Для российских школьников 18 сентября пройдет очередное занятие из цикла «Разговоры о важном». Его посвятят 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской. Рассказываем, как оно пройдет для учеников разных классов.
Занятие направлено на знакомство ребят с подвигами юных героев и формирование общечеловеческих нравственных и жизненных ценностей – таких как любовь к родной стране, долг, ответственность, готовность к подвигу. Для школьников разного возраста сайт проекта предлагает все необходимые материалы к уроку: сценарий, презентации, видеоролики, постеры, методические рекомендации. Ребятам продемонстрируют выступление федерального спикера: перед детьми выступит помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский.
1–2 классы
Младших школьников на занятии планируется научить эмоционально откликаться на знакомство с судьбами юных героев времен Великой Отечественной войны, сопереживать всем, кто верил в победу и делал все возможное для нее. С детьми обдумают поступки героев, расскажут о ценности их подвигов.
Тридцатиминутное занятие пройдет в форме познавательной беседы. Ребятам расскажут, что во время Великой Отечественной войны юные герои плечом к плечу с взрослыми встали на защиту нашей страны. Известные и неизвестные герои сражались на фронтах и оказывали сопротивление в оккупации, и до конца выполнили свой долг, защищая Родину. Имена Лени Голикова, Валентина Котика, Зои Космодемьянской и многих других стали символом героизма, мужества и патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны против фашизма. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентаций, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями.
Внимание школьников остановят на подвиге во имя жизни на родной земле, на истории жизни и гибели Зои Космодемьянской. С ними рассмотрят и обсудят онлайн-материалы в музейной экспозиции в селе Петрищево Московской области. Расскажут о таких истоках духовной силы растущего человека, как семейные традиции воспитания, любовь и уважение к родителям, любовь к малой Родине (на примере фактов биографии Зои и Шуры Космодемьянских). Зоя – простая девочка, как и многие дети того довоенного времени, радующаяся всему чистому и светлому вокруг, любящая каждое мгновение жизни. Зоя вела дневник, записывала свои мысли от прочитанных книг и впечатления от событий, которые с ней происходили.
Учитель может обсудить с ребятами, какой была семья Космодемьянских, где выросли два Героя Советского Союза и обратить внимание обучающихся на то, что выбор Зои и Саши сражаться за Родину был основан на воспитании в семье и школе. Родители Зои – Анатолий и Любовь Космодемьянские – были учителями в школе. Анатолий принадлежал к духовному сословию, в свое время учился в духовной семинарии. Духовно-нравственное воспитание стало особым формирующим моментом в характере Зои и ее последующем героизме.
3–4 класс
С ребятами также обсудят онлайн-материалы музейной экспозиции в селе Петрищево Московской области. Школьники рассмотрят фотографии партизан. Им расскажут, что партизаны – это смелые, мужественные люди, которые вели беспощадную борьбу с врагом в его тылу. Они взрывали вражеские составы, поезда с военной техникой, передавали важные сведения нашим войскам. В те дни мальчишки и девчонки рано взрослели, они жили по суровым законам войны.
Из видеоролика о музейном комплексе «Зоя», посвященном жизни и подвигу Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, дети узнают, что в начале войны Зое не было еще и 18 лет. Но юная девушка считала своим долгом сделать все, что от нее зависит, чтобы помочь советским солдатам и родине. Поэтому в октябре 1941 года она добровольно ушла на фронт. В это время враг подступал к Москве, и остановить его – даже ценой жизни – было самым важным.
Зоя и ее товарищи получили задание отправиться во вражеский тыл, чтобы взрывать вражескую технику, дороги и мосты, обрывать связь и уничтожать склады с оружием. В конце ноября 1941 года Зою схватили фашисты в деревне Петрищево. На допросе девушка проявила мужество и стойкость: не выдала товарищей и ничего не рассказала врагу. Тогда фашисты казнили Космодемьянскую. Память о подвиге разведчицы, о ее мужестве и героизме до сих пор в сердцах людей. За героизм и стойкость Космодемьянской присвоили звание Героя Советского Союза посмертно.
Имя девушки стало символом борьбы с врагом. Рвался на фронт и ее брат, Александр Космодемьянский. В 1943 году он окончил военное танковое училище, и с этого момента он сражался с фашистами, а на танке, которым Александр командовал, было написано «За Зою!». Совсем чуть-чуть Александр не дожил до Победы, в апреле 1945 года он погиб, за мужество, отвагу и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Школьникам также расскажут о юных героях войны Володе Дубинине, Марате Казее, Ларе Михеенко, Александре Чекалине, продемонстрируют короткое видео.
5–7 классы
У ребят поинтересуются, что им уже известно о Зое Космодемьянской. Учитель расскажет, что страна узнала о Зое в начале 1942 года, когда в газете «Правда» был опубликован очерк, который назывался «Таня», о событиях начала декабря 1941 года в подмосковной деревне Петрищево. Там состоялась казнь восемнадцатилетней девушки, которую до этого пытали и мучили фашисты. Девушка назвалась Таней… Уже позже выяснилось, что Таня – это Зоя Космодемьянская, так как сама Зоя, будучи в плену, на допросах называла себя так в честь героини Гражданской войны Татьяны Соломахи.
С ребятами поразмышляют над следующими вопросами: героизм совсем юных ребят, отдавших жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, – это результат обстоятельств (военное время) или проявление особых черт характера, качеств личности? Что двигало Зоей при принятии решения не остаться в тылу, а идти на линию фронта? Как вам кажется, для Зои это был сложный выбор?
Школьникам покажут фрагменты художественного фильма «Зоя», снятого в 1944 году режиссером Лео Арнштамом. После просмотра ребят ждет обсуждение следующих вопросов: как мама объяснила Зое, кто такие герои? Почему Зое было так важно понять, в чем заключается героизм? Что значит для нее быть настоящим Человеком?
Учитель расскажет о семье Зои Космодемьянской. С детьми рассмотрят интерактивную карту с обозначением памятных мест, посвященных Зое:
- с. Петрищево Рузского городского округа Московской области: музейный комплекс в селе Петрищево на месте подвига и казни Зои Космодемьянской: здание современного мультимедийного музея; дом Прасковьи Кулик, где разведчица провела последнюю ночь перед казнью; мемориал, установленный на месте её гибели; место первого захоронения героини; «Школа юного разведчика» в старом здании музея 1956 года;
- с. Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области – Музей военно-исторической славы Героев Советского Союза Зои, Александра Космодемьянских и Степана Перекальского.
- г. Москва – Музей истории школы и семьи Космодемьянских в 201-й школе, где учились Зоя и Александр Космодемьянские.
- г. Санкт-Петербург – 381-я школа, расположенная на улице Зои Космодемьянской.
- д. Борщевка Тамбовской области – Борщевский исторический музей имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской (филиал Тамбовского областного краеведческого музея на общественных началах).
- п. Шиткино Тайшетского района Иркутской области – Дом-музей Зои и Александра Космодемьянских.
В завершение занятия учитель рекомендует обучающимся книги, порталы, фильмы из раздела «Дополнительные материалы», а также обсудит с ребятами возможность участия в одном из предложенных мероприятий из раздела «Постразговор», либо в мероприятии в поддержку темы, предложенном учениками.
8–9 классы
Школьникам напомнят, что любовь и беззаветное служение Отечеству лежат в основе героических поступков наших соотечественников на протяжении всей многовековой истории России. Многие юноши и девушки (в том числе и Зоя Космодемьянская) совершали военные и трудовые подвиги во имя любви к своему народу и Отечеству. Подвиг Зои Космодемьянской — символ борьбы за Победу, память о храброй девушке и напоминание о доблести десятков и сотен ее сверстников, которые защищали свою Родину.
В основной части занятия ребятам продемонстрируют фрагмент фильма «Зоя» (1944, режиссер Лео Арнштам) о детстве Зои и обменяются мнениями о том, что фундамент будущего подвига закладывается в детстве. С ними также обсудят интервью актрисы А. Мишиной, сыгравшей Зою Космодемьянскую в фильме «Зоя» (2020 г.). Актриса, в частности, отметила, что у нее был хороший учитель истории. Все, что он рассказал ей о Зое в восьмом классе, посвятив ей целый урок, она помнит до сих пор. Другое дело, что долгое время это оставалось для нее обычной информацией. Потому что понять в 12-13 лет, что за человек Зоя Космодемьянская, довольно сложно. В заключительной части урока педагог рекомендует детям дополнительные материалы о Зоя Космодемьянской и других юных героях Великой Отечественной войны.
10–11 классы
Со старшеклассниками на занятии обсудят такие вопросы, как «Что в Зое было такого, что сделало ее героем?», «Как она, вчерашняя школьница, смогла выдержать все испытания, не сломаться под пытками?», «Что давало ей сил, поддерживало в последние минуты ее жизни?». После показа фрагмента фильма «Зоя» (1944 г.) о ее детстве учитель выведет на экран цитату Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства» и попросит ребят раскрыть ее смысл через увиденные фрагменты из фильма. Педагог акцентирует внимание обучающихся на том, что все, что с нами происходит в жизни, берет свое начало в детстве. Люди, которые нас окружают, книги, которые мы читаем, поступки, которые мы совершаем – все воспитывает нас, формирует убеждения, готовит к будущему. Не только качества личности самой Зои позволили ей стать героем. Зоя совершила подвиг еще и потому, что так ее воспитывали в семье, в школе.
Старшеклассники также увидят отрывок из интервью актрисы Анастасии Мишиной, сыгравшей Зою в фильме, который вышел в 2021 году. Их спросят, что в этом интервью вызвало у них наибольший эмоциональный отклик и почему, согласны ли они со словами Анастасии, что понять в 12–13 лет, что за человек была Зоя, довольно сложно.
В завершение разговора подростков спросят, как они понимают слова маленькой Зои о том, что герои будут жить вечно, пока о них помнят, согласны ли школьники с ними, что каждый из нас может сделать для того, чтобы память и благодарность тем, кто сберег нашу Родину, тем, кто отдавал все, даже свои жизни, для великой Победы, передавалась из поколения к поколению.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало о темах, которые будут предложены школьникам на сентябрьских занятиях цикла «Разговоры о важном».
Комментарии