Людмила МИТРЮК, начальник Юго-Восточного окружного управления образования: – Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современный мир все более осознает важность образования. В наши дни это не только процесс приобретения знаний, но и средство для решения задач экономического развития. В конечном счете образование – инструмент повышения качества жизни. Именно поэтому сегодня педагогов волнуют вопросы будущего образования. Что нужно современному ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях? Широкое участие педагогических коллективов в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование» способствовало привлечению общественности к оценке деятельности школ и учителей, что позволило сделать систему более открытой.
Одним из достижений в области повышения качества дошкольного образования города Москвы можно назвать реализацию совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» Департамента образования и ЮНЕСКО. Ресурсный центр «Знаю много языков», который находится в нашем округе в государственном образовательном учреждении прогимназии №1882, реализует актуальное инновационное направление – современную стратегию раннего языкового образования. Центр обеспечивает сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями всех округов Москвы, заинтересованными в обновлении содержания и форм образовательной практики. В сетевом поле разрабатываются и создаются под руководством ведущих научных руководителей модели особого пространства, которые позволяют спроектировать и реализовать индивидуальную траекторию для полноценного развития каждого ребенка.
Эта работа очень актуальна, так как наш стремительно-развивающийся мир предполагает наличие обширных человеческих, экономических, политических контактов. А для этого нужны личности образованные, способные полноценно взаимодействовать с представителями другой культуры и языка, то есть обладающие коммуникативной компетенцией, развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Владимир ЗОТОВ, префект Юго-Восточного округа, доктор экономических наук, профессор:
– Забота о будущем заключается не только в совершенном овладении современными технологиями, как техническими, так и управленческими, но еще и в осознании истории, в грамотном использовании опыта отцов и дедов. Юго-Восточный округ успешно мирит на своей территории прошлое и будущее. Это проявляется во всем: и в уникальной инфраструктуре округа, и в воспитании подрастающего поколения, и в самом отношении к людям. Разнопланова и инфраструктура инновационной деятельности, позволяющая наилучшим образом организовывать процесс выпуска и тиражирования интеллектуальной собственности.
Цель образовательной политики города Москвы в сфере дошкольного образования – реализация права детей на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития каждого ребенка как основы его успешного обучения в школе и полноценной будущей жизни. На пути достижения высокого качества дошкольного образования и воспитания в столице существуют барьеры, преодоление которых является нашей общей задачей.
Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью. Такая цель, мера всех вещей – человек, личность. Значит, из всех показателей оценки учреждения главным следует считать самочувствие в ней ребенка. Система дошкольного образования хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. Это важный социально значимый результат деятельности всего педагогического коллектива.
Одним из приоритетных направлений современного образования стало обучение иностранным языкам, в результате этого обучения происходит развитие у детей основ иноязычной коммуникативной компетентности, их творческих способностей, а также расширение картины мира дошкольника.
Сергей ТУРТА, депутат Московской городской Думы:
– Образование – сфера, в которой осуществляется приобретение человеком знаний и умений, обеспечивающих его полноценное существование в окружающем природном и социальном мире.
Произошедшие изменения ускорили переход общества от постиндустриального типа развития к информационному, при котором возрастает ценность информации и необходимость развития у детей способности дифференцировать и перерабатывать постоянно увеличивающийся информационный поток. В связи с этим языковое образование призвано обеспечить условия для развития информационно-коммуникативных способностей детей и предоставить методический инструментарий для того, чтобы дети смогли грамотно, без ущерба для себя и окружающих управлять информационным потоком. Необходимо научить детей свободно ориентироваться в жизненных ситуациях, решая вербальным путем возможность возникновения конфликтов.
Изучение языков – необходимая составляющая современной жизни. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа. Да и в карьерном росте оно становится весомым аргументом. Более того, это просто отличная возможность развития таких необходимых качеств, как воля, внимание, память. Ломоносов говорил: «Хотите хорошую память? Учите иностранные языки!»
Владение иностранным языком и понимание других культур – неотъемлемое условие эффективности воспитания поликультурной личности. Сегодня общество требует нового, адекватного современным условиям уровня поликультурного образования, которое бы способствовало формированию у обучающихся поликультурного мышления и социальной устойчивости, нравственности и гуманности, практической способности применения полученных индивидом знаний, умения жить в трансформирующемся обществе. Эти задачи решает Ресурсный центр «Знаю много языков» прогимназии №1882 Юго-Восточного округа.
Василий ОВЧИННИКОВ,
глава управы района Выхино-Жулебино:
– Новое время требует образованных людей с широкой языковой подготовкой, владеющих иностранным языком и родным русским как средством реального общения с людьми – носителями иностранного языка.
Наш мир очень изменился. Для современных детей поездка за границу на отдых или учебу уже не нечто необычное. Эти поездки обогащают эмоциональный мир ребенка, расширяют его кругозор, помогают воспитывать уважение к другим народам и культурам, дружелюбие, вызывают желание общаться со сверстниками из других стран. А для общения нужно знать иностранные языки.
Учитывая важность этого, идя навстречу пожеланиям родителей, в управе района Выхино-Жулебино на базе прогимназии №1882 под руководством директора Елены Пелих создан Ресурсный центр «Знаю много языков», который осуществляет сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями Москвы, в котором малыши начинают свое знакомство с английским и немецким языками. Прогимназия – уникальное учреждение, в котором осуществляется воспитание и образование детей с 6 месяцев до 10 лет. Тема работы Ресурсного центра очень своевременна, интересна, но и крайне сложна, так как подготовка детей к обучению иностранным языкам начинается с раннего детства. Научить ребенка-дошкольника понимать иностранный язык и общаться на нем – нелегкая задача. Но коллективу педагогов-единомышленников, творческим, ищущим людям, удается решать ее.
«Круглые столы», семинары, открытые просмотры занятий и выступлений детей, обмен опытом, взаимопомощь помогают найти правильный путь, а условия прогимназии предоставляют возможность на протяжении всего курса обучения иностранным языкам соблюдать принцип преемственности: придерживаться единой системы обучения, которая последовательно ведет ребенка от дошкольного возраста к начальной школе и способствует получению прочных знаний и умений.
В сентябре 2010 года в Москве пройдет Всемирная конференция ЮНЕСКО по вопросам воспитания и образования детей, итоги которой будут учтены в политике государств – членов ЮНЕСКО. Прогимназия №1882 готовится к встрече иностранных гостей, чтобы результатами своего труда достойно представить московское образование – комплексную систему воспитания и образования дошкольников, которой нет ни в одном другом мегаполисе мира.
Екатерина ОСЬКИНА, начальник отдела содержания дошкольного образования Юго-Восточного окружного управления образования, заслуженный учитель РФ:
– Вопросы раннего обучения иностранным языкам уже не одно десятилетие будоражат умы как сторонников, так и противников этого процесса. С одной стороны, отмечается несомненная польза изучения иностранного языка с самого раннего возраста. Об этом свидетельствует не только опыт досоветского периода воспитания и обучения детей, но и опубликованные в последнее время работы по раннему языковому обучению детей. С другой стороны, имеется и противоположная точка зрения, и один из аргументов – недостаточная развитость артикуляционного аппарата и множество фонетико-фонематических и структурных нарушений речи у современных детей. В нашем округе экспериментальная работа по раннему обучению иностранным языкам была организована в Ресурсном центре «Знаю много языков» прогимназии №1882. Первые результаты работы показали, что реализация поставленных целей и задач возможна при методически грамотном подходе педагога, владеющего современными технологиями обучения иностранному языку, знающего психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста. Начиная общение с четырехлетними детьми, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития дошкольников шли в русле современных методик. Основные функции иностранного языка в детском саду заключаются в формировании способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре. Все эти функции реализуются с первых шагов обучения.
Одним из направлений Ресурсного центра стало развитие сетевого образовательного пространства. Сегодня сетевое взаимодействие стало необходимым элементом развития любого образовательного учреждения. Каким бы большим ни был коллектив школы, детского сада, это достаточно малая, в некотором роде ограниченная система, которая может развиваться лишь за счет потенциала взаимодействия с другими партнерами. Реализация стратегии раннего языкового образования объединила в сетевом взаимодействии с Ресурсным центром педагогов из 19 учреждений образования города Москвы.
На семинарах, «круглых столах», открытых просмотрах мы видели, с каким интересом дети выполняют различные задания, направленные на становление их познавательных, творческих и коммуникативно-речевых способностей. Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение иностранного языка превращается в яркое увлекательное путешествие. Практика показала, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. В раннем возрасте можно развить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека и сохранить ее в течение всей его жизни.
Комментарии