Прошлое… Кому-то оно не дает покоя, кого-то мучают воспоминания, а кто-то, подобно волшебнику, хочет вернуть его хотя бы на мгновение. Честно говоря, подобное желание возникает, ведь всем тем, что я знаю, умею, я обязана своему прошлому, людям, которые делились со мной своим уникальным опытом, благодаря которому я постепенно приобретала педагогический опыт.
Обучаясь в педагогическом институте, работая в школе учителем, заместителем директора школы по воспитательной работе, преподавателем в педагогическом колледже, школьным психологом, методистом окружного управления образования, я понимала, что всегда и во всем мне помогало то, что я приобрела, будучи старшей пионерской вожатой. А начиналось все в 1985 году в школе №273 (в настоящее время это прогимназия №1506).Конечно, мне есть что рассказать о своем вожатском прошлом, но я прежде всего хочу поведать о людях, которые помогли мне стать тем, кем я являюсь сегодня. Почему так? Да потому что слишком часто мы забываем тех, «кто нас выводит в люди»… А так хочется, чтобы об этих хороших людях знали и помнили. Они того достойны, право.Начну я с упоминания о человеке, кто и сейчас руководит первой школой, где я работала, заслуженном учителе России Нине Григорьевне Бахтиаровой, всегда поддерживавшей все мои творческие начинания, научившей меня организовывать свою работу так, чтобы каждый трудовой день был и перенасыщенным, и интересным.В 1990 году я стала учителем и вожатой в школе №263. Наша дружина была одной из немногих, боровшихся за свое существование до конца. И после 1991 года она работала в составе Кировской районной пионерской организации как школьная дружина до лета 1997 года, а ребята из школы и позднее были в составе городской пионерской организации Москвы.Мы были вожатыми вместе с Аллой Валерьевной Денисюк, с которой и до сих пор работаем бок о бок как учителя.Наша пионерская дружина имени 260-й стрелковой дивизии организовывала большую поисковую и музейную работу, взаимодействие с ветеранами, а пионерские коллективные творческие дела, познавательные викторины, походы, конкурсы, выставки и многое другое способствовали развитию ребят, обогащая их. Мы организовывали выезды на места боев под Москвой, на «Рубеж славы», участвовали в районных походах дружбы и лагерях пионерского актива, занимали призовые места в соревновании по сбору макулатуры… Практически к каждому празднику проводилась операция «Поздравляем ветеранов». Нам удалось создать в дружине разновозрастные отряды, у каждого из которых было свое конкретное дело…Хотелось бы сказать большое спасибо сегодняшнему директору этой дорогой мне школы Нине Ивановне Киселевой, которая поддерживает добрые традиции, сложившиеся в те годы. До сих пор там проводятся конкурсы бальных танцев, выезды на «Рубеж славы», концерты, встречи с ветеранами, конкурс военной песни и многое другое, корнями уходящее в традиции нашей дружины.Так что есть о чем вспомнить с удовлетворением. Единственно, о чем хотелось бы забыть, так это о последнем этапе существования дружины. Не могу не упомянуть еще одно имя дорогого мне человека, вселившего в меня уверенность и силы в то сложное время. На курсах повышения квалификации в Высшей комсомольской школе (Институте молодежи) мне посчастливилось познакомиться с заведующей отделом и кабинетом истории Всесоюзной пионерской организации Московского городского Дворца пионеров, с человеком, чье имя известно тем, кто давно знаком с историей ВПО, с Ириной Анатольевной Фельдберг. Ее необычайная душевная красота, богатейший внутренний мир, преданность и любовь к своему делу навсегда оставили след во мне. А еще она обладала умением понимать и помогать. Причем помогать без всяких оговорок, бескорыстно и самоотверженно. А ведь это великое искусство! Только человек широкой души способен не просто выслушивать, но и принять мнение восемнадцатилетней девчонки, вселяя в нее веру в свои силы.Мы общались многие годы, и постепенно я стала относиться к Ирине Анатольевне в первую очередь как к своему другу. Помню, провожала ее на пионерский слет в «Артек», и мне откровенно взгрустнулось. Она моментально почувствовала это, постаралась поднять мне настроение, а через пару дней я получила письмо из «Артека». В конверте лежали засушенные цветочки – незабудки. Я до сих пор храню это письмо и никогда ее не забуду. Увы, ее уже нет среди нас. Думаю, те, кто терял настоящих друзей, поймут, как нелегко мне порой приходить во Дворец на Воробьевых горах, где все пропитано для меня памятью об этой замечательной женщине.И еще… Мне хотелось бы рассказать о человеке, который стал для меня и многих моих друзей, вожатых-кировцев, и не только вожатых, учителем в жизни, в работе, да и просто близким человеком. Бывают люди, о которых хочется писать стихи, даже если не являешься поэтом. К таким людям, на мой взгляд, относится Дмитрий Николаевич Лебедев, который работал с нами, вожатыми. Кроме того, он на протяжении многих лет является бессменным руководителем кировского районного пионерского штаба «Комиссары».Мне повезло довольно долго работать вместе с ним в районе, в инструкторском отряде «Товарищ» нашего ЛПА «Крылатый», и в лагере актива МГПО. Вместе мы спорили, думали, проводили интересные дела, искали выход из появлявшихся проблем, всякое случалось, но это было для меня прекрасной школой. Я видела его в горе и в радости, в гневе и в покое. И вот что я скажу: его эрудированность, своеобразие мыслей, колоссальная работоспособность сочетаются с оригинальным талантом педагога-художника и педагога-ученого. За годы совместной работы у меня сложилось впечатление, что он никогда не отдыхает. Кажется, что он всегда над чем-то размышляет, постоянно сосредоточен, но, несмотря на серьезность, Дима является удивительным мастером на всякие выдумки, шутки и игры. Но главное – Дмитрий Николаевич – настоящий учитель. И не только потому, что он преподает в школе №259 историю (вот кому повезло!). Он учитель по своей сути. Меня всегда поражало его умение общаться с ребятами, с ним они (и я это знаю точно) чувствуют себя на равных, как взрослые люди с взрослым человеком и как дети со своим сверстником. Он учит их всем – жестом, словом, своей манерой говорить и слушать и, конечно же, своим отношением к делу, своей верностью ему. Более 500 человек уже прошли школу «штаба». Среди них есть сегодня ученые и врачи, студенты и руководители фирм, артисты и военные, но большинство посвятили себя работе с детьми, доказав верность своему наставнику. А вообще-то «штаб» и его выпускники – совет друзей – это огромная дружная семья, и мне радостно ощущать себя ее частицей.Кто-то сказал, что любого ребенка можно воспитать хорошим человеком. Именно этому меня учили мои учителя. Именно к этому по мере моих сил стремлюсь я вот уже 22 года, будучи пионерским вожаком и оставшись им не только в памяти, а в сегодняшней свой учительской деятельности. Думаю, в этом наша общая судьба, и я этим горжусь!
Комментарии