search
main
0

Извилистым маршрутом таланта

О чем говорят скульптуры?

Виктория ТИЩЕНКО член Московского союза художников и Московского объединения скульпторов, не просто Личность с заглавной буквы, а настоящий человек-оксюморон. Красивая, хрупкая молодая девушка создает воистину монументальные скульптуры, не уступающие творениям Зураба Церетели! Стипендиат Министерства культуры РФ, участница, победитель, лауреат конкурсов, выставок в России и за рубежом главной задачей преподавания считает донесение информации в ясной и доступной форме. Главной проблемой современности – подмену культурных ценностей.

Виктория ТИЩЕНКО за работой

– Виктория Александровна, как вообще к вам пришла идея стать скульптором? Как периодическая таблица элементов к Менделееву – во сне, через тернии к звездам, согласно выражению Сенеки или уникальным, третьим путем?

– Я, честно признаться, никогда не думала, что моя жизнь будет так тесно связана с искусством. Меня всегда привлекало творчество, но именно как хобби. После окончания школы я поступила в Российский институт текстильной и легкой промышленности, на факультет экономики и управления. Было интересно учиться, но мысль о том, что эта специальность будет делом моей жизни, меня угнетала. Все решил случай.

В один прекрасный день моя мама предложила сходить на день открытых дверей в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Мгновение перевернуло мою жизнь! Оказавшись в стенах академии, я погрузилась в мир искусства и красоты и поняла, что именно этот мир мне близок и я хочу стать его частью! Я начала готовиться к поступлению. В процессе поняла: чаша весов постепенно склоняется к скульптуре. Изначально мне хотелось заниматься живописью, но выбор был сделан.

Я очень переживала, что не смогу поступить, ведь я не училась в профильных заведениях, не знала даже художественных азов. В первый год я не прошла: было мало времени для подготовки, однако на второй год поступила с лучшими баллами по специальным предметам (рисунок, скульптура). Это было для меня чем-то невероятным, ведь ребята, которые шли со мной в одном потоке, учились в художественных школах и колледжах.

Тогда я поняла, что человек если захочет, может все. Это было началом совершенно новой жизни, я нашла себя. Это большое счастье, когда профессия приносит удовольствие!

– Вы человек-парадокс – хрупкая прекрасная девушка и создательница воистину монументальных скульптур. Как внутри вас уживаются оксюмороны?

– С первого курса у меня проснулась тяга именно к монументальной скульптуре, мне было интересно работать с большими объемами. Меня этот жанр восхищал и как созерцателя, и то же самое хотелось создавать самой. Но скульптура – это действительно скорее мужская профессия. Часто, создавая что-то большое, я не могу даже сдвинуть свое произведение с места. Скульптор должен уметь работать с инструментами, такими как болгарка, сварочный аппарат, уметь соорудить каркас для скульптуры, обработать бронзовую скульптуру и так далее. Именно поэтому, вы верно подметили, девушкам в этой профессии приходится нелегко, но это меня никогда не пугало и не останавливало. Да, на работу уходит много энергии, но результат дает новые силы!

– Чем помогает вам участие в выставках – обеспечивает карьерный и личностный рост, дает возможность высказаться о наболевшем, шанс на полилог со зрителями или?..

– Выставки для художника – это возможность показать свои труды и получить отдачу! Это очень важно: мы зачастую работаем в своих мастерских в одиночестве, и нам важно понимать, что все не зря и созданные нами произведения будут поняты и услышаны. Да-да, скульптуры говорят! Ведь в каждую работу я вкладываю душу, каждое произведение – это не только титанический физический труд, но и не меньший эмоциональный.

– Чем отличаются посетители музеев в России от зарубежных «коллег»?

– Люди везде, по сути, одинаковые. Мы в равной степени вдохновенно реагируем на прекрасные, мастерски выполненные художественные произведения, и от их созерцания в нас рождаются возвышенные чувства. Так же одинаково у каждого из нас возникают низменные чувства при взгляде на нечто уродливое или неприятное.

– Какую экспозицию и почему могли бы назвать точкой бифуркации, поворотным моментом в вашей жизни и карьере?

– Как таковой «точки бифуркации» для меня не существует. Меня всегда вдохновляли художественные произведения, которые несут в мир красоту, поражают своим великолепием и глубиной мысли. Таковых в классическом искусстве немало. Например, произведения таких скульпторов, как Антокольский, Бернини, Микеланджело, Чижов, и многих других, не менее знаменитых и великих мастеров.

– Искусство – это сложный язык. О чем же ваше творчество, если формулировать предельно кратко?

– Я занимаюсь классическим искусством и искусством реализма. Этот язык весьма прост для понимания зрителем, но сложен в постижении для художника. Чтобы овладеть в совершенстве этим средством коммуникации, творец должен вложить много сил, времени и, конечно, таланта в свои работы. Нам говорили в академии: «Вы должны стать лучшими мастерами именно в классическом искусстве, в самом сложном виде искусств! Если постигнете самое сложное, все остальное будет для вас простым!» Поэтому всегда нужно брать наиболее высокую планку в любом деле, стараться ее держать, тогда все будет по плечу. Конечно, без труда не выловишь и рыбку из пруда, но игра стоит свеч.

– У Йохана Идема есть книга «Как ходить в музей», своего рода путеводитель в сфере культуры. Если задать этот вопрос вам, какие рекомендации дадите?

– Я, к сожалению, не знакома с этим произведением, но могу уверенно сказать, что самый главный путеводитель – это ваши сердце и душа! Нужно наполнять свою жизнь, окружать себя прекрасным и возвышенным. Это в свою очередь порождает высокие чувства, которые вдохновляют на чистые, добрые и мудрые мысли. Человек – как сосуд. Наполненность этого сосуда определяет качество его содержимого.

– Расскажите, пожалуйста, о процессе творчества: от идеи до реализации, от рождения замысла до готового к экспозиции произведения. Что вас вдохновляет? Что, напротив, включая условия работы, мешает, раздражает, препятствует развитию?

– Идея – это всегда «от вдохновения». К сожалению, она не всегда реализуется, не так уж часто для творчества есть время. Занимаясь каким-то заказом, я не успеваю реализовать личный творческий замысел и оставляю эту идею на потом. По мере возможности возвращаюсь к нему и работаю над отставленными скульптурами.

Вдохновение может прийти от чего угодно – от момента, от музыки, от стихотворения, от театральной постановки, от прочитанной книги, от красивого взгляда, от похода в музей и от многого другого. Конечно, подобное происходит не каждый день и не каждый раз. Источником полета фантазии должно быть что-то особенное, цепляющее, волнующее, заставляющее сердце биться чаще.

Несмотря на то что я обычно работаю в своей мастерской в одиночестве, выходя из нее, я взаимодействую с внешним миром, и, конечно, не всегда это приносит положительные эмоции. Как и на любого другого человека, на меня влияют проблемы и события разного характера, что в свою очередь может иметь отражение в работе. Но личность должна справляться со всем, что уготовано судьбой. Очень многое в жизни зависит от нас самих, и это важно понимать.

– Преподаете ли вы сейчас? С кем предпочитаете работать – с детьми или со взрослыми? Чему стараетесь научить, что вложить в наставляемого, что в первую очередь передать?

– Сейчас я не преподаю из-за нехватки времени, я приостановила курсы по скульптуре. Ранее преподавала детям в школе Серова. Это был интересный и приятный опыт, делиться знаниями очень здорово! Я старалась передать ребятам и вложить в них как можно больше, но к каждому нужен свой подход, кто-то готов воспринимать много информации, а кому-то нужно ее давать дозированно, кого-то надо заставлять, а кто-то не может остановиться и так далее. И с детьми, и со взрослыми мне нравилось работать, но именно ребята все впитывают как губка. Работая с детьми, важно эту особенность возрастной психологии понимать – давать информацию и направлять их так, чтобы огонек творчества в сердце каждого не погас, а, напротив, разгорелся. Главная задача педагога – правильно выстроить маршрут развития таланта! Самое главное в преподавании – донести информацию в таком виде, чтобы ее было можно легко осознать, воспринять и правильно применить.

– Кого из наставников в школе, вузах, учреждениях дополнительного образования могли бы отметить как особо ярких личностей, сильнее всего повлиявших на вас? В чем именно заключается их влияние?

– Моими самыми лучшими наставниками были и остаются мои родители, мне очень повезло с ними. Мама и папа – мудрые люди, которые помогали и поддерживали меня всегда, давали возможность раскрыться и найти себя. Да, без них, без их советов у меня ничего бы не получилось. Родители – это наши ангелы-хранители, которые любят нас безусловно – просто за то, что мы есть. И конечно, я очень благодарна всем моим педагогам. Не хочу выделять никого – каждый дал мне знания, которые очень помогают и в жизни, и в профессии.

– Вы сотрудничаете со многими музеями, галереями. Как, по каким критериям выбираете, с кем будете работать, а кому откажете?

– Пока с моей стороны отказов не было, со мной сотрудничали очень хорошие музеи, галереи, работать с ними было интересно. Некоторые учреждения культуры организуют выставки-конкурсы как для профессиональных художников, так и для детей, например Дарвиновский музей. В нем постоянно проводятся экспозиции-конкурсы для самых юных на тему животного мира. Можно заглядывать к ним на сайт и отслеживать объявления о новых конкурсах или интересных программах для детей.

– Что бы вы пожелали родителям, дети которых проявляют способности к скульптуре и желают идти по вашим стопам? А педагогам таких ребят? В какую сторону в ближайшей перспективе планируете двигаться сами?

– Это очень здорово, когда у ребенка есть интерес к творчеству и он тяготеет к чему-то определенному, важно его поддержать и дать возможность себя проявить. Педагог для ребенка – это авторитет и важный наставник, который может сильно повлиять на последующий выбор его профессии. Знаю ребят, у которых именно учителя в детском возрасте отбили все желание заниматься творчеством из-за неправильного подхода к детям. Поэтому важно найти хорошего педагога, который будет содействовать развитию таланта, а не препятствовать этому. Нужно всегда помнить, что ребенок восприимчив и к доброму, и к злому, так что позитивный настрой и желание делиться знаниями с ним в легкой и интересной форме принесут хорошие плоды. Маленький ученик может перегореть, если его любимое занятие творчеством начнет его тяготить.

– В каком направлении сейчас развивается отечественный арт-рынок? Каковы его сильные и слабые стороны? Что наши сооте­чественники могли бы заимствовать у зарубежных коллег? А в чем в свою очередь могли бы служить для последних примером?

– К сожалению, в России сейчас, как и во всем мире, часто сталкиваешься с проблемой так называемого современного искусства, которое не несет в себе никакой художественной ценности. В принципе, даже отношения к искусству не имеет! Это скорее современное творчество людей без должного образования, которые считают плевок или размазанную грязь по полу искусством.

Тем не менее я очень рада, что в нашей стране есть учебные заведения, которые выпускают потрясающих мастеров, произведения которых просто великолепны: Академия Ильи Глазунова в Москве и Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге! В Европе, к сожалению, с образованием художников сейчас большие проблемы. Я была в некоторых крупных учебных заведениях западных стран, уровень требований и работ сейчас там очень низкий. Везде это «современное творчество», что очень удручает.

Изобразительное искусство должно говорить само за себя. Невероятное мастерство – это когда смотришь на картину или скульптуру и понимаешь сам, что хотел донести автор до зрителя, когда получаешь эстетическое удовольствие от работ, когда произведение выполнено профессионально. От проявлений подлинного мастерства и таланта получаешь зрительное удовольствие, испытываешь вдохновение или восхищение, и точно не возникает вопросов, искусство это или нет. Поэтому, с моей точки зрения, самая главная проблема современного мира искусства – это подмена культурных ценностей. В нашей стране, к счастью, это явление выражено меньше, чем во многих других.

Алена ЮРЧЕНКО, фото Павла Буракова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте