С начала 90-х годов прошлого века, когда старые учебники по истории и обществоведению были отменены и школа на какое-то время практически осталась без учебной литературы в этой области, стали появляться пособия, в которых авторы пытались по-новому осмыслить прошлое и настоящее России.
Опорой для них стали политология, право, обсуждение социальных проблем. Хотя ряд учебников довольно успешно включал новые элементы, такие, как вопросы на развитие критического мышления и задания, требующие самостоятельного подхода, большинство осталось в прежней парадигме. В них доминируют передача информации, знаний и далеко не всегда учитываются новые реалии жизни рыночной экономики, демократического государства.
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Главными среди них являются умение делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия, умение адаптироваться в условиях постоянных общественных изменений. Видение ключевых проблем общественной жизни, стремление решить их, устанавливая взаимодействие с окружающими людьми, овладение ценностями демократического гражданского общества – это именно то, с чем школьник должен «войти» во взрослую жизнь. Задача,которая ранее практически не ставилась в качестве главной в нашем образовании.
В свете реформ, проходящих в современной системе российского образования, приобретает огромное значение как подготовка преподавателей к новым требованиям и условиям, так и создание учебно-методической литературы нового поколения. В большей степени это относится к общественным дисциплинам, в которых происходят существенные изменения не только в методических аспектах, но и в содержании, ценностных ориентирах, целевых направлениях. Именно эта область знания – ключевое звено создания системы гражданского образования в России, направленной на подготовку нового поколения российских граждан, тех, кому предстоит, хочется верить, жить в условиях гражданского общества и правового государства.
Появилась точка зрения, что учебник может создавать не один автор, а группа с широким привлечением учителей. Например, разработана серия учебников по английскому языку «New Millennium English» под эгидой Британского совета. Авторы – российские учителя, побывав в Британии и ознакомившись с новейшими методиками и с особенностями современного английского языка, – создали учебники, которые внедряются в настоящее время в школы.
Не случайно, что Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) объявил конкурс на разработку модели подготовки авторов, которым предстоит создать УМК по обществоведению – учебник, который вместил бы в себя новые плодотворные подходы в этой области.
Его выиграла Межрегиональная общественная организация «За гражданское образование», и проект начался с подбора команды, в которую вошли учителя из нескольких регионов. Это авторы курса «Мой выбор» из Москвы и Московской области, разработчики курса «Живое право» из Санкт-Петербурга, а также участники проекта «Введение в современные социальные проблемы» из Красноярска. Уже на первом семинаре педагоги разработали основные принципы и структуру будущего учебного пособия, выбрав три большие области: государство, экономика (бизнес) и гражданское общество. Другие три раздела включают вопросы на стыке этих областей. Новизна подхода заключается в рассмотрении проблем с точки зрения того, как государство, экономика и гражданское общество способствуют становлению гражданина. Акцентируются не только и не столько передача знаний, но и включение учеников в способы деятельности, поиск знаний, выполнение проектов, обсуждение изучаемого материала в ходе дискуссий и дебатов, интерактивных методов, приемов и форм обучения в учебный процесс и в сам учебник.
Новый курс позволит старшеклассникам не только познакомиться с новейшими подходами к государству, экономике и обществу, но и поучаствовать в ролевой игре по выбору лучшей формы государственного устройства, в создании собственного бизнес-плана, проведении мини-проектов по исследованию общественных проблем и поиску путей их решения. Новые понятия они будут осваивать в ходе подобных интерактивных занятий, самостоятельного поиска, работы с документами и работая в группах. Учебник будет снабжен обширным словарем, выдержками из новейшей литературы и современным теоретическим материалом.
Уже сейчас разработаны первые варианты основных трех разделов УМК, началась апробация учебника. После экспертизы ведущими российскими, зарубежными педагогами и учеными авторский коллектив переработает учебник, и его можно будет предложить для более широкого использования.
Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, Ирина ДИМОВА
Комментарии