Команда молодых ученых – выпускников ПетрГУ провела исследование, позволяющее установить связь между эмоциональным интеллектом и интернет-вовлеченностью у подростков. В силу возраста ребята не всегда могут контролировать и понимать свои и чужие эмоции. Поэтому часто возникают сложности с коммуникацией со сверстниками, педагогами и родителями.
Эта тема серьезно заинтересовала молодых психологов-педагогов, которые в силу профессиональной деятельности постоянно контактируют с детьми разных возрастов. Важным фактором в начале работы стало то, что подростки сами обращались за помощью, не стеснялись рассказывать о своих проблемах и задавали множество вопросов о том, как выстраивать те или иные взаимодействия.
Так родилась идея проекта, в основе которого лежит исследование эмоционального интеллекта и его связи с интернет-вовлеченностью. С помощью анкетирования было установлено, что у подростков Республики Карелия низкий уровень развития эмоционального интеллекта, однако Интернет не оказывает на него сильного негативного влияния.
Поколение детей, родившихся после 2004 года, максимально интегрировано в среду современных технологий, и большая часть их коммуникаций происходит онлайн. Тем не менее живое общение по-прежнему окружает человека ежедневно, а значит, и выстраивание взаимоотношений с друзьями, родителями, одноклассниками и коллегами очень важно.
На основании исследования установили, какой метод наиболее применим к подросткам – обучение посредством личного общения или использование интернет-пространства. Довольно быстро подтвердился тот факт, что подростки гораздо лучше воспринимают информацию через Интернет, поэтому проект включает в себя как живое общение, так и онлайн-тренажер.
Тренажер обучает контролировать и понимать свои и чужие эмоции, тем самым охватывая четыре аспекта эмоционального интеллекта. А социально-психологический тренинг точно так же учит этим навыкам, но уже в формате живого общения.
Сегодня в России не существует бесплатных аналогов подобного тренажера. На текущем этапе команда разработчиков создает сайт, который бы полностью удовлетворил потребность в простой и понятной тренировке навыков коммуникации для подростков.
Работа над сайтом ведется при участии фокус-группы, которая помогает корректировать интерфейс и высказывает пожелания о том, какие еще аспекты взаимодействий хотелось бы развивать с помощью тренажера. На сайте также предусмотрена шкала прогресса, которая поможет педагогам отслеживать результаты участников.
Параллельно ведется работа по тестированию социально-психологического тренинга, создаются рабочие материалы, которые в дальнейшем можно будет распространить по всей территории нашей страны среди психологов и педагогов. Проект получил грант главы Карелии по итогам конкурса Фонда венчурных инвестиций Республики Карелия.
Александра СЕВЕРНАЯ
Комментарии