Современный мир развивается с невероятной скоростью, то, что является актуальным сегодня, завтра уже может потерять свою значимость. Цифровая эпоха не только открывает новые возможности, но и вынуждает столкнуться с серьезными вызовами. Важно, чтобы подрастающее поколение было к ним готово. Для успешной адаптации школьников к жизненным реалиям необходимо уже сейчас раскрывать их потенциал и выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Для этого в столице реализуется масштабный проект предпрофессионального образования. С каждым годом популярность медицинских, кадетских, инженерных, академических, ИТ- и других направлений среди школьников растет.
Работа в связке «школа – вуз – работодатель» позволяет ребятам сделать осознанный выбор будущей профессии и овладеть теми знаниями и навыками, которые помогут увереннее чувствовать себя на рынке труда. На занятиях они осваивают современное лабораторно-исследовательское оборудование, проводят эксперименты, знакомятся с актуальными решениями в различных технических, медицинских и научных областях. Обучение в предпрофессиональных классах помогает школьникам успешно сдавать выпускные экзамены, одерживать победы на олимпиадах и городских научно-практических конференциях.
Медиаграмотность в приоритете
В новом учебном году в 66 столичных школах открылись медиаклассы. Ребята делают первые шаги на пути к своей мечте: учатся писать тексты в разных жанрах, создавать новостные сюжеты и репортажи. Одним словом, знакомятся с различными профессиями, связанными со сферой медиаиндустрии и массовых коммуникаций.
Одна из приоритетных задач этого направления – повысить у будущих выпускников уровень медиаграмотности: научить работать с разными источниками информации, задавать правильные вопросы и ориентироваться в медиапространстве.
Программы для этих классов создаются совместно с вузами – партнерами проекта: МГУ имени М.В.Ломоносова, Высшей школой экономики.
Помимо обязательных предметов школьники осваивают веб-мастеринг, визуальные медиакоммуникации, учатся использовать возможности социальных сетей для эффективного взаимодействия с аудиторией. От теории переходят к практике: создают сюжеты, ведут тематические колонки в школьных СМИ.
У ребят также есть возможность перенять опыт у будущих коллег на площадках медиапартнеров, напрямую узнать о специфике профессии и научиться работать на современном оборудовании.
На пути к собственному делу
Среди других новинок предпрофессионального образования – проект «Предпринимательский класс в московской школе», где созданы все условия для подготовки будущих представителей бизнес-сообщества.
На занятиях ребята углубленно изучают математику, экономику, право, английский язык, знакомятся с основами предпринимательской деятельности и финансовой грамотности. По мнению экспертов, навыки правильного обращения с денежными средствами должны закладываться с детства.
Дополнительно школьники посещают курсы по бизнес-планированию, предпринимательскому праву, бренд-менеджменту. Занятия проходят и на площадках ведущих вузов, в числе которых Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова.
По словам профессора РЭУ имени Г.В.Плеханова Ольги Быковой, проект позволяет выстроить единую образовательную линейку, начиная со средней школы и заканчивая высшим учебным заведением.
– Проектная деятельность, которую мы пытаемся интегрировать в школьную образовательную программу, ориентирована на то, что ребенок будет самостоятельно генерировать бизнес-идеи и разрабатывать от и до собственные проекты, – отмечает Ольга Быкова. – Компетенции, которые он при этом осваивает, являются универсальными. Они позволяют определиться со своей будущей профессией и разобраться в процессах, протекающих в современном обществе.
Профессиональное самоопределение
В новых педагогических классах московских школ готовят ребят, планирующих работать в социальной сфере и желающих стать учителями, психологами, логопедами. Школьники учатся креативно мыслить и эффективно взаимодействовать в команде, развивают лидерские и коммуникативные навыки. Другими словами, старшеклассники осваивают те умения, которые необходимы в современной жизни и в профессии.
Ребята изучают на углубленном уровне русский язык и обществознание, осваивают элективные курсы по психологии, риторике. Для них предусмотрена практика в школах, учреждениях культуры и социальной сферы. Все это способствует эффективному профессиональному самоопределению.
Глафира Струкова окончила школу в прошлом учебном году, сегодня она студентка Московского педагогического государственного университета. В будущем она мечтает стать учителем, поэтому и выбрала это направление предпрофессионального образования.
– Школа помогла мне развить много полезных навыков и умений (организаторские навыки, умение проявить лидерские качества, навыки исследовательской деятельности), но, конечно, больше всего пригодились теоретические знания по профильным предметам, – отмечает Глафира.
Проекты предпрофессионального образования реализуются Департаментом образования и науки города Москвы для освоения школьниками специальностей, востребованных на рынке труда. Сегодня в образовательных организациях столицы открыты инженерные, академические, медицинские, кадетские, новые педагогические, предпринимательские, медиа- и ИТ-классы.
Эльвира Юсипова, Городской методический центр
Комментарии