Это необычное по архитектуре здание, похожее то ли на замок, то ли на дворец, неизменно останавливает взгляд каждого, впервые приехавшего в Йошкар-Олу. И каждый наверняка теряется в догадках: это дом миллионера или же офис нефтяной компании, а может быть, оно сохранилось с прошлых веков? И мало кому может прийти в голову, что это школа, городская муниципальная школа №5. Ее еще называют чудо-школой и йошкаролинцы, и сами ученики, и учителя.
Думаю, что школы и должны быть необычными по архитектуре, красивыми, привлекательными сначала внешне, потому что для ребенка – это второй дом, потому что уже внешний вид учебного здания воспитывает у него любовь к прекрасному. И с этим, пожалуй, не поспоришь, но у любого обязательно возникнет вопрос: «А чему и как учат в ней?» Скажу сразу, что обучение здесь в полной гармонии с внешним видом. Внутри здания тоже все красиво, необычно и по-домашнему уютно как в классных и игровых комнатах, так и в коридорах.
У каждого класса есть свое учебное помещение и туалетные комнаты. Есть уголок для отдыха. Устал, можешь заниматься лежа. Есть камин, перед которым часто все рассаживаются полукругом и читают книги.
В коридорах тоже уютные уголки для отдыха, красивый актовый зал в виде амфитеатра и, конечно, бассейн. В состав школы входит детский сад. И это понятно: дети для учебы в такой школе должны быть хорошо подготовлены. Они свободно читают и хорошо плавают, плавание два раза в неделю.
А история школы началась с эксперимента, главной задачей которого было: воспитать культуру чувств и общения у детей. Проходил он на базе одной школы и соседнего с ней детского сада. В нем участвовала и Татьяна Владимировна Мамаева – ныне директор этой чудо-школы. Ей удалось подобрать сильную команду педагогов. Было подготовлено много интересных наработок. И вдруг программу перестали финансировать. Муж Татьяны Сергей Михайлович, известный в городе и республике бизнесмен, член общественного совета при Министерстве образования Марий Эл, решил помочь. Но прежде всего захотел узнать: какова конечная цель эксперимента? Чего собираются достичь? Каких ребят намерены выпускать? А учителям в свою очередь было интересно узнать мнение человека, который занимается бизнесом и которому тоже не все равно, какими вырастут сегодняшние дети. Ведь Сергей когда-то сам мечтал стать учителем, учился в педвузе, был в свое время самым любимым ребятами пионерским вожатым. Оказалось, что он более широко смотрит на мир, чем остальные участники разговора. В результате этого сотрудничества родилась широкая концепция новой школы, главным автором которой стал Сергей Мамаев.
Когда с концепцией познакомили родителей детей, те были в восторге. Им особенно понравилось, что создается школа, в которой для разных детей предполагается создать разные условия. «Поможем детям оставаться разными» – таков девиз школы №5.
Идея нового здания тоже принадлежит Сергею. Как-то у Мамаевых собрались гости. Почти сразу же заговорили о школе. «Как она будет выглядеть?» – спросили они у Сергея Михайловича. Он взял карандаш и нарисовал ее контуры. А присутствовавший здесь архитектор Анатолий Карасев разделил рисунок на семь частей – столько было участников разговора, и предложил изобразить свое видение и написать свое пожелание. Когда отдельные части снова сложили в одну картинку, все ахнули. Получалось необычное здание. Но кто-то засомневался: ведь это только мечта? Конечно, потом Анатолий и Сергей дообработали проект, а через девять месяцев здание было готово. Школа работает пятый год.
Помощь школе, которую ей оказывает Сергей Михайлович Мамаев, можно считать уникальной. Уникальность ее состоит в том, что он вкладывает в нее не только материальные средства: содержит школу, детский сад, конноспортивный клуб «Чудо-кони», но и свой интеллект, свою душу. Человек открытый и увлеченный, он передает эту увлеченность учителям и детям. О нем говорят: Сергей Михайлович чаще бывает в школе, нежели дома и на работе. Но и его собственное дело процветает. Он организовал издательско-полиграфическое объединение «Стезя», которое по количеству и качеству выпускаемой продукции занимает второе место в России.
Детям и их родителям нравится, что такой уважаемый в городе человек, член Законодательного собрания республики, член социальной комиссии так много занимается и общается с ребятами. Время от времени Сергей Михайлович предлагает педагогам посмотреть, на ту ли цель мы работаем, чего уже достигли и не нужно ли что-то скорректировать. «Цель всегда должна быть сопряжена с результатом», – повторяет он нередко. Эти правила бизнестехнологии Сергей Мамаев привнес в школьную жизнь.
Школа начинается с детского сада. В нем несколько центров: центр активности, песка и воды, ролевых игр. Это образовательная программа Лидии Свирской. Все в ней подчинено тому, чтобы ребенок получал удовольствие от выполненного задания и добивался успеха.
Программа включает три главных вопроса: что мы уже знаем? Что хотим знать? Как мы будем это делать, чтобы получить новые знания? К концу дошкольного возраста малыши умеют определять: что я уже знаю, чего я еще не знаю. Видеть свои пробелы. И самое важное – они знают, как добыть информацию, которая их интересует. При этом используют несколько способов: берут интервью, проводят эксперимент, спрашивают у родителей, ищут в книгах. Эта программа очень нравится директору школы Татьяне Мамаевой.
В школу приезжала ее автор – Лидия Васильевна Свирская. Ей понравилось, как она здесь реализуется.
В самой младшей группе тоже несколько центров. Есть центр песка и воды. Бывает, что в песочнице хотят играть одновременно несколько малышей. Как быть? Кто будет первым, кто вторым, а кто третьим? Воспитатели учат детей договариваться разными способами: с помощью песочных часов, считалочек.
Сложные проблемы взаимоотношений решаются в кабинете психолога. Их три. В самом большом беседы ведутся с детьми, родителями и педагогами. Используются методики, близкие к данному возрасту. Есть песочная терапия. Иногда малышу трудно объяснить словами, что его тревожит? И тогда ему предлагают «изобразить» картину на песке. И потом психолог с помощью использованных в ней образов вместе с ребенком решает его проблему. У малышей случаются конфликты. Им, естественно, никто не читает мораль. Просто ребята что-то строят на песке, разыгрывают сюжет, и здесь им можно показать, как конструктивно выйти из этой ситуации и как неконструктивно.
В одном из психологических кабинетов построили пещеру. Хотели с ее помощью помочь детям справляться с разными фобиями. Однако оказалось, что никаких страхов у ребят нет. Но пещера нужна для уединения. Скажем, ребенку все и все надоели. Он удаляется в пещеру, где можно включить свет, полежать на матрасике, посидеть или просто постоять.
В детском саду используется еще одна увлекательная программа, которая тоже дает хорошие результаты. Она называется «Волшебная страна чувств» и создана на основе сказкотерапии Татьяной Зенкевич-Евстигнеевой. Детям предлагается в одной песочнице построить общую «страну чувств». Неожиданно психологи сделали открытие: оказалось, что у каждого малыша своя собственная «страна чувств». Они поняли, что строить общую страну чувств противоестественно.
Когда приехавшая в школу Татьяна Дмитриевна увидела, что у каждого ребенка своя песочница и он строит свою страну, то она сказала: «Это достойно авторства». У каждой страны свой король или королева, если страну строит девочка. Есть в «стране чувств» слуги. Как-то у одного мальчика что-то не получалось, он отбросил тетрадь в сторону и перестал заниматься. Тогда учительница подошла к нему и тихонько спросила: «У тебя кто сегодня на троне – король или слуга?» Мальчик подумал-подумал, потом взял тетрадь и начал выполнять задание. Никто ему не сказал: ты должен заниматься, просто ему помогли самому принять решение.
В классах начальной школы все продумано до мелочей: игровые уголки, учебная часть комнаты. У первоклассников, на первый взгляд, слишком высокие парты. Оказалось, что их можно регулировать. Они имеют четыре режима, в том числе и заниматься стоя за партой. Эти положения меняются в течение дня. Каждый раз работают разные группы мышц, и ребенок меньше устает. Педагоги и психологи делают замеры роста детей в течение года. Учитываются прежде всего осенние показатели (за лето они значительно подрастают). И поэтому в сентябре идет перестройка парт.
У школы сложились хорошие, доброжелательные взаимоотношения с родителями. На собрания обычно приходят оба родителя. На них чаще всего демонстрируют фильмы, рассказывающие о жизни школьников. Потом учителя отвечают на вопросы. «С нашими педагогами общаться – настоящее удовольствие, – рассказывает одна мама. – Никаких тебе разносов, как это до сих пор случается в других школах, спокойная, доброжелательная обстановка. Благодаря учителям и психологам мы очень много узнаем о своих детях, их неожиданных успехах и способностях».
Школа работает в одну смену, но дети не уходят до вечера. Им есть чем заняться. Множество разных кружков. Особенно ребята любят свой театр. Все спектакли проходят в актовом зале. Он построен в форме греческого амфитеатра. Сцена большая. Самая современная звуковая и световая техника, которая позволяет делать фантастические эффекты.
В прошлом учебном году был поставлен спектакль по пьесе Крапивина «Старик со станции Роса». В нем участвовали только мальчики, потому что в спектакле только мужские роли.
Еще один спектакль – композиция на стихи Юнны Мориц. Некоторые роли были только у мальчиков: как вести себя, если тебя обижают, у девочек – как вести себя, когда кто-то читает чужие письма.
Есть у ребят собственная типография. Ее тоже подарил им Сергей Михайлович, здесь современное оборудование. Детей знакомят с одной из самых престижных в мире профессий – профессией полиграфиста. Работают здесь и взрослые, и дети. Ученики за короткий срок осваивают основные операции и затем начинают выпускать готовую продукцию. В основном для школьных нужд: календари с видами школы, открытки, дневники, ведомости для текущих оценок, блокноты с красочными обложками. И еще сборники под названием «Дорога, длиною в год» – о школьной жизни в течение учебного года. В них много цветных фотографий, высказываний учителей, учеников и родителей. Последние их охотно покупают. Поступают заказы и от населения. Местный фотохудожник попросил издать альбом своих фотоснимков – всего два сигнальных экземпляра, остальной тираж был изготовлен в большой типографии, потому что на оборудовании школьной делают в основном «штучный товар».
Здесь ребята одновременно получают опыт, необходимый в бизнесе. На практике получают экономические знания. Сначала делают мелкие проекты. Потом в 14-15 лет решают уже более крупные, серьезные задачи: организуют производство, продумывают, как реализовать продукцию, получить прибыль, раскрутить дело. И в этом для них яркий пример – Сергей Михайлович Мамаев.
Можно ведь просто освоить операцию: отпечатать, сброшюровать будущую книгу или блокнот, а можно составить бизнес-план и попробовать выступить в роли организатора дела, бизнесмена. Скажем, ребята придумали, что можно заработать деньги, наладив массовый выпуск несложного изделия – закладки для книг, если они будут художественно оформлены. При этом подростки сами выбирают рисунки, дизайн с помощью компьютерной графики. Так они приобретают не только навыки дизайнера, художника-оформителя, но и просчитывают, какую прибыль можно получить, выпустив определенное число закладок. Однако удалось продать всего несколько штук, значит, проект «прогорел».
Опыт «банкротства» усваивается легче в игре, чем это бывает в реальности, когда станешь взрослым, когда вложишь свои кровные и разоришься. Дети начинают понимать, что в любом проекте есть определенная степень риска. И в реализацию каждого проекта ребенок может включиться как в качестве простого работника, так и в роли руководителя.
Это только некоторые штрихи к портрету необычной школы, созданной людьми, неравнодушными к тому, какими вырастут наши дети, – коллективом педагогов во главе с директором Татьяной Мамаевой и бизнесменом Сергеем Мамаевым. Школа продолжает развиваться, и хочется верить, что она войдет в число тех учебных заведений, которые в наибольшей степени будут соответствовать требованиям ХХI века.
Маргарита КУРГАНОВА, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Комментарии