С 1 февраля у столичных одиннадцатиклассников обучение выстроено по-новому. 31 января они завершили программы по ряду предметов, которые изучали на базовом уровне. Русский язык продолжается для всех в рамках практикумов по подготовке к ЕГЭ, потому что его сдают все наши школьники. Ученики профильных и предпрофессиональных классов продолжают углубленно изучать профильные для них предметы. Все без исключения независимо от профиля продолжают изучать математику, историю, литературу, обществознание, занимаются физической культурой. Но теперь у них появились практикумы по подготовке к ЕГЭ, которые стали частью их учебного плана и расписания.
Практикумы по подготовке к ЕГЭ удалось интегрировать в учебный план за счет часов, которые высвободились благодаря завершению части предметов 31 января. Это освободившееся время позволило школьникам сосредоточиться на тех предметах, по которым они собираются пройти свои финальные школьные испытания.
Очень важным преимуществом такой организационной модели является ее поточно-групповая структура. Группы для обучения на практикумах формируются в соответствии со стартовым уровнем подготовки ребенка и его целью, уровнем притязаний и ожиданий от экзамена. Таких групп две: базового уровня и продвинутого уровня (по каждому из предметов). Таким образом, всех одиннадцатиклассников сгруппировали по их интересам, дефицитам и задачам, которые они перед собой поставили.
Говоря о новом формате обучения с акцентом на подготовке к ЕГЭ, следует отметить два очень серьезных заблуждения. Первое заблуждение – это то, что содержание единого государственного экзамена можно просто вызубрить, чтобы потом поставить «галочки» напротив вариантов ответа, может быть, даже где-то угадать, и все, тебе повезет.
Это далеко не так. Содержание единого государственного экзамена очень сильно меняется. Задания становятся сложными. Они требуют глубокого понимания всего предмета, взаимосвязи разных событий, законов, величин, которые ребенок изучал на протяжении всех лет школьной жизни, взаимосвязи процессов и явлений из разных областей науки. А еще есть творческие задания – эссе, где нужно продемонстрировать не только знания, но и креативность, эрудицию, умение формулировать точку зрения и защищать ее. Поэтому говорить о том, что единый государственный экзамен содержит только репродуктивные задания и можно замечательно сдать ЕГЭ, просто вызубрив правила, в корне неверно.
Второе заблуждение – это тезис о том, что дети теперь не учатся, а только к ЕГЭ готовятся. Сама по себе подготовка к экзамену – это хорошо известные в педагогике повторение, обобщение, систематизация, рефлексия. Но они дают результат только тогда, когда у ребенка уже сформировано представление о предмете, накоплен определенный учебный опыт. В таком случае подготовка к ЕГЭ на практикумах позволит школьнику увидеть взаимосвязь не только между изученными процессами, явлениями, событиями внутри одного учебного предмета, но и метапредметно – между всеми дисциплинами, которые он изучал. Это очень здорово развивает мышление и личность.
В период подготовки к ЕГЭ педагоги используют самые разные схемы и подходы к обучению. Специально перед началом практикумов учителя прошли курсы повышения квалификации, на которых узнали все необходимое о новом формате обучения, а теперь продолжают обмениваться опытом и лучшими практиками подготовки школьников к ЕГЭ в ресурсных центрах, которые работают в самых успешных по статистике сдачи экзаменов школах. Качественная подготовка к ЕГЭ требует от учителя очень серьезного и ответственного подхода к структурированию и подаче материала, а от школьника – не слепой зубрежки, а погружения и рефлексии.
Четыре оставшихся перед началом экзаменов месяца – это очень важный с точки зрения образовательного потенциала период. Мы провели большую подготовительную работу, чтобы это время прошло для одиннадцатиклассников максимально продуктивно благодаря системе практикумов, на которых они смогут подробно разобрать каждое задание ЕГЭ и проработать все сложные моменты.
Олеся ЛУКАШУК, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии