Любое исследование начинается с удивления. Живет человек, живет, воспринимает что-либо как само собой разумеющееся, раз и навсегда утвержденное и не поддающееся переосмыслению. Но в один поистине прекрасный момент он вдруг задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента у человека возникает желание, не удовлетворяясь уже готовыми схемами, найти на него свой ответ. Тогда и начинаются поиск, исследование, копание.
Номинация “Учитель-исследователь” собрала педагогов, способных не только искать и находить ответы на поставленные вопросы, интуитивно определять направление поиска истины, но и умеющих зажечь огонь поиска в своих питомцах.
Елена ДМИТРИЕВА, литератор из Нижневартовской гимназии Ханты-Мансийского автономного округа, уверена, что самое главное в процессе осмысления текста – дать возможность ученику правильно его интерпретировать, научить ребенка не использовать готовые образы, а создавать свои собственные. Ведь, к сожалению, очень часто учитель еще до того, как дети познакомились с произведением, ставит перед ними задачу: найти в этом герое то-то и то-то, прийти к таким-то и таким-то выводам. В результате ребята вынуждены подгонять свое мнение под “официальное”, не решаясь высказать свое личное отношение к прочитанному. Свой исследовательский подход Елена Анатольевна мастерски продемонстрировала, когда на ее уроке ученицы школы N1004 пришли к единственно правильному выводу: Катерина из “Грозы” Островского – это не робот, не готовая схема, а феномен, уникум, ее действия невозможно просчитать математически. Одним словом – Женщина!
Татьяна ЛЮБИМОВА, учитель русского языка и литературы лицея N 9 из Волгограда, создала свою азбуку мастерства, в которой от “А” до “Я” заложены личные качества педагога-исследователя, – Емкость мысли, Компетентность, Любовь к детям, Мудрость, Наблюдательность и т.д. Татьяна Николаевна за 30 минут конкурсного урока сумела “выжать” из темы “Причастный оборот” все, что только возможно. Здесь было все: и наглядность, и межпредметные связи, и интернациональный аспект, и терминологическая работа, и музыкальное сопровождение, и много-много другого. Именно добротностью и практической насыщенностью этот урок и понравился присутствующим здесь учителям этой школы.
Как привить детям любовь к русскому языку? Как сделать так, чтобы его изучение не ассоциировалось с одними только скучными сложными правилами, трудными и неинтересными сочинениями? Ирине ФЕДОРОВОЙ, филологу и завучу по инновационной работе школы N 3 г. Родники Ивановской области, удалось найти свое решение этой проблемы: нужно быть оптимистом, обладать чувством юмора, иметь неиссякаемый запас энергии, а главное – уметь использовать все это на своих уроках. Именно это помогло ей блестяще провести конкурсный урок по теме, которая поначалу вогнала ее в глубокое уныние, – “Приложение”. Как оказалось, при желании можно практически любой подручный материал обратить для пользы дела – начиная от газетных заголовков и заканчивая визитками присутствующих на уроке журналистов.
“Никогда не хотел быть учителем! Всегда мечтал заниматься научной работой, любимой орнитологией”, – признался накануне урока учитель биологии Вазерской средней школы Бессоновского района Пензенской области Евгений РОДИОНОВ. Но как бы то ни было, а теперь он ведет исследовательскую работу вместе со своими учениками. И уверен, что нельзя изучать предмет биологии, сидя в кабинете. Но если уж ты вышел “в поле”, то невозможно также ограничиться изучением чего-либо одного – ботаники или зоологии. Все становится интересно сразу, в совокупности. Думается, что если б тему урока (“Класс Хвойные”) Евгению Викторовичу позволили дать на природе, а не в московской школе, эффект был бы гораздо более внушительным.
Чтобы уметь познавать мир во всем его многообразии, оказывается, нужно… уметь учиться! Татьяна ПЕТРОВА, преподаватель русского языка и литературы гимназии N23 Краснодара, считает, что совершенно необходимо с малых лет прививать детям способность самостоятельно добывать знания, умение реализовать себя, делать выбор. Выражаясь ее словами словами, “развивать субъектность”. И не только у детей, но и у их родителей и учителей. Главное здесь – установка на успех, вера в собственные силы. Исследуя на уроке рассказ Чехова “Крыжовник”, Татьяна Алексеевна вместе с классом пришла к выводу: мастерство писателя проявляется буквально в каждом слове, в каждом обороте. И это отличает Чехова от других классиков. И то, как дети восприняли урок, лишний раз доказывает, что они вовсе не слабый класс, и что у них все в жизни получится!
Когда учитель дает ученику задание написать какой-либо реферат, он чаще всего знает результат наперед и лишь ведет ребенка к нему. А вот когда за дело берется преподаватель математики из лицея города Лобни Московской области Андрей ПАВЛОВ, результат не известен никому. Андрей Николаевич считает, что каждый ребенок должен считать себя первопроходцем, осознавать реальную ценность своих исследований. И в этом компьютер может оказать огромную услугу. Важно лишь использовать “искусственные мозги” только тогда, когда без них никак не обойтись, например для очень трудоемких вычислений. Во всех других случаях нужно работать своей головой. Такой подход был блестяще продемонстрирован на конкурсном уроке, где компьютер занял свое место, а человеческий ум, имеющий право на ошибку, – свое.
Оригинальный, афористичный стиль мышления, основанный на открытых им же парадоксах, и энциклопедический склад ума продемонстрировал на конкурсе Кирилл САПЕГИН, преподаватель культурологии, литературы и культуры речи лицея Международного университета бизнеса и новых технологий Ярославля. Каждая вторая из сказанных им фраз могла бы стать крылатой: “Мне больно оттого, что сердце не болит”, “Когда мучительно думать, остается одно: чувствовать”, “Если жизнь – это культуротворчество, то как можно научить жизни? Тем более за 45 минут”… На уроке, тема которого как нельзя кстати соответствовала характеру конкурсанта – “Ценности в культуре”, Кирилл Владимирович продемонстрировал виртуозное владение материалом “Маленьких трагедий” Пушкина, сумев на основании одного лишь анализа драмы подвести ребят к выводу, что музыка Сальери гораздо более суха и механистична, чем музыка Моцарта. После этого ученики определили для себя, какие ценности особенно важны лично для них, а какие – для всего общества в целом.
Может ли ученик стать автором серьезного открытия, причем не случайного, а закономерного? Да, утверждает руководитель клуба юных археологов “Резерв” Центра детского творчества города Уссурийска Приморского края Дмитрий БРОВКО. И он имеет полное право так говорить, так как его воспитанники имеют на своем счету не одно открытие. Созданная им авторская программа “Первобытная археология и палеоэкология” позволит сделать образовательный процесс целостным. Ведь это только принято думать, что археолог – это прежде всего историк. На самом деле он еще и физик, химик, культуролог, геолог, географ и т.д. Но прежде всего он исследователь. Видели бы вы глаза ребят, которым не только посчастливилось на уроке своими руками потрогать артефакты – каменные рубила, грузила, ножи, но и поучаствовать в обсуждении их происхождения и способов применения.
Итак, восемь учителей – восемь миров, в каждом из которых – бесконечный простор для исследований. Пусть не каждому удалось показать все свои достижения в лучшем свете, главное всегда останется с ними: умение зажечь в детских душах огонек интереса и помочь ему превратиться в путеводный маяк, освещающий жизненный путь.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии