Линия УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. представляет собой проверенный временем, классический образовательный комплекс по русскому языку, по которому училось не одно поколение школьников.
Таиса Алексеевна Ладыжеская (1925‑2017) – доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета. Основатель коммуникативно-риторической научной школы, первой в России кафедры риторики и культуры речи. Автор учебников по русскому языку, концепций и программ по школьной и педагогической риторике, лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ. Награждена медалью К.Д.Ушинского.Благодаря разработкам Таисы Алексеевны и коллектива ее коллег учебники насыщены заданиями различного уровня сложности, включают в себя упражнения для развития устной и письменной речи, а также задания для осуществления различных видов контроля знаний.Теоретический материал в учебниках представлен в доступной форме, лаконично, все правила русского языка отрабатываются и закрепляются на практическом материале.Система заданий помогает постепенно и планомерно готовиться к итоговой аттестации на протяжении всего периода обучения. Это достигается с помощью следующих приемов изучения языка:✓от простых языковых явлений к более сложным языковым фактам;✓от легких заданий к более трудным (задания повышенной трудности выделены специальным знаком);✓от репродуктивных заданий в начале изучаемой темы к продуктивным на стадии завершения;✓от наблюдений языковых явлений к обобщениям (в частности, в таблицах и схемах);✓от заданий языковедческого характера к заданиям на применение этих знаний в разных речевых ситуациях.Учебники, входящие в линию УМК, содержат: теоретические сведения по лингвистике; материал для самостоятельных наблюдений и анализа языковых явлений, выводов (обобщений); материал для ознакомления с особенностями употребления языковых средств в речи; учебные диалоги учителя и учеников для актуализации знаний, мотивации изучения темы; материал для системного формирования навыков правильного произношения и написания слов, вызывающих затруднения («Пиши правильно», «Произноси правильно»); инструкции и образцы для различных видов разбора; задания повышенной сложности.Учебники и учебные пособия помогают формировать у обучающихся универсальные учебные действия и достигать высоких образовательных результатов. С помощью изучения русского языка по данной линии УМК развивается понятие о языке как системе, формируется языковая идентичность. Отличительной чертой учебников является лингвокультурологический и коммуникативный подходы к изучению русского языка.Современные учебники доработаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, включены в Федеральный перечень учебников 2014 года.Помимо учебников в состав УМК входят дополнительные учебные, методические и дидактические материалы.Учителю это позволяет экономить время и силы, так как все материалы строго соотносятся с материалами учебников, дополняют и расширяют их. А для ученика преимуществом является разнообразие заданий и видов деятельности, которые осуществляются на уроке и дома.В составе УМК два вида рабочих материалов, что помогает сделать работу на уроке и дома более разнообразной.Рабочие тетради по русскому языку (автор: Ефремова Е.А.) содержат структурированные в соответствии с разделами учебника задания для закрепления и проверки знаний.Рабочие тетради «Скорая помощь по русскому языку» (авторы: Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и др.) – универсальные пособия с дифференцированными заданиями по всем разделам. Они адресованы прежде всего школьникам, испытывающим затруднения в усвоении учебного материала. В пособиях есть четкие алгоритмы выполнения заданий «Проверьте себя», упражнения на обработку и создание текстов, упражнения на отработку правил на примере современных и актуальных для учеников текстов, задания на систематизацию или выявление в языковом материале изученных явлений.С помощью методических рекомендаций можно строить разнообразные, интересные и эффективные уроки, в том числе уроки развития речи (отзыв – рецензия, сжатое изложение, диалог – обмен впечатлениями, анализ речи героя, сочинение на свободную тему и др.). А поурочные разработки помогут как опытному, так и начинающему педагогу. В издании представлены разнообразные формы работы с текстом: слушание и запоминание, выразительное чтение, аналитические и проблемные задания и т. д. Методические рекомендации и поурочные разработки для учителя представлены в свободном доступе на сайте издательства.В УМК входят пособия для осуществления различных видов контроля:1. Учебное пособие «Тематические тесты» (автор: Каськова И.А.) включает тестовые комплексные задания в формате ГИА и ответы к ним по всем темам; содержит материал для самоподготовки к ГИА и самопроверки школьниками полученных на уроках знаний; рекомендации по организации проведения текущего и итогового контроля, измерения учебных достижений обучающихся. В пособии имеются задания различного уровня сложности по всем разделам изучаемого языкового курса.Задания имеют ключи для организации самопроверки.2. Учебное пособие «Диагностические работы» (автор: Соловьева Н.Н.) направлено на систематическую проверку знаний учащихся, на диагностику пробелов и проблем в усвоении материала. Диагностические работы разбиты по темам, как материал в учебнике. С их помощью можно осуществлять проверку усвоения как одной темы, так и целого изученного модуля. Также диагностические работы подходят и для самоконтроля и самоподготовки, что помогает учащемуся построить свою образовательную траекторию.3. Сборник диктантов и изложений (автор: Соловьева Н.Н.) включает в себя не только тексты, но и задания к текстам, в том числе тестового характера.4. Сборник проверочных работ (автор: Егорова Н.В.) содержит тематические проверочные работы, каждая из которых представлена в двух вариантах. Все работы структурированы в соответствии с разделами и темами учебника и предназначены для проверки знаний учащихся. Пособие содержит ответы на все вопросы проверочных работ. Во всех элементах УМК реализуется комплексный подход к изучению языка и особый акцент делается на развитии речи учащихся. В программе урокам развития речи отведена 1/5 часть учебного времени.Развитие речи реализуется по трем направлениям: овладение нормами литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие творческих способностей. Речеведческие понятия и виды работ над текстом пропорционально распределяются среди грамматического материала, а творческие работы предусматривают сочинения разных типов и жанров. Изложения предусмотрены в системе развития речи трех видов: подробные, выборочные, сжатые.В 2018 году в состав УМК включены хорошо зарекомендовавшие себя учебные пособия для 8-9‑х классов (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др.). В изданиях усилен системно-деятельностный подход к образовательному процессу, добавлены практико-ориентированные задания и упражнения.Имя выдающегося советского педагога, лингвиста, специалиста по грамматике и лексике русского языка, профессора Степана Григорьевича Бархударова широко известно не только среди лингвистов всего мира, не только среди преподавателей, которым он посвятил несколько десятилетий своего творческого труда, но и всему российскому обществу, ведь «по Бархударову» уже более 50 лет учатся родному языку школьники России.В 1938 году появился написанный под руководством Бархударова С.Г. первый стабильный учебник, получивший широкое признание во всей России.Теперь учебные пособия по русскому языку для 8‑9‑х классов (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др.) могут стать отличными помощниками для подготовки к ОГЭ. Например, в пособии для 9‑го класса проводится комплексное повторение материала, изученного в 5‑8‑х классах с акцентом на подготовке к итоговой аттестации. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, развитию умений по его интерпретации и созданию речевых произведений в устной и письменной форме, поскольку именно с подобными заданиями у школьников возникают трудности на экзамене.В приложении к пособию представлены планы разборов языковых единиц, список изученных орфограмм, а также орфографический и орфоэпический словари.
Комментарии