Говорят, астрономия – наука загадок. А еще до этого замечания Николая Лескова Леонардо да Винчи уверял, что не сворачивает тот, кто смотрит на звезды. Изучая Вселенную, человек многое познает на Земле. И это стало отправной точкой дискуссии на круглом столе, который прошел в рамках Первого Московского педагогического форума.
Предварил большой разговор о том, как и зачем учить астрономии современных школьников, обстоятельный доклад академика Виктора Чаругина. Доктор физико-математических наук, профессор МПГУ и МГОУ, заведующий секцией астрономии и физики Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского рассказал о роли “звездоведения” в формировании религии и науки, а также в становлении общества. И если в древности астрономия имела мировоззренческое и даже иногда религиозное значение, то с развитием цивилизации наблюдения за небесными телами привели к развитию физики и математики, открытию новых законов:
– Развитие астрономии идёт дальше, используя новые каналы информации от небесных тел – это нейтринная и гравитационно-волновая астрономия. Изучение наблюдаемого разбегания галактик открыло новую силу всемирного отталкивания. Обнаружены планеты около других звёзд. Астрономия ставит новые проблемы перед естествознанием.
Виктор Чаругин подчеркнул, что астрономию преподавали в школах ещё с античности, а великие просветители XVIII века закрепили её важное и необходимое место в системе образования.
– Я считаю, что современное естествознание, да и вообще естествознание, зиждется как раз на астрономии. Чтобы понять современное естествознание, надо знать астрономию! – убежден академик.
Методист ГБПОУ “Воробьевы горы” Елена Башлий отметила, что в школе астрономию долгое время не преподавали, но вот в качестве дополнительного образования она всегда была доступна. Это, по мнению методиста, позволило сохранить как образовательные программы, так и методическое и дидактическое обеспечение. Она рассказала, как преподают астрономию в образовательном комплексе “Воробьевы горы”, упомянув с гордостью, что в учреждении есть собственная обсерватория и планетарий. По словам Елены Башлий, занятия организованы для детей с 5 лет, поэтому в качестве методики используются и игровые технологии.
– Постепенно познание через игру переходит в исследовательскую деятельность, – пояснила методист.
Она назвала изучение астрономии ключевым фактором в формировании системно-научного мышления:
– Астрономия современным детям нужна именно для систематизации знаний. Они у них крайне хаотичные, переполнены различными побочными фактами, которые просто не усваиваются. Если дети изучают астрономию, появляется больше шансов проверить их логическое мышление. Логика, системное мышление – это обязательные условия при освоении астрономических знаний.
Участники круглого стола, учителя-практики спросили Елену Башлий о главных особенностях преподавания астрономии. Методист заявила, что считает главным заинтересовать учеников. А для этого, по её мнению, нужны практические занятия в планетарии или обсерватории, наблюдения за звёздным небом. Тогда как простые лекции без практики могут быть детям не так интересны.
Форум проходит в режиме онлайн. Он предоставил возможность выстроить диалог с учителями со всех регионов России о содержании, методах и формах преподавания, о современной школе, сформировать практики и заложить основу будущих стандартов обучения. Интересные встречи и обсуждения ведутся уже несколько недель, а впереди еще огромная насыщенная программа. Она размещена на сайте “Школа большого города”. Записи трансляций доступны на Московском образовательном телеканале в разделе “Первый Московский педагогический форум”.
Комментарии