Панельная дискуссия на тему “Письменность – базовая ценность в цифровую эпоху” прошла в Историческом парке “Россия – моя история” в Санкт-Петербурге 4 августа.
В период пандемии ученикам стал необходим живой разговор с учителем. Такой утешительный вывод сделал Илья Демаков, учитель истории и обществознания гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса “Учитель года России”-2017. Он заметил, что и у учеников, и у учителей в коронакризисные месяцы возник особый вид стресса из-за отсутствия живого общения. Ни один экран не сможет заменить того особого эмоционального состояния, которое возникает между участниками образовательного процесса. По мнению Ильи Демакова, учитель приходит в класс, чтобы переживать и сопереживать, делиться эмоцией с ребенком. В дистанционном формате, при всем уважении к прогрессу, это трудноосуществимо. Он сравнил ситуацию с тем, как если бы человек набирал текст на клавиатуре, а не писал его от руки.
Между рукописью и машинным текстом вообще огромная разница, считает заведующий отделом рукописей Российской национальной библиотеки, доктор исторических наук Алексей Алексеев. Живые тексты могут рассказать об авторе очень многое: передать его настроение, познакомить с ходом мыслей, продемонстрировать силу чувств. Любая рукописная страничка хранит тепло человека, ее написавшего. И, что самое ценное, это тепло передаваемо. Может, неслучайно человечество хранит древнейшие рукописные тексты, которым несколько сотен лет.
А что останется от человека 21 века? Увы, есть такое предположение, что ничего. Это, конечно, самый неприятный сценарий, но предпосылки для него есть. По словам доктора биологических наук, доктора филологических наук, члена-корреспондента РАО, профессора СПбГУ Татьяны Черниговской, тема письменности и чтения явно недооценена сегодня. Многие начали считать их чем-то архаичным, ненужным. Но важно понимать, что письменность – это мощный цивилизационный рывок. Когда-то люди осознали: надо что-то сделать, чтобы знания не ушли с тобой в небытие. Появилось то, что сегодня можно назвать выносной (внешней) памятью. Чье-то гениальное решение запечатлеть знания и определило дальнейший ход цивилизации. Правда, умение запечатлеть становилось все сложнее, и вот уже многие не могут справиться с этим кодом. Но ларчик открывается просто. По словам Татьяны Черниговской, человечество должно понять, что накопленные знания и опыт нужно хранить и передавать. А для этого нужно уметь мыслить. Трамплин для мысли – это язык. Хотим мы этого или нет, но язык – не только средство общения, но и средство мышления. Развитие мозга, построение сложных нейронных связей, позволяющих считывать не только грубую, но и тонкую информацию, например, интонационные нюансы, зависит, в том числе, от того, как человек работает руками. Письмо – самая лучшая тренировка мозга. Писать и читать необходимо.
Когда мозг развит, то впитывать культурные коды прошедших веков, хранить цивилизационные достижения, ориентироваться на образцы ему не составляет труда, утверждает Татьяна Черниговская. Как мы мыслим, так и поступаем. Сегодня примеров поступков, далеких от эталона, уже масса. Первый ли это “звонок” общей деградации или есть еще шанс всё изменить? Пришло время остановиться и задуматься.
Комментарии