Человек высокой духовности и нравственности – Дмитрий Сергеевич Лихачев дал в конце прошлого века очень точную оценку веку грядущему: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем…»
Комментарии