Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» принимает активное участие в процессах, происходящих сейчас в образовании школьников по информатике и ИКТ в современной информационной среде школы. С 2001 года оно приложило все усилия, чтобы к 2008 году полностью сформировать УМК по информатике в рамках непрерывного курса согласно новому образовательному стандарту по всем ступеням общего образования.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Как известно, в 2004 году приняты федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план.
Базисным учебным планом предложена модель непрерывного обучения предмету «Информатика и ИКТ» на старшей ступени обучения. В старшей школе предусмотрены различные уровни изучения – базовый и профильный. Однако продвижение учеников к этим уровням требует от школы формирования соответствующих условий изучения предмета на начальной и основной ступенях обучения. Также очень важно разнообразие траекторий обучения школьников в зоне удовлетворения их профильных интересов на старшей ступени обучения, в том числе с помощью разнообразия элективных курсов, предусмотренных стандартом.
Согласно стандарту по предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрено его изучение на всех ступенях образования. Это внесло серьезные перемены в процесс обучения информатике школьников, потребовав нового осмысления школой моделей обучения согласно выбранному ей профилю.
Важнейшее новшество образовательных стандартов по другим учебным предметам связано с обязательным использованием компьютеров и цифровых образовательных ресурсов. Сами же ресурсы находятся как на компакт-дисках, которые сейчас по федеральным программам поставляются в медиатеки школ, так и в Интернете. Сюда можно отнести образовательные порталы, сформированные в период 2002-2005 годов, а также Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, разработка которой начата в 2005 году.
БУП 2004 года предлагает несколько вариантов возможных профилей. Эти варианты примерные и носят рекомендательный характер. Их не надо воспринимать как единственно возможные для использования на практике. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими СанПиНами, каждое образовательное учреждение вправе формировать собственный учебный план.
Такой подход предоставляет каждому учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а ученикам – выбор профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
С выбором профиля каждая школа определяется самостоятельно. Это может быть один или несколько профилей для варианта внутришкольной профилизации или работа по индивидуальным учебным планам внутри образовательного учреждения или при сетевом взаимодействии нескольких учреждений. Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля, если в этом есть необходимость.
Приведем примеры возможного распределения часов на преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в рамках различных профилей.
Для физико-математического и информационно-технологического профилей предмет «Информатика и ИКТ» представлен как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем углубленном уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно. Помимо этого возможно расширение за счет элективных курсов от 1 до 5 часов в неделю ежегодно. Такое обучение информатике и ИКТ нацелено на формирование профильных ИКТ-компетентностей как главного элемента выбранной учениками будущей профессиональной деятельности.
В социально-экономический, индустриально-технологический профили и в универсальное обучение «Информатика и ИКТ» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов в неделю ежегодно. Такое изучение информатики и ИКТ с поддержкой элективными курсами по профильным предметам на основе использования ИКТ позволит ученикам сформировать информационную активность в применении ИКТ как неотъемлемую часть дальнейшего образования и профессионального роста.
Для физико-химического, химико-биологического, биолого-географического и аграрно-технологического профилей «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на основе программы обучения предмету на базовом уровне от 1 часа в неделю ежегодно или за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно. Таким образом формируются стабильные ИКТ-компетентности учеников по информатике и ИКТ в приложении к профильным знаниям и умениям как основа современной информационной культуры выпускника школы.
В социально-гуманитарном, филологическом, психолого-педагогическом и художественно-эстетическом профилях отдельные тематические блоки курса «Информатика и ИКТ» могут изучаться как элективные курсы от 1 до 4 часов в неделю за счет элективных курсов ежегодно. Такое изучение актуальных в профиле разделов информатики способствует формированию прикладных аспектов информационной деятельности учеников в будущей профессии.
Инновационный учебно-методический комплекс по информатике и ИКТ издательства «БИНОМ»
Издательство сформировало комплекс учебно-методических материалов по всем ступеням общего образования. Этот ресурс позволяет реализовать непрерывное информационное образование и вариативно настраивать разнообразные траектории изучения курса информатики со 2-го по 11-й класс. Ядро этого ресурса составляют учебно-методические комплекты «Информатика и ИКТ», основанием которых служат учебники, вошедшие в Федеральный перечень. (Табл. 1)
Между всеми УМК существует преемственность и возможность вариативной настройки траектории непрерывного обучения 2-11.
В состав УМК помимо учебников входит ряд учебных пособий – практикумы или задачники, рабочие тетради для учеников, а также методические пособия для учителя, включающие плакаты, авторские программы обучения (отражающие различные траектории изучения предмета), мультимедийные электронные приложения на компакт-диске.
К 2008 году издательство включает в состав УМК специально разработанные к ним ЦОР на различных ступенях изучения предмета. Предлагаются дополнительные модули по информатике (учебные пособия и рекомендации для учителя), которые смогут расширить возможности любого УМК.
УМК по информатике для старшей ступени дополнен рядом комплектов учебных пособий по элективным курсам для различных профилей обучения информатике в 10-11-х классах, ставшие победителями конкурса НФПК (авторы: Н.Д.Угринович; И.Г.Семакин и другие; Л.А.Залогова; М.Ю.Монахов и другие; Е.В.Андреева и другие), а также 4 элективных курса, разработанные корпорацией Microsoft. (Табл.2)
Табл. 2
Один из новых разделов – школьная библиотеки по олимпиадной информатике. Он предназначен не только для старшеклассников, выбравших соответствующий профильный курс обучения, но и для всех ребят, увлеченных этим предметом. Следует отметить, что за последние 5 лет в той или иной степени уже сформировалась информационная среда школы – появилась возможность через школьные ИКТ-ресурсы принимать участие в работе с дистанционными ресурсами в области информатики, а также в сетевых конкурсах и олимпиадах. В школах, где есть профильные классы, ориентированные на информатику, уделяется немалое внимание организации работы информационного школьного центра совместно с наставниками, формированию сетевых профильных сообществ школьников в территории, организации олимпиадного раздела школьного сайта и ряду других вопросов. Но вопрос, как помочь школьникам и педагогам-наставникам методически, остается актуальным.
Важную роль здесь играют учебно-методические издания по олимпиадной информатике, которые появились в последнее время. Особая роль в этом деле принадлежит нашему издательству, которое с 2005 года реализует проект «Библиотека олимпиадной информатики» в сотрудничестве с большим авторским коллективом – членами Центральной методической комиссии Всероссийских олимпиад по информатике, авторами учебников по информатике, специалистами вузов. Важно отметить, что библиотека олимпиадной информатики ориентирована не только на старшеклассников и педагогов, но и на младших школьников и учеников основной школы для использования в рамках уроков информатики, кружков, факультативов, компьютерных клубов. (Рис. 1)
Учителю информатики будут помогать УМК по информатике Н.В.Матвеевой для начальной школы, который позволяет приобщить ребят к алгоритмической культуре и основным понятиям информатики. УМК по информатике для 5 – 7-х классов Л.Л.Босовой поможет заинтересованным детям совместно с учителем приобщиться к решению логических задач, в том числе на компьютере, даст пропедевтические навыки элементов программирования, работы исполнителя. Эти УМК дополнены сборниками задач по информатике авторов О.Б.Богомоловой и Л.Л.Босовой, которые обобщили в них собственный педагогический опыт работы с детьми в школе.
В курсе информатики основной и старшей школы учителю будут полезны УМК по информатике для 7-9-х классов и профильный УМК для 10-11-х классов Н.Д.Угриновича. В них присутствуют глубоко проработанные темы по решению задач на основе ИКТ, причем в различных платформенных решениях с использованием самых современных систем программирования. Для этого к УМК прилагаются компакт-диски с лицензионным ПО.
Важнейшей составляющей работы с профильно-ориентированными учениками можно считать комплект элективных курсов по олимпиадной информатике. Это элективный курс «Математические основы информатики» Е.В.Андреевой, комплект книг и практикумов по алгоритмизации и программированию на основе олимпиадных задач С.М.Окулова, методическое пособие «Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады» В.М.Кирюхина и
С.М.Окулова, а также коллекция олимпиадных задач на образовательном портале всероссийских олимпиад www.rusolymp.ru.
Как можно убедиться, формирование и регулярное наполнение школьного раздела библиотеки по олимпиадной информатике сможет помочь эффективно использовать этот ресурс в работе с талантливыми детьми в области информатики.
Для настройки УМК на различные траектории изучения предмета в рамках выбранной школой модели непрерывного информационного образования рекомендуется использовать дополнительную учебную литературу, которая представлена ниже при описании траекторий обучения по информатике на различных ступенях обучения. (Табл. 3)
Таким образом, все УМК по информатике и ИКТ издательства можно представить как единый учебно-методический комплекс, включающий в себя разнообразные материалы по всем ступеням школы, а также ЦОР (например, для начальной школы: http://school-collection.stavedu.ru) и электронные приложения, в частности, сайт методической службы издательства www.metodist.lbz.ru, который осуществляет сетевую консультационную поддержку учителей силами авторов УМК и методистами издательства. (Рис. 2-3)
Что представляет собой модель непрерывного обучения информатике?
В образовательном стандарте заложены несколько моделей, что определяется предложенными в них результатами обучения:
Модель 1. Информатика и ИКТ как профильный предмет для школьников, увлеченных данной предметной областью и выбравших ее в дальнейшем основой своего профессионального образования.
Модель 2. Информатика и ИКТ как предмет базового уровня, являющийся неотъемлемой частью в будущей профессии, и необходимый для успешного освоения других профильных предметов.
Модель 3. Информатика и ИКТ как часть общекультурных качеств человека, помогающих ему успешно развиваться в информационном обществе. В этом случае предмет имеет прикладной характер, опосредованно отдельными составляющими входит в профильную активность школьника.
Очевидно, что все три модели могут присутствовать в школе единовременно, а могут использоваться как отдельные ключевые траектории обучения детей. Например, в физико-математическом лицее скорее всего будет приемлема первая модель, в гуманитарной гимназии – вторая и третья, в зависимости от выбора ученика. А в школе, ориентированной на профили, где информатика и ИКТ не присутствуют вовсе, общекультурное и прикладное направления освоения отдельных разделов и тем предмета в приложении к профильной активности школьника останутся востребованными и повлекут использование прикладного направления изучения предмета.
При этом в каждой модели возможны различные варианты ее реализации. Так, в модели с профильным освоением предмета траектория для физико-математического профиля более актуальным станет изучение математических основ информатики, а в информационно-технологическом профиле – информационные технологии.
Траектория обучения задается теми приоритетами, которые определяет школа. Готовить к таким профилям школа начинает в основной ступени обучения, а пробуждает мотив к профилю уже в начальном обучении. Ясно, что социально-экономический профиль потребует от школьников не только умения пользоваться основными средствами ИКТ на базовом уровне, но и применять отдельные средства ИКТ в достаточно полном объеме в профильной активности, что потребует готовности и самомотивации их применения. Для этого необходимо пробудить у ребят интерес к информационной деятельности уже в младшей школе в проектной учебной деятельности по различным межпредметным связям. Это создает условия для формирования различных траекторий – вариативной части модели обучения информатике. (Рис. 4)
Помимо указанных педагогических условий реализации моделей обучения информатике, обозначенных БУП и определяемых выбором школы и учеников, следует отметить ресурсные условия. К ним относятся информационная среда школы и кадровый потенциал педагогов.
Существует три инвариантных для всех школ ресурсных решения, обеспеченных федеральными программами информатизации школ страны. Это минимальная информационная среда школы, обеспеченная медиалекторием (один компьютер и проектор на большую аудиторию), административным цифровым блоком (компьютерные рабочие места директора, завуча и бухгалтера школы), а также цифровая зона библиотеки школы, обеспеченная хотя бы одним компьютером и соответствующим программным обеспечением.
Базовая комплектация информационной среды школы дополнена ИКТ-кабинетом от 10 до 15 рабочих мест с дисководом для CD, объединенных в локальную сеть, с выделенным местом для учителя и проектором, снабженным также дополнительным оборудованием – принтером, сканером и пишущим CD.
Расширенная комплектация информационной среды школы дополняет базовую в зависимости от региональных программ информатизации школ, а также в рамках дооснащения школ современным ИКТ-оборудованием в рамках ПНП «Образование». Эти дополнения конкретные школы строят по-своему, однако обычно они включают в себя расширение спектра цифровых зон развития детей в зависимости от профилизации школы. Сюда могут входить:
пресс-центр с соответствующим оборудованием для школьного издательства;
дистанционный центр обучения школы с оборудованием для реализации спецкурсов с использованием Интернета и специализированных систем и возможностью видеосессий для обучающихся удаленно;
оборудование для школьного музея и электронного хранилища экспонатов, виртуальных экскурсий, архивов работы в поле, с населением, с культурным наследием территории;
оборудование для библиотечного и другого информационного фонда школы как социокультурного центра в территории;
цифровая зона для естественно-научных, социальных, статистических, педагогических исследований в зависимости от профиля школы;
цифровая зона эстетического развития детей, включающая оборудование для юных художников, музыкантов, актеров, для мастерских прикладного искусства на основе использования проектирования на компьютерах;
школьный центр компьютерного тестирования, компьютерного моделирования и программирования, мультимедиа- и видеостудии, веб-мастерская по разработке школьного сайта и так далее.
Как проектировать информационную среду школы (ИСШ) и как эффективно ее использовать, обсуждается на страницах книг из серии «Информатизация образования», которая в настоящее время открыта издательством «БИНОМ». (Табл. 4)
Кадровый потенциал современной школы напрямую связан с ИКТ-активностью учителей и использованием потенциала ИКТ-активности детей. На рисунке 4 показаны основные виды деятельности педагогов и детей в школе с использованием ИКТ.
Ресурсное обеспечение этих активностей требует наличия ИСШ. Ниже представлен перечень инвариантных (уже сформированных практически во всех школах) и вариативных (формируемых в школах и имеющих перспективы развития) цифровых зон ИСШ.
Инвариантные зоны:
АРМ (автоматизированное рабочее место) директора/завуча/бухгалтера
АРМ методиста
АРМ библиотекаря
АРМ секретаря-делопроизводителя
Медиалекторий – актовый зал с презентационным оборудованием
Компьютерный библиотечный зал (медиацентр)
Библиотека-медиатека-видеотека
Кабинет ДО – учительская
Методкабинет школы
Серверная и ЛВС школы
Радиоузел школы
Веб-студия с цифровым оборудованием
Медиалаборатория с аудиовидеомонтажным комплексом
Вариативные зоны:
Школьная телестудия
Школьная студия дизайна
Музыкальный компьютерный центр
Школьный компьютерный клуб
Кабинет экспресс-диагностики здоровья
АРМ учителя начальной школы
Компьютерная естественно-научная лаборатория
Пресс-центр школы
АРМ предметника с дополнительным компьютерным и цифровым оборудованием и медиапроектором или интерактивной доской
Кабинет компьютерного тестирования
Кабинет робототехники
Компьютерный центр школьного музея
Центр социальной службы школы и профориентации школьников
Педагогические бригады как механизм реализации непрерывного информационного образования в школе
Непрерывное информационное образование как составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование ИКТ в школьных предметах, в жизни, непрерывное обучение ИКТ педагогов и развитие ИСШ как ресурсной составляющей.
При таком разнообразии ресурсов и моделей обучения информатике школьников видно, что в настоящее время учитель информатики уже не может обеспечить собой всю учебную и познавательную активность педагогов и детей в ИСШ.
Только силами всего педагогического коллектива возможно эффективно обустроить работу в школьной информационной среде, включая и обучение информатике с расширенными практикумами и учебной проектной деятельностью детей на межпредметной основе. ИКТ-компетентность педагогических бригад в системе непрерывного информационного образования в ИСШ. Однако такой подход поможет полностью обеспечить реализацию образовательного стандарта, поскольку активные педагоги, готовые обучать по отдельным модулям предмета «Информатика и ИКТ», а также вести дополнительные или элективные курсы как по ИКТ, так и по предметным направлениям на их основе, постепенно формируются системой повышения квалификации. Эта работа крайне востребована развивающейся информационной средой школы.
Серия элективных курсов Microsoft посвящается активному использованию ИКТ в профильном обучении на основе работы детей в проектных бригадах. (Табл. 5)
Особая роль принадлежит педагогической бригаде совместно со школьной компьютерной бригадой. В рамках профильного изучения информатики или углубленных элективных курсов по ИКТ они поддерживают работоспособность ресурсов ИСШ своими силами на уровне профилактики неисправностей, а также своевременно сообщают о сложных неполадках, патронируют все цифровые зоны школы. Это помогает администрации оперативно и четко отрабатывать критические ситуации с ИКТ-сбоями в работе ИСШ уже на уровне привлечения профессионалов из служб технической помощи.
Этот аспект бригадного обеспечения непрерывного информационного образования отражен в таблице 5. Школьная компьютерная бригада патронирует ресурсы ИСШ, а школьные предметные бригады наполняют все цифровые зоны ИСШ проектным содержанием под руководством педагогических бригад учителей информатики и учителей-предметников, активно использующих ИКТ, в том числе в профильном обучении, в элективных курсах на основе ИКТ. Такие элективные курсы на основе ИКТ реально позволяют старшеклассникам «прикоснуться» к будущей профессии, поскольку практически все направления современной профессиональной деятельности используют ИКТ.
Такое проектное участие школьников в прототипах профессии – предпрофессиональной учебной активности в ИСШ несет в себе важную воспитательную ценность, помогает процессу социализации ребенка в сложном для него высокотехнологичном информационном мире. Важно отметить, что в такие предметные бригады школьников могут включаться и родители, особенно если это касается профилей, связанных с их профессиональной деятельностью, либо социально-ориентированных профилей, где практика работы с общественностью очень важна для школьников. Обычно это проходит в рамках работы школьного музея, телестудии и радиоузла, формирования и наполнения школьных баз данных, архивов, коллекций и их оцифровки, видеотеки школы и так далее.
Повсеместно ресурсы ИСШ и квалификация учителей, обеспечивающих готовность детей включиться в учебную деятельность в новых условиях ИСШ, позволяют каждой школе в итоге формировать свою собственную интересную школьную жизнь, свою уникальную изюминку. Все это мы несем с собой через всю жизнь, ведь понятие «моя школа» – это школа, в которую каждый ученик вместе с учителями и родителями внес свое Я, оставил свой след в развитии новых интересных дел. ИСШ помогает сделать это еще более интересно и продуктивно.
Марина ЦВЕТКОВА, заместитель генерального директора издательства, доцент АПКиППРО
Комментарии